Уже пять недель подряд в первой десятке самых кассовых фильмов мирового проката держится американский фантастический боевик «Человек-муравей и Оса». Картина собрала 544,1 миллиона долларов и не думает останавливаться на этом. Одну из главных ролей в ней сыграл знаменитый голливудский актер Майкл Дуглас. 73-летний ветеран впервые присоединился к команде Marvel и Walt Disney, которая снимает фильмы по мотивам популярных комиксов о супергероях, в 2015 году. Тогда вышла первая часть «Человека-муравья». Она собрала в мировом прокате 519,3 миллиона долларов. Как видим, продолжение оказалось успешнее.
Киновселенная Marvel притягивает к себе многих звезд Голливуда. Дуглас — не исключение. В этих фильмах играют Роберт Дауни-младший, Скарлетт Йоханссон, Мишель Пфайффер, Бенедикт Камбербэтч, Бен Аффлек и другие. И все же Майкл Дуглас выделяется на этом фоне. О том, что думает о кинокомиксах, а также о кино вообще, о семейной жизни, об отношениях между отцами и детьми, он рассказал в интервью, эксклюзивное право на публикацию которого в Украине «ФАКТЫ» получили от The Interview People.
— Майкл, ваш герой в «Человеке-муравье» пытается разгадать, как действует квантовый туннель. Что вы хотели там найти для себя?
— О, когда я узнал, что там, в этом туннеле, меня будет ждать Мишель Пфайффер, уже одного этого было достаточно! Глубже я даже не думал заглядывать. А потом мне заявили, что мы с ней станем в этой квантовой ловушке на 30 лет моложе. Разве требуются еще какие-то аргументы?!
— Каково это — увидеть себя помолодевшим, пусть даже с помощью цифровых спецэффектов?
— Начнем с того, что результат на экране понравился мне больше, чем сам процесс. На лицо наносят множество каких-то точек. Я не понимал, как выгляжу сам, зато видел Мишель с этими точками. Вот тут потребовалось все наше актерское мастерство. Нужно было не обращать на эти странные лица никакого внимания, не отвлекаться на них. Задача усложнялась еще и тем, что снимали нас в этих сценах без декораций. Только зеленый фон, на который затем накладывались созданные компьютерами картинки. На экране, после монтажа, все выглядит красочно и захватывающе. Но для актеров старой школы это непросто.
Чтобы облегчить нам задачу, режиссер Пейтон Рид велел создать в миниатюре все сцены. И, прежде чем начинать съемку, подводил нас с Мишель и других актеров к этим макетам и объяснял, где и что будет находиться потом на экране, то есть как все будет видеть зритель. Потом ты держишь всю эту картинку в голове. А во время съемки режиссер или ассистент подсказывают: «Сейчас эта штука пролетит у тебя над головой! А теперь под ногами камни, перепрыгивай!» Конечно, ничего в тебя не летит, камней нет, но ты должен делать все так, словно они есть. Чувствуешь себя довольно глупо, нервничаешь. Но в целом процесс мне понравился. Обидно только, что видишь эти сцены лишь на премьере, когда уже все смонтировано и ничего не исправишь. Нам, актерам, конечно, было бы легче, если бы, как в добрые старые времена, строились павильоны, создавались декорации. Но все это ужасно дорого. Студиям такой способ невыгоден. Проще подставить потом компьютерную картинку.
— Вы сказали, что нервничали. Неужели Майкл Дуглас с его опытом не мог совладать с нервами?
— Знаете, скажу даже жестче. На съемках чувствовал себя идиотом. Что вы смеетесь?! Мне лично было не до смеха. Я же не только актер, но и опытный продюсер. Даже премию «Оскар» получил когда-то…
— Это за фильм «Пролетая над гнездом кукушки»?
