В последние годы Украина совершила огромный рывок на пути евроинтеграции. Сейчас любой обладатель биометрического паспорта может свободно, без длительного оформления визы, путешествовать по странам Евросоюза. А на улицах украинских городов все чаще можно услышать речь туристов из Европы. На наших прилавках все больше качественных европейских товаров, а отечественная продукция успешно завоевывает рынки соседних стран. Хотя понятно, что Украина находится только на старте сближения со странами ЕС. О том, что уже сделано, и чего предстоит добиться в будущем, «ФАКТЫ» побеседовали с вице-премьер-министром по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванной Климпуш-Цинцадзе.
— Периодически звучат заявления о том, что Украина разрабатывает и внедряет Дорожную карту евроинтеграционных законопроектов. Каких сфер жизни украинцев они касаются?
- Кабмин и парламент активно сотрудничают над теми законодательными изменениями, которые необходимы для нормативного сближения Украины и ЕС. То есть надо продолжать совершенствовать правовое и регуляторное поле в соответствии с директивами и регламентами Евросоюза.
Проработав эти вопросы с парламентариями, мы согласовали определенный пакет законопроектов, которые уже внесены на рассмотрение Верховной Рады. При этом на уровне правительства нам пришлось провести экспертизы поданных депутатами законопроектов. Стоит признать, что некоторые проекты документов, декларируемые как направленные на выполнение той или иной нормы Соглашения об ассоциации, на самом деле таковыми не являются. В результате мы сформировали пул из 58 законопроектов. На данный момент пять из них уже приняты в целом и еще 11 утверждены в первом чтении. Сейчас мы уточняем и актуализируем список приоритетных законопроектов, 20 из которых необходимо рассмотреть на следующей сессии парламента как первоочередные. Например, законопроект о защите прав интеллектуальной собственности. В Верховной Раде сейчас находятся четыре проекта документов, регулирующих данную сферу.
На первый взгляд, она не касается непосредственно наших граждан. Однако это не так. Ведь упомянутый закон среди прочего направлен на защиту географических названий. К примеру, отечественные производители не имеют права выпускать напитки под названием «коньяк». Ведь это географическое название защищено правом на интеллектуальную собственность. Они могут называть соответствующие напитки «бренди», но не коньяк. Также мы должны защитить и свои географические названия, используемые как торговые марки. Их довольно много. Например, речь может идти о карпатских сырах или полтавских галушках. Это необходимо сделать сейчас, когда отечественная продукция активно выходит на европейский и мировой рынки.
Кстати, одним из достижений на этом пути можно назвать недавнее принятие закона о защите авторского права, который оценили международные эксперты. Но нам еще предстоит законодательно защитить авторские права на фонограммы, на изобретения, на программные и научные разработки и так далее.
— Правда ли, что в пакет евроинтеграционных нормативно-правовых актов входит законопроект о публичных электронных реестрах? Расскажите об этом подробнее.
- Все мы прекрасно знаем, что значит бегать по всевозможным инстанциям за различными справками. Это очереди, волокита, потеря времени и нервотрепка. Сейчас проблема частично решается за счет внедрения электронных реестров. По всей стране уже работают Центры предоставления административных услуг, где оперативно можно оформить паспорт, регистрацию места жительства, имущества и так далее. Но это только первый шаг на пути создания современной системы административных услуг. Необходимо создать прямую взаимосвязь между всеми электронными реестрами, что даст мощный толчок во многих сферах.
Например, в законопроекте о публичных электронных реестрах содержится норма, которая позволит Национальному агентству по противодействию коррупции работать более эффективно за счет получения в режиме онлайн доступа ко всем реестрам. Известно, что за время существования агентства его специалисты проверили всего около 330 налоговых деклараций. Во многом такая низкая эффективность связана именно с отсутствием прямого доступа к реестрам. Поэтому принятие данного закона не только облегчит жизнь миллионам украинцев, но и будет способствовать борьбе с коррупцией.
— Сейчас держателями электронных реестров являются самые разные организации, в том числе частные. Упомянутый законопроект предусматривает создание единого органа по управлению всеми реестрами?
