Школьный учитель истории Роман Безсмертный уже четверть века занимается политикой. В 1994 году в возрасте 28 лет он победил на выборах в Макаровском мажоритарном округе Киевской области, где находится его родное село Мотыжин. После этого избирался народным депутатом нескольких созывов, стал одним из авторов Конституции, представителем президента в парламенте, заместителем главы Администрации президента, вице-премьер-министром, дипломатом, работал в Трехсторонней контактной группе по мирному урегулированию конфликта на востоке Украины. Наш разговор накануне Дня независимости получился многоплановым — не только о стране, но и об истории рода Безсмертных.
— Роман Петрович, как вы празднуете День независимости?
— Очень просто: собираемся нашей большой семьей за столом. 24 августа у нас двойное торжество, ведь это еще и день рождения нашей семьи. Мы с Таней (журналист Татьяна Мокриди. — Авт.) вместе уже девять лет.
Я убежден, что семья и дети (у нас с женой на двоих четверо детей и двое внуков) — это то, ради чего надо жить. Мысль о близких очень сильно помогает привести себя в чувство.
Один эпизод в своей жизни запомнил навсегда. В 1996 году я входил в группу авторов Конституции. Работали очень напряженно. Однажды кто-то из журналистов спросил: «Когда вы в последний раз видели родителей?» Ответил, что полгода назад, поскольку занят с утра до ночи. А жил ведь всего в 42 километрах от них… Больше подобное никогда не повторялось. С мамой (Ольга Демьяновна сейчас на пенсии; отец Петр Кириллович умер в 2005 году. — Авт.) с тех пор вижусь каждую неделю.
Уверен, если бы мы понимали, что действительно самое важное в жизни — Человек, то по-другому писали бы и Конституцию, и законы, и прочие документы.
Скажу еще вот о чем. Между понятиями — украинским «родина», российским «семья» и английским «family» — существенное отличие. Да, это синонимический ряд, но содержание все-таки разное. Family — это я и мои дети. Семья — я, мои дети и мои родители. А родина — это три или даже четыре поколения. Это огромнейшая ценность.
— Вы историк, наверняка хорошо изучили свои корни.
— По линии мамы знаю восемь поколений, по линии отца — четыре, больше нельзя установить.
Составил наше генеалогическое древо. Когда есть время, продолжаю его исследовать. Если бы была возможность для каждого гражданина Украины составить такое же древо и подарить, было бы замечательно. Очень важно знать свои истоки.
— Расскажите о своих родных.
— Что касается черт характера, хотел бы, чтобы со мной были дедова мудрость и терпение отца. Отец в этом смысле уникальный человек. Вот, казалось бы, выдержать нельзя, а он просто не реагировал на ситуацию. Кстати, наши с Таней отцы родились в один день. Они очень похожи. Не демонстрируют внешне ни боль, ни радость.
А от мамы взял бы доброту.
У меня была очень жесткая бабушка по маминой линии. Баба Наталка — это дисциплина и порядок. Если надо три раза в день молиться, неукоснительно это делала. А взгляд… Такое впечатление, что тебя, словно в фильмах, ветром сдувает. Помню, она стоит на коленях перед образами, а мы с братом в щелку подглядываем. Она как глянет — и все, мы «улетели».
Конечно, она нас любила. Когда я был маленьким, мне снились скверные сны: то мир переворачивается, то какие-то «плохие дядьки». Такое бывает у детей. Но однажды мне во сне было так хорошо: на облаках летаю, солнышко, ветерок. Открываю глаза — надо мной стоит бабушка, молится и очень легко дует на лицо. С того времени мне вообще ничего не снится.
Расскажу о родителях отца. Дед Кирилл был под два метра ростом. Фронтовик. Шесть раз попадал в плен. Никогда в жизни не ходил на торжества в честь Дня Победы, не смотрел парады. Всегда говорил: «Там усе брешуть».
А у бабушки были очень натруженные крестьянские руки. После ее тяжелого шлепка можно было оказаться очень далеко.
В колхозе насчитывалось четыре тысячи гектаров земли (сейчас то же самое). Представьте, женщины обрабатывали ее только вручную.
Читайте также: Роман Безсмертный: «Мы превысили лимит популизма и пустых обещаний»
— В «Фейсбуке» было видео: вы в белоснежной рубашке сеете пшеницу.