— Да. Давненько это было. Но было же! А потом еще удостоился «Оскара» как лучший актер за «Уолл-стрит». И вот я, со всем своим колоссальным опытом, читаю сценарий «Человека-муравья» и ни черта в нем не понимаю. О чем фильм? Что мой персонаж должен делать? В чем вообще конфликт? Спрашиваю у сценаристов. Отвечают: «Это же просто. Как «Капитан Америка». Проклятие. Я не смотрел этот фильм. Правда. Не знаю, о чем «Капитан Америка». Ну убейте меня за это. Спрашиваю у Пола Радда, который играет Человека-муравья. Он отвечает: «Майкл, «Капитан Америка»!» Я ему: «Вы сговорились?!» Пол удивлен: «Ты не видел этот фильм?» — «Не видел! Вообще фильмы о супергероях не смотрю». Ладно, иду к режиссеру. А сам думаю: если кто-то еще упомянет «Капитана Америку», убью. Спрашиваю: «Пейтон, мне тут непонятны некоторые сюжетные линии…» Дальше рассказывать? Нет, Рид, конечно, жив, свою угрозу я, слава Богу, не исполнил. Но руки у меня тряслись. Я ему говорю: «Пейтон! Хотя бы ты мог мне сказать, пойди и посмотри этого клятого «Капитана Америку». Иначе ни черта не поймешь, что мы тут снимаем!»
Короче, успокоился я только тогда, когда Пейтон отвел меня к спецам по эффектам, а они поставили передо мной коробку с миниатюрными автомобилями. Я вытащил машинки, поставил их на стол и начал возить, как маленький ребенок. Сказочно красивые. Эти автомобили потом на экране превратились в большие, и мы на них гоняли. Виртуально. Сумасшествие какое-то! А еще меня успокоило то, что даже в этом суперсовременном процессе работы над фильмом по-прежнему случаются старые добрые вещи. Например, я узнал, что Радд летал в Европу, и у него там украли костюм Человека-муравья. Ему сделали новый, но тот оказался большего размера, чем нужно. Тут уже настал мой черед смеяться.
— А почему вы не попросили ваших детей помочь разобраться со всеми этими супергероями? Они же наверняка смотрят такие фильмы.
— Некоторые, действительно, смотрели. Они пытались помочь, в самом начале. Когда мы сняли первую часть, Дилану было 15 лет. Он посмотрел фильм, пришел домой и говорит мне с глубокомысленным видом: «Пап, эта картина должна помочь твоей карьере». Я, конечно, отвечаю: «О, спасибо. Тебе понравилось, как я сыграл?» А он: «Нет, ты не понял. У тебя появятся новые зрители». «Ладно, все равно спасибо», — сказал я сыну.
* Партнершей Майкла Дугласа по фильму «Человек-муравей и Оса» стала молодая актриса Эванджелин Лилли
— Вы полагаете, что сегодня для успешной карьеры актеру непременно нужно сыграть хотя бы в одном фильме о супергероях?
— Не знаю, насколько это обязательно, но я счастлив, что меня пригласили. Для старых актеров, таких как я или Энтони Хопкинс, это чудесная возможность. Но не хочу обобщать. Могу судить только по собственной ситуации. Я бы сказал, что фильмы о супергероях очень популярны, у них огромная зрительская аудитория, и попасть в эту семью, я говорю о киновселенной Marvel, большая удача. Так вот, мой сын сказал тогда: «Знаешь, пап, тебе следует сняться в продолжении этого фильма». Я вежливо согласился, а сам подумал: «Каком продолжении? Кому взбредет в голову снимать еще одну часть этой ерунды?» Дилан оказался прав. Вскоре после нашего с ним разговора мне предложили сыграть в продолжении «Человека-муравья». И я согласился.
Послушайте, не нужно винить нас, актеров. Выросли поколения, которые никогда не видели и даже не слышали о фильмах «Роковое влечение» и «Основной инстинкт»! Зато они смотрели «Мстителей» и «Капитана Америку». И если вас в этих фильмах не было, значит, для них, этих миллионов зрителей, вы просто не существуете. Есть и другая причина, по которой снимаюсь в «Человеке-муравье». Я не люблю политику. И уже в том возрасте, когда смешно изображать из себя героя-любовника. Что мне остается? Сниматься в профессионально, с любовью сделанных картинах и радоваться тому, что тебя окружают прекрасные люди — Мишель, Пол и другие.
