Начало учебного года — стресс и для детей, и для их родителей. Накануне 1 сентября «ФАКТЫ» проанализировали основные проблемы, с которыми сталкиваются школьники разных возрастов. А кандидат психологических наук медицинский психолог эксперт по психологической кибербезопасности Наталия Бугаева рассказала «ФАКТАМ», как эти проблемы решать.
Возвращение к учебе после трех месяцев каникул
Возвращение к учебе после длительных каникул — проблема, с которой сталкиваются все школьники. За три месяца дети успевают отвыкнуть от учебы, а в сентябре не могут справиться со свалившимися на них нагрузками.
- В первый месяц начала учебы лучше не предъявлять к ребенку высоких требований, — советует Наталия Бугаева. — Правильнее спрашивать о том, что интересного у него было в школе, а не требовать отчет об успеваемости. Постепенно требования можно поднимать, но делать это следует деликатно.
По словам специалиста, правильнее всего поступили родители, которые начали готовить ребенка к школе еще в августе.
- Чтобы ребенок после летних каникул быстро адаптировался к учебной деятельности, необходимо готовиться заранее. Прежде всего, за месяц до школы, нужно вводить нормальный режим сна и бодрствования, — говорит Наталия Бугаева. — Не позволяйте ребенку засиживаться допоздна и долго спать утром. Лучше всего распланировать дни так, чтобы у ребенка был стимул рано вставать. Например, можно придумать посещение утренних мероприятий, вызывающих интерес у ребенка. За два часа до сна ребенку не следует смотреть телевизор, пользоваться компьютером и интернетом. Ребенка, привыкшего поздно ложиться и поздно просыпаться, можно будить каждый день на 15 минут раньше. Так он постепенно привыкнет к новому времени утреннего подъема.
Я рекомендую родителям брать с собой ребенка на школьную ярмарку и позволить ему самому выбирать себе канцелярские принадлежности и активно участвовать в выборе портфеля, школьной формы и спортивного костюма. Это тоже позитивно влияет на психологический настрой ребенка к школе.
Следует подготовить ребенку рабочее место: отдельный стол для выполнения домашних заданий и удобный стул. Лучше, чтобы компьютер стоял отдельно, чтобы не отвлекать внимание ребенка от учебы.
Еще один психологический прием — проводы каникул.
- Хорошо устроить проводы каникулам, — говорит Наталия Бугаева. — Это помогает ребенку поставить точку на времени отдыха и настроиться на переход к времени учебы.
Дети за летний период отвыкают от коллектива и школьных товарищей, поэтому желательно еще до начала занятий устроить общение детей в неформальной обстановке, например, организовать поход в кино или на природу. Особенно это полезно детям, проведшим лето в уединении, вдали от обычного круга общения. Для них вхождение в коллектив может представлять определенные трудности.
К слову, в последнее время даже на уровне Министерства образования поднимается вопрос о необходимости сокращения летних каникул. Психолог также считает, что три месяца летних каникул — это слишком много.
- Это четверть года! — говорит Наталия Бугаева. — Три месяца отдыха расхолаживают детей. Они забывают многое из пройденного в школе и отвыкают от школьной дисциплины. Например, в Великобритании самые короткие каникулы — всего месяц. В Голландии, Дании и Германии летние каникулы длятся 1,5 месяца. В США столько же и в настоящее время поднимается вопрос об их сокращении. Возможно, лучше сократить летние каникулы до полутора месяцев, а оставшееся время разумно распределить между временем учебы и другими каникулами.
Синдром новенького или переход в новую школу
Перевод ребенка в другую школу и его приход в уже сформировавшиеся класс — большой стресс. По словам психолога наиболее благоприятное время для перевода ребенка на новое место — сентябрь, когда другие дети (которые уже хорошо знают друг друга) заново привыкают к школе после летних каникул.
Младшеклассники адаптируются к таким переменам легче.
- Для того, чтобы ребенок ближе познакомился с одноклассниками, можно устроить совместный детский праздник. Внимательное доброжелательное отношение родителей, их любовь и поддержка позволят пройти адаптационный период как можно легче, — говорит Наталия Бугаева.
А вот для подростка роль новенького может стать настоящей проблемой
- Средний и старший школьный возраст достаточно сложные, поскольку являются периодом взросления и становления личности, — объясняет психолог. — При переходе в новую школу следует обратить внимание на внешний вид ребенка. Пока никто не знает имени новичка, к нему могут приклеить обидное прозвище из-за неряшливости или нелепой одежды.