- Нет. Речь идет о создании условий для взаимного обмена информацией между всеми реестрами.
Кстати, еще одним важным направлением является сфера санитарных и фитосанитарных мероприятий. Например, регулирование использования ГМО в отечественных и импортных продуктах питания, маркирование продуктов с подробным указанием всех составляющих и добавок. Эти законопроекты в буквальном смысле касаются каждого гражданина Украины, так как речь идет о пище, а значит, и о здоровье людей.
Читайте также: Геннадий Зубко: «Хочу предложить украинцам не стоять в стороне, а идти во власть, управлять жизнью своих громад»
— В нынешнем году были приняты два важных законопроекта — о защите прав потребителей и об органических продуктах. Эти законы входили в перечень евроинтеграционных?
- Да. Это очень важные документы, но в дополнение к ним необходимо еще принять ряд законопроектов, в частности, о маркировке продуктов питания.
Еще одним важным совместным достижением президента Украины, Кабмина, дипломатов считаю принятие на саммите «Украина- ЕС» совместной декларации. В нее включены приоритетные сферы секторального сотрудничества для более глубокой интеграции с Евросоюзом. Одна из этих сфер — таможня. Конкретными шагами в реализации этого приоритета станет принятие законопроектов, касающихся регулирования деятельности экономических уполномоченных операторов, изменения некоторых норм Таможенного кодекса и усовершенствования порядка таможенных и транзитных процедур. Это позволит нам двигаться гораздо быстрее и эффективнее по пути упрощения таможенных процедур между Украиной и ЕС. Также будет способствовать увеличению товарооборота, упростит транзит через таможенную территорию Украины, создаст условия для инвестиций, а значит, и для новых рабочих мест. В конечном итоге обязательно произойдет активизация экономики, и соответственно, ускорится рост благосостояния людей. Поэтому принятие и выполнение каждого из этих, казалось бы, технических и далеких от простых людей законопроектов на самом деле улучшит жизнь каждого украинца.
— В Дорожной карте евроинтеграционных законопроектов упоминается техническое регулирование. О чем идет речь?
- Мы уже длительное время ведем переговоры с представителями ЕС о присоединении Украины к Соглашению об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции (АСАА). Это позволит получить признание отечественных промышленных товаров соответствующих стандартам качества Евросоюза. В трех секторах промышленности мы уже внедряем соответствующее техническое регулирование, и продукция этих секторов могла бы быть признана в Европе наравне с товарам, произведенными непосредственно в ЕС. На них даже будет стоять всем известная маркировка «СЄ» — известный знак качества. Но для того, чтобы двигаться дальше, нам нужно в кратчайшие сроки принять закон о техническом регулировании. Только после этого Украина точно сможет присоединиться к Соглашению об оценке соответствия и приемлемости промышленной продукции.
Хочу подчеркнуть: если стандарт качества ЕС будет распространяться на украинскую продукцию, если она получит маркировку «СЄ», то для отечественных товаров откроется не только европейский, но и другие перспективные рынки мира. Таким образом, будет расти экспорт, соответственно, и объемы производства отечественной продукции. А это — увеличение валютных поступлений, отчислений в госбюджет и рост зарплат украинцев.
Украина сейчас проходит уникальный путь — выходит из кризиса, защищается от военной и экономической агрессии РФ, возвращает и обслуживает долги на сумму 48 миллиардов долларов, образовавшиеся между 2005 и 2013 годами, и одновременно возрождает экономику, проводит децентрализацию власти, стремительно движется к ЕС. Хотя на этом пути немало сложностей и нерешенных проблем.