Мое жизненное кредо на сегодняшний день — никаких членоголовых и никаких засранцев! Нервы уже не
Читайте также: Ради красивого кадра я совершил 101 прыжок с парашютом за один день, — Том Круз
— Простите, вы все время подчеркиваете, что политика вас не интересует, даже раздражает. В чем причина?
— Мне представляется, мы живем в очень неприятное, депрессивное время. Политика разъедает общество, словно раковая опухоль. Не только в моей стране, в других тоже. Люди чувствуют себя неспокойно, неуверенно. Многие не понимают, что происходит. Общество разделено из-за политиков на две полярно противоположные группы, которые не слышат друг друга. Я считал себя либеральным демократом. Но теперь не понимаю многое из происходящего вокруг. Не только в США, но и в странах Восточной Европы, Турции, Австрии, Венгрии, Польше.
Не понимаю, как и миллионы других людей, куда идет наш мир. То, что нам казалось абсолютно очевидным, законы, по которым мир жил после Второй мировой войны, больше не работают.
— И вы считаете, поэтому так популярны фильмы о супергероях?
— Да, для зрителей такое кино — своего рода эскапизм. Бегство от реальности. Все равно что сходить с семьей в парк развлечений. И нельзя осуждать людей за это. Всем нам хочется порой хоть ненадолго оказаться в месте, где не нужно смотреть правде в глаза.
— В такое время традиционные семейные ценности приобретают особый смысл…
— Это так. Особенно, если в вашей семье все хорошо.
— Как в вашей? Ваши дети тоже станут актерами?
— Они этого хотят, во всяком случае. Настроены серьезно. Мой старший сын Камерон уже снимался. Ему 39 лет. Думаю, все знают, что у него были серьезные проблемы. Камерон сидел в тюрьме. Наркотики. Слава Богу, это уже позади. Он снялся в четырех фильмах. По-моему, он очень хороший актер. Дилану 8 августа исполнилось 18 лет. Он поступил в университет. Тоже снимался в кино, и не раз. Мы с Кэтрин смотрим порой на него и понимаем — у Дилана есть талант. Нам это приятно осознавать. Что касается Кэрис, ей 15 лет. И она прекрасная девочка. Это лето снова провела в лагере, где подросткам преподают основы драматического искусства. Вернулась довольная. Она не первый год туда ездит. А еще у меня есть племянница Келси. Так что зрителей ждет встреча с четырьмя новыми представителями актерской династии Дугласов. Мы тут с отцом недавно сверили наши архивные записи и пришли к выводу, что Кирк и Майкл Дугласы за 85 лет снялись в 160 фильмах на двоих. Думаю, это солидная основа для следующего поколения нашей семьи.
* Актерская династия Дугласов — это представители трех поколений: Кирк Дуглас с супругой (сидят), его сын Майкл с женой Кэтрин Зета-Джонс и их дети Кэрис и Дилан
— Но вы же не собираетесь на пенсию?
— С чего это? Пока меня приглашают сниматься в фильмах о супергероях, беспокоиться не о чем (смеется).
— В чем еще секрет успеха этих фильмов?
— Далеко не все фильмы о супергероях получаются. Walt Disney и Marvel, как мне кажется, лидируют. Все 20 фильмов, которые они сняли, попали в яблочко. Не провалились. У других киностудий неудачи были. Walt Disney и Marvel очень умно подбирают актеров. Посмотрите, как они угадали с Железным человеком! Они дали эту роль Роберту Дауни-младшему. Причем сделали это, когда у него были крупные неприятности. Из-за пристрастия к наркотикам его карьера катилась под откос. Он с трудом справился с опасной привычкой, долго лечился. Но продюсеры рискнули. Они помогли Роберту, а он принес им миллиарды! До «Человека-муравья» много людей знали Пола Радда? Не думаю. Они рискнули взять на главную роль актера без имени. И снова риск полностью оправдался. Они тщательно подбирают не только актеров, но и режиссеров. Пейтон Рид сейчас решит, что я подлизываюсь, чтобы получить роль в его новом фильме, но скажу все равно: с таким классным режиссером я давно уже не работал. А какие женщины! Я еще ни слова не сказал о нашей главной героине — Эванджелин Лилли. Она сыграла Осу. Ее легкий французский акцент добавляет столько шарма. А еще она спортсменка, отличница. Я серьезно. Эванджелин с легкостью объясняет, что такое этот квантовый туннель. А я, тот, кто по сценарию его открыл, так ничего и не понял (смеется).