— Я читал комментарии. Мол, приехал из Киева сфотографироваться. Они не знают, что меня с детства приучили: посев — это большой праздник, так что обязательно надо надеть белую сорочку. Дед всегда засевал поле только вручную. Это семейная традиция, и я ее чту.
— Крестьянский труд очень тяжелый. Вам-то это зачем?
— Когда-то я проходил медосмотр. Молоденькая медсестра, услышав мой диагноз, ухмыльнулась: откуда у него пупочная грыжа, он, кроме ручки, в руках ничего не держал. Пожилой хирург спросил: «Ты его биографию читала?»
Я вырос в селе. С пяти-шести лет мы с братом каждый день кормили хозяйство — полтысячи кролей, куры, корова, свиньи. Я вообще никогда в жизни не слышал от родителей: «Ты должен сделать то-то и то-то». Мы просто делали.
Понимаете, для тех, кто вырос в такой системе координат, как я, физический труд естественен. Откуда взялась моя сутулость? Я вкалывал, не понимая, что силенок еще не хватает. В шестом-седьмом классе тягал на плечах 50-килограммовые мешки с картошкой, свеклой или зерном, косил пшеницу, молотил, копал картошку, не говоря о заготовке сена…
Мальчики в сельской местности — это рабочие руки. Мы жили очень скромно. Дед с бабушкой пенсию не получали, потому что были раскулаченные. Отец — тракторист, мама — медсестра. Надо за лето выкормить бычка или свинью, сдать их, чтобы осенью было на что купить одежду, портфели и канцтовары.
Я не могу без земли. Понимаете, есть люди, которым силы дают театр, книги, ничегонеделание, рыбалка, охота. А мне — тяжелый физический труд. Когда работаю, полностью отключается мозг. Потом появляются свежие идеи. У нас очень большой сад (я его сам посадил) и огромный огород. Все свое: фрукты, картошка, кабачки, перцы, свекла, помидоры…
* Роман Безсмертный: «Что касается черт характера, то от мамы я взял бы доброту»
— Возвращаемся к истории семьи. Откуда пошел род Безсмертных?
— Моего прапрадеда нашли во время страды в покосе. Мальчику дали имя Касьян, фамилию Безсмертный.
— Это случилось в селе, где вы выросли?
— Да. По сути, я жил только в двух местах — Мотыжине и Киеве. В нашем селе люди между собой называют улицы по фамилиям: Безсмертная, Гребенюковая…
Мотыжин — одна из загородных резиденций киевского князя Владимира. Первое упоминание о нем можно найти в Ипатьевской летописи. Там сказано, что в 1011 году князь останавливался в Белгороде и в Мотыжине.
В селе по довоенной переписи было практически поровну украинцев, поляков и евреев.
— Что это за история, когда ваша бабушка спасла евреев?
— О ней знаю от тетки, которая умерла две недели назад. Она мне рассказала, что бабушка Наталка прятала этих людей. Но она вообще никогда не говорила ни о голоде, ни о войне.
Понимаете, все было очень сложно. Их раскулачили в 1929 году. Дед Демьян Иванович ушел из дома и вернулся только после войны. Потому что опасно было. Тетка рассказывала, что он иногда приходил ночами. Позже по некоторым словам, услышанным от него, я понял, где он был. Всех, кто плохо себя вел, дед называл «касимовцами». А Касимовское ханство существовало
Усадьбу и дом, где мы сейчас живем, прадеду Ивану Паламарчуку подарил пан. Прадед был у него управляющим. После раскулачивания хату разобрали, а из бревен построили клуб. Позже их использовали для дома для многодетной семьи. Он и сегодня стоит.
А семья деда рядом с утраченным жильем вырыла землянку, где ютилась до 1946 года. Потом дед вокруг нее построил хату. А отец, приехав в 1965 году с целины, возвел рядом свой дом. Причем оба дома стояли на остатках фундамента прадедовской хаты. Я потом это все снес, оставив только яму от землянки. Там сейчас погреб. Наш сегодняшний дом практически точно копирует по фундаменту дом прадеда. Он весь облеплен гнездами ласточек, чижей, стрижей… Не знаю почему. А прямо над нашей спальней ежегодно вьют гнездо аисты. Они прилетают каждый год день в день — 22 марта. Это День всех святых.