Например, меня беспокоит задержка с рассмотрением в парламенте пяти законопроектов, касающихся транспортной отрасли. Речь идет о документах, которые Украина обязана утвердить в соответствии с Соглашением об ассоциации с ЕС. Они касаются морских, автомобильных, железнодорожных перевозок, внутренних водных путей, транспортировки опасных грузов. Затягивание рассмотрения депутатами этих законопроектов реально убивает наших граждан. Потому что отсутствие нормальной системы контроля качества пассажирских перевозок, состояния здоровья водителей, технического состояния транспортных средств приводит к ужасным автокатастрофам, к гибели и травмированию тысяч ни в чем не повинных людей. Поэтому эти евроинтеграционные вопросы тоже касаются абсолютно каждого из нас.
— Но ведь есть и достижения?
- Действительно, нельзя забывать и о наших успехах. Мы довольно серьезно продвинулись в реформировании и адаптации к европейским стандартам сферы энергетики и энергоэффективности. В ближайших планах принятие законопроекта о прозрачности в добывающих отраслях. Он даст возможность путем открытого, понятного регулирования проводить столь же понятные и прозрачные конкурсы, с большим количеством украинских и зарубежных участников, готовых инвестировать в перспективные проекты. Это стимулирует добычу полезных ископаемых, в том числе нефти и газа, а значит, будет способствовать полной энергонезависимости Украины, в перспективе же и возможности самим стать экспортерами энергоресурсов.
Поэтому я считаю, что европейская интеграция, смена правил во многих отраслях имеют непосредственное влияние на жизнь каждого украинца. Это только на первый взгляд кажется, что евроинтеграция — нечто абстрактное. А когда начинаешь вникать глубже, то оказывается, что за сложными, и, казалось бы, далекими от людей понятиями, кроются конкретные действия, которые влияют непосредственно на нашу жизнь.
— Связана ли евроинтеграция с реформой сферы здравоохранения?
— В рамках Соглашения об ассоциации у нас есть, например, важное задание — создание совершенной и надежной службы донорской крови и эффективного банка донорской крови. Сейчас стратегия создания этих важнейших институтов проходит экспертный анализ в правительстве. И после того, как будет согласована и утверждена, в Верховную Раду поступит соответствующий законопроект.
— Почему это так важно?
- Потому что, когда возникает критическая ситуация и мы нуждаемся в помощи, каждый из нас хочет быть уверенным в том, что препараты, изготовленные из донорской крови, являются безопасными и высококачественными. Мне пришлось пережить подобное испытание, когда переливали кровь моим родным людям. И я знаю, как тяжело брать на себя ответственность, давая письменное согласие на использование крови, которая вполне может быть инфицирована. Я очень хочу, чтобы все мы в будущем были уверены в том, что использование донорской крови абсолютно безопасно. И что этой крови всегда достаточно в любой больнице страны.
Кстати, я очень горжусь принятием законопроекта о донорских органах, который тоже входил в «Дорожную карту». Это шаг навстречу будущему, когда мы как государство сможем предлагать нашим гражданам медицинские услуги европейского уровня, эффективно их лечить и спасать жизни. И это особенно актуально в условиях продолжающейся российской агрессии. Теперь мы сможем объединить свои и европейские базы данных, чтобы оперативно спасать людей. Это тоже евроинтеграция в действии.
— Евроатлантическая интеграция Украины — понятие более широкое, включающее и военную составляющую. Что сейчас делается правительством в этом направлении?
- Я неоднократно акцентировала внимание на том, что процессы европейской и евроатлантической интеграции тесно переплетаются. Примерно в 75% заданий они, по сути, являются идентичными. Ведь евроатлантическая интеграция — это отнюдь не только военная сфера. Не забывайте, что НАТО является военно-политическим блоком, объединяющим страны, которые не только сотрудничают в военной сфере, но и придерживаются общих демократических процедур. В частности, основополагающими принципами государств — членов Альянса являются демократия и верховенство права, так же, как и во всех странах Евросоюза.
Поэтому мы говорим о заданиях для Украины, которые касаются гражданских свобод, юстиции, безопасности и так далее. В частности, нынешняя реформа судебной системы должна вывести работу отечественных судов на уровень, который гарантировал бы гражданам верховенство права. Это очень сложный и длительный процесс. К сожалению, невозможно в одночасье сменить всех судей по всей стране. Должен пройти процесс отбора, очищения. И мы как граждане с нетерпением ожидаем результатов судебной реформы. А пока смотрим на первые результаты работы Верховного суда, члены которого уже прошли «чистилище» тщательного отбора.