Читайте также: В 30 лет взял кредит и отправился в Штаты искать славы и успеха — интервью c Пирсом Броснаном
— Если серьезно, не испытываете ностальгию по обычным фильмам, которые сами когда-то снимали? Такие картины сегодня не пользуются популярностью.
— Думаю, скоро все изменится. Уже меняется. Стремительно набирает силу так называемый стриминговый кинематограф. Он становится спасением независимого кино. Лет десять назад у меня было два фильма, которыми я горжусь, но они не принесли мне ничего, кроме хлопот и финансовых потерь. Это «Король Калифорнии» и «Сексоголик». На съемки первого ушло 10 миллионов долларов, а он принес в прокате 1 миллион 30 тысяч долларов. Бюджет второго составил 15 миллионов долларов, кассовые сборы — 5,7 миллиона долларов. Я согласился сниматься в них бесплатно. Просто понравились сценарии. Пахал на съемочной площадке с полной отдачей. Потом взвалил на себя всю рекламную кампанию. Колесил по миру, принял участие в сотне телешоу, продвигая эти фильмы. Выдохся.
Тогда еще не было стриминговых фирм, таких как Netflix, Amazon, Huru. За ними будущее. Во всяком случае, для фильмов без спецэффектов. Я же продюсер, умею считать деньги. Только у Netflix на сегодняшний день 130 миллионов подписчиков. Каждый из них платит около 12 долларов в месяц, чтобы смотреть кино у себя дома в отличном качестве. Да, экран немного меньше, чем в кинотеатре. Зато можно удобно устроиться на диване у телевизора, укрыться пледом, гладить собаку или кошку. А Netflix получает в месяц полтора миллиарда долларов. В год выходит 18 миллиардов. Компания оплачивает из своего кармана все маркетинговые расходы. Задача режиссеров, сценаристов, актеров — снимать хорошее кино. Это фантастика! Netflix в этом году потратит 8 миллиардов долларов на съемки новых фильмов и сериалов. Это больше, чем многие голливудские студии.
— Вы в этом участвуете?
— Конечно. Я снимаюсь у Netflix в комедийном сериале «Метод Коминского». И мне это нравится. Я вообще люблю комедию. Это одна из причин, на самом деле, почему согласился играть в «Человеке-муравье». И круг интернет-гигантов, которые почувствовали вкус к стриминговому кино, растет. Моя жена Кэтрин (Кэтрин Зета-Джонс, вторая супруга Дугласа. — Ред.) приступила к съемкам сериала, который делает Facebook. Вот такие дела. Думаю, гиганты Силиконовой долины заставят Голливуд приспосабливаться к новым реалиям.
— Последний на сегодня вопрос. У Человека-муравья есть костюм, который позволяет ему становиться настолько маленьким, что люди его не замечают. Хотели бы заполучить такой же?
— Никогда не мечтал стать мухой на стене (смеется). С другой стороны, всегда хотел услышать, что люди говорят обо мне в мое отсутствие. И это желание было бы здорово реализовать — с волшебным костюмом или без него.
Напомним, ранее «ФАКТЫ» писали о том, что, по утверждению американского издания Globe, Майкл Дуглас готов бросить супругу Кэтрин Зета-Джонс ради 60-летней кинозвезды.
Перевод Игоря КОЗЛОВА, «ФАКТЫ» (оригинал — Jason Adams/The Interview People). Фото Getty Images