Мне очень хотелось бы, чтобы наши дети сохранили родовое гнездо. А еще — чтобы они к нам не имели претензий и не ругали за то, что мы неправильно прожили жизнь. Ведь у нас по традиции каждое следующее поколение предъявляет огромные претензии к предыдущему…
— Мы беседуем в преддверии праздника. С чем прежде всего ассоциируется независимость Украины у вас?
— Это два слова — шанс и свобода. Могу сказать, что не реализовался бы как человек и политик, если бы не было независимости Украины. Я прекрасно понимал, что если меня, обычного сельского школьника, с седьмого класса возили в Москву «смотреть на Ленина», то я кем-то буду. Но кем? Меня та система нянчила, куда-то вела. Какой бы сволочью вырос, не знаю. А независимость мне дала шанс быть свободным и быть самим собой.
Понимаете, когда ты, будучи студентом, поднимаешь бунт на факультете, и с твоим мнением считаются преподаватели и ректорат…
— Из-за чего?
— Из-за советской системы образования, ее содержания.
А когда в Бородянке (с 1990 по 1994 год Безсмертный преподавал в Бородянской школе. — Авт.) по указанию райкома собирали людей, чтобы те с плакатами вышли защищать памятники Ленину, я предупредил: «Не дай Бог, вы туда потянете детей». Перед ними стоял человек, который знал не только о том, чем закончились события в Венгрии и Чехословакии, но и, в отличие от многих, о трех восстаниях в Берлине после войны.
Поэтому, когда Украина обрела независимость, я как историк понимал, что свобода — это возможность действовать, говорить, избирать кого-то, самому избираться. Свобода — это единственное, что мне нужно от государства по сегодняшний день.
Читайте также: Роман Безсмертный: «Всегда вспоминаю фразу, которую сказал Обама: «Россия за все заплатит»
— Вы сейчас в разных городах страны проводите дискуссии на тему «Якої ми хочемо України?» На каждой встрече убеждаете аудиторию в том, что назрела необходимость переосновать государство, как вы формулируете. Почему заговорили об этом спустя 27 лет?
— Во-первых, если бы в 1991 году мог влиять на создание фундамента украинского государства, то предлагал бы несколько иной институциональный подход. Во-вторых, если бы у меня была возможность в 1996 году заложить иную модель Конституции, сделал бы и это. Я еще тогда поддерживал идею двухпалатного парламента, единство исполнительной власти, более активную роль громад, местного самоуправления и так далее. Украинское государство как бы унаследовало посттоталитарную модель, но к конкретной демократической и социальной еще не пришло. Отсюда очень много проблем.
В большинстве своем государственные институты существовали и продолжают существовать не ради решения проблем человека и реализации его прав, а для самосохранения. Пять шестых мэрий областных городов — это крепости. Едва открыв дверь, вы видите турникет, помещение с полицией и охраной, которая спрашивает, чего вы сюда приперлись. И лишь в одной шестой мэрий вы оказываетесь в месте, где вам будут помогать.
То есть одни институты пытаются играть неестественную для себя роль, а те, которые обязаны защищать целостность государства и безопасность граждан, этого не делают. Война эту серьезную проблему выкристаллизовала. В момент начала конфликта абсолютно отсутствовала жесткая государственная позиция. Тогда граждане и часть бизнеса взяли на себя эту нагрузку. Если бы не они, неизвестно, чем бы закончилась ситуация.
— То есть, когда вы говорите о переосновании государства, имеете в виду передачу каждому из институтов его естественных функций?
— Да. Главная ценность государства — Человек. Это значит, что нужно всячески пропагандировать идею: каждый из нас имеет право быть самим собой, заслуживает уважения и возможности реализовать потребности. Не так сложно прописать такую модель.
При сохранении нынешней модели, при которой государственные органы, органы местного самоуправления, общественные организации и политические партии выполняют неестественные функции, мы можем попасть в ситуацию, когда территориальный местечковый эгоизм очень быстро перерастет в сепаратизм. О других противоречиях я уже упоминал. Их следует незамедлительно устранить путем переоснования государства. Только такой подход может построить новую Великую Украину. Я знаю, о чем говорю: мой род тяжело и долго шел к этой независимости. Свободная страна и сильное государство — такой мы хотим видеть Украину в будущем.
Напомним, ранее в одном из интервью Роман Безсмертный заявил о том, что российские спецслужбы планировали в 1990-х годах убить тогдашнего президента Украины (1994−2005 гг.) Леонида Кучму.
*Фото Александра КОСАРЕВА