Что касается евроатлантической интеграции, то этот процесс формируется на основе наших годовых национальных программ под эгидой комиссии «Украина-НАТО», которые мы согласовываем с Альянсом. Перед нами стоят задачи реформирования не только оборонной сферы, но и других, начиная от образования и заканчивая экономикой. Естественно, что большая часть этих годовых национальных программ касаются реформирования оборонного сектора и безопасности нашей страны.
Сейчас в правительстве, например, очень активно работают с программой профессиональной подготовки НАТО. В частности, сформирована команда, состоящая из сотни представителей различных министерств и ведомств, привлеченных к роботе по взаимодействию с НАТО. Они формируют как предложения для годовых программ, так и занимаются внедрением нововведений. Совместно с НАТО мы подготовили несколько обучающих модулей для этих людей, которым предстоит использовать новые подходы в планировании соответствующих годовых национальных программ.
— В чем отличие новых программ от ныне действующих?
- Еще три года назад национальные программы фактически состояли из перечня мероприятий, которые разные ведомства проводили совместно с НАТО. Однако качество проведения мероприятий и их влияния на общий процесс невозможно было измерить. Поэтому мы постепенно внедряли существенные изменения в эти программы и уже готовы перейти на новую систему. Решение об этом было поддержано Кабмином и сейчас находится на рассмотрении президента Украины, который своим указом должен ее утвердить. Мы видим необходимость формирования в каждом блоке годовых национальных программ стратегических целей на несколько лет вперед, конкретных задач на год, направленных на выполнение этих целей, и главное — оценки выполнения этих задач и приближения к стратегической цели. Это серьезный процесс изменения бюрократического подхода к выполнению поставленных задач. Это нужно для того, чтобы отобразить внедряемые реформы в конкретных заданиях, которые можно увидеть и проверить качество их выполнения. Надеюсь, что такой подход будет поддержан президентом и найдет свою реализацию.
В процессе евроатлантической интеграции есть много задач для Министерства обороны. Например, по переходу на более «гражданскую» модель управления его работой. Необходимо отделить функцию формирования политики от непосредственного руководства Вооруженными Силами. Необходимо изменить подходы к логистике, к обеспечению армии, перестроить их наиболее эффективно, по стандартам НАТО. Это позволит максимально рационально использовать те ограниченные ресурсы, которыми мы располагаем.
Мы имеем серьезную поддержку НАТО в разных направлениях нашей деятельности, в виде помощи трастовых фондов, работающих в Украине. Некоторые из них работают здесь давно, и их деятельность касается утилизации старых запасов боеприпасов и взрывоопасных веществ. Но возникают и другие потребности. Поэтому, например, был создан новый трастовый фонд НАТО, оказывающий помощь в разминировании территорий. К сожалению, эта проблема для нас сейчас очень актуальна. Если раньше такие работы выполняли сотрудники Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, то сейчас основную массу разминирований проводят военные. И наша задача вместе с партнерами обеспечить наполнение и функционирование этого трастового фонда.
Еще один трастовый фонд занимается помощью в медицинской реабилитации наших военных. Это касается как создания системы такой реабилитации, которой до начала войны у нас просто не существовало, так и финансирования сложных операций и длительного восстановления наших воинов в зарубежных клиниках. То есть существует много различных направлений, где через механизм трастовых фондов мы одновременно меняем устаревшую систему, интегрируемся в евроатлантическое сообщество и оказываем реальную помощь гражданам Украины.
Очень благодарны Североатлантическому Альянсу и, в частности, Международному секретариату, которые в начале российской агрессии приняли серьезное политическое решение оказать помощь Украине. Они свернули научно-техническое сотрудничество с Россией, а деньги, которые шли на эти программы, были перенаправлены на подобные программы, реализуемые в Украине в рамках проекта «Наука ради мира и безопасности».
Евроатлантическая интеграция имеет и политический компонент. Нас поддерживают все страны западного мира в борьбе за территориальную целостность, независимость и суверенитет. Это давление со стороны западных стран на Российскую Федерацию, чтобы заставить ее придерживаться норм международного права.
Читайте также: Ирина Луценко: «Не знаю, как будет умирать Путин. Наверное, очень тяжело…»
— Насколько реальной вы считаете угрозу реванша пророссийских политических сил в Украине?
- Мы не имеем права забывать о том, что в любой момент Россия может активизировать боевые действия на востоке Украины. По сути, на оккупированных территориях она проводит испытания образцов новейшего российского вооружения, используя его против наших военных. Мы знаем о присутствии регулярных частей армии РФ на оккупированном Донбассе и о полном подчинении российскому командованию всех подразделений, состоящих из наемников. Все это фиксирует миссия ОБСЕ. Так что обострение на фронте может произойти в любой момент.
К сожалению, я вижу, как окрепли и снова поднимают голову пророссийские политические силы в Украине. Мы видим, какие люди вливаются в их ряды, какие огромные медиаресурсы брошены на их раскрутку. Это не может не беспокоить. Мы понимаем, что у этих сил остается последний шанс, чтобы вновь вернуться к власти. Это будет агрессивная попытка добиться политического, экономического и геополитического реванша со стороны пророссийских сил.
Уже сейчас подконтрольные этим силам СМИ навязывают идею, что необходимо искать примирения с Россией, что необходим мир любой ценой, что мы все братья и так далее. Хочу ответственно заявить, что мира любой ценой не будет! Украина в этой войне уже потеряла более 10 тысяч наших граждан, еще около 24 тысяч получили ранения, почти два миллиона людей потеряли свое жилье и имущество и были вынуждены бежать из зоны боевых действий. После таких жертв мира на любых условия просто не может быть! Мир возможен только после полного вывода российских оккупационных войск и возврата всех временно оккупированных территорий. Мы стремимся добиться этого дипломатическим путем, при этом наращивая свою военную мощь.
Нам нужно быть готовым к тому, что уже сейчас активизируются информационные атаки со стороны России и ее приспешников внутри Украины. Хлынет поток пропагандистской, манипулятивной, лживой информации. В этом потоке людям очень сложно отличить правду от лжи, и именно на это рассчитывают российские информационные технологи. Нас снова будут пытаться разделить по языковому или географическому принципу. Ведь только после Революции Достоинства и начала российской агрессии мы, по сути, начали формировать политическую нацию украинцев. Независимо от того, какой мы национальности, на каком языке говорим, к какой религиозной конфессии относимся, в каком регионе живем — все мы граждане Украины. И пусть пока она не совершенна, но наша задача вывести ее на самый высокий уровень развития и поставить в один ряд с развитыми странами Европы и мира.
Думаю, что, увы, но нас ждет большое количество разнообразных провокаций, совершаемых наемниками под видом радикальных ультраправых организаций. Наверняка всплывут некие псевдофашистские группировки, которые не имеют поддержки украинского народа, но их агрессивные провокационные выходки пророссийскими пропагандистами будут преподноситься как позиция украинского народа. Хотя, безусловно, корни у этих провокаций будут российскими.
Вспомните недавний инцидент в Ужгороде с нападением на здание общества венгерской культуры Закарпатья. Исполнителей задержали, и оказалось, что все ниточки ведут к заказчикам, находящимся в России. Подобных провокаций нам, увы, не избежать.
Наша, украинцев, задача — соблюдать хладнокровие. Понимать, где и как нас пытаются поссорить ради того, чтобы потом разорвать на части наше молодое европейское государство. Очень надеюсь, что украинцам хватит мудрости, многовекового исторического опыта, чтобы не допустить потери своей государственности.
Как ранее сообщали «ФАКТЫ», вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Украины Иванна Климпуш-Цинцадзе жестко отреагировала на заявление премьер-министра Венгрии Виктора Орбана о перспективах вступления нашей страны в НАТО и ЕС.