Капризы и устоявшиеся привычки могут сыграть негативную роль и сделать новичка изгоем. Первое время нового ученика в классе изучают, пытаясь понять, что он из себя представляет. Лидеры могут прощупывать новичка, пытаясь найти его уязвимые места. Яркая эмоциональная реакция на обидную шутку или грубую выходку, может стать поводом для издевательств и неприятия ребенка в новом коллективе.
Бывает, что ребенок в предыдущем классе был лидером и при переходе в новую школу проявляет свои лидерские качества — а это может быть негативно воспринято другими лидерами, не желающими сдавать позиции.
Стеснительность и замкнутость тоже могут стать серьезной проблемой.
- Если в классе несколько новых учеников, лучше не замыкаться в их обществе, а напротив, постараться раззнакомиться с основным классом, — советует Наталия Бугаева. — Например, можно разговориться с соседом по парте и попросить его провести экскурсию по школе, и в процессе общения установить дружеские отношения.
Неплохо взять с собой в школу что-то вкусное и угостить новых товарищей. Если есть возможность познакомиться с кем-либо из будущих одноклассников, нужно обязательно ее использовать. Такое знакомство облегчает вхождение в новый коллектив. В каждом классе есть свои правила, поэтому следует внимательно наблюдать за окружающей обстановкой, вникать в жизнь нового коллектива, постепенно присоединяться к разговорам и вливаться в жизнь класса.
Родителям необходимо настраивать ребенка на смену школы — обсудить все плюсы и минусы перехода, правильно мотивировать. Новый коллектив — это всегда интересные знакомства и новые возможности для самореализации. Искренняя любовь и поддержка родителей, профессиональная помощь школьного психолога и педагогического коллектива, помогут ребенку преодолеть трудности адаптации и создадут условия для его интеллектуального и творческого развития.
Половое созревание и первые «взрослые вопросы»
- Дети растут и взрослеют. Бывает, что летом ребенок впервые влюбляется и его начинают волновать достаточно взрослые вопросы, — говорит Наталия Бугаева. — От того, насколько правильно родители смогут принять взрослеющего ребенка, часто зависят доверительные отношения между ними в будущем. Ни в коем случае нельзя насмехаться над ребенком и отпускать шутки в отношении предмета его влюбленности. Первое чувство всегда воспринимается серьезно. В подавляющем большинстве случаев такие отношения либо не складываются, либо не имеют продолжения в будущем. Безответные чувства, разочарование и личные неудачи воспринимаются подростками крайне болезненно, поэтому понимание и поддержка близких людей могут не только помочь пережить трудный период взросления, но и, порой, уберечь от трагедии. Тем более, когда идет речь о буллинге.
Буллинг
Поводы для травли со стороны одноклассников могут быть разными. «Не такая» одежда, отсутствие дорогих гаджетов, телосложение, замкнутость и так далее. О том, к каким последствиям приводит буллинг, «ФАКТЫ» писали не раз. Чего стоят только жестокие избиения девочками-подростками своих сверстниц в Чернигове и Одессе или случай, когда ученики киевского лицея сломали однокласснику позвоночник. Что делать родителям, если их ребенок стал жертвой буллинга?
- Если ребенок стал объектом травли со стороны одноклассников, следует проанализировать сложившуюся ситуацию и выяснить, что в поведении ребенка является триггером к агрессии со стороны других, — говорит Наталия Бугаева. — Это могут быть особенности поведения, внешние отличия, социальное положение. Избалованные дети, которые не посещали детский сад, росли с бабушками и дедушками и привыкли манипулировать близкими, прикрываясь беспомощностью или плохим самочувствием, переносят эту модель поведения в школу, чем провоцируют к себе негативное отношение окружающих. Нередко такие дети становятся жертвами буллинга.
В половине случаев дети не рассказывают взрослым о том, что стали жертвой травли со стороны сверстников. С одной стороны они боятся, что не получат должной помощи и факт огласки только усугубит их и без того тяжелое положение, с другой стороны, жертвы буллинга опасаются гнева родителей, которые, не разобравшись, могут обвинить ребенка в том, что он сам виноват в произошедшем.
Если у ребенка изменилось поведение, он стал плохо спать, у него ухудшился аппетит, отсутствуют друзья и он не хочет идти в школу, есть причины заподозрить, что ребенок стал жертвой вербального буллинга. Нужно доверительно поговорить с ребенком и аккуратно выяснить причину, из-за которой он подвергается травле. Следует обратиться к классному руководителю и школьному психологу, чтобы они помогли разрешить проблему.
Если ребенок часто приходит из школы с оторванными пуговицами и карманами, в сильно испачканной одежде, если его портфель, учебники или другие вещи испорчены, можно говорить о том, что ребенок подвергается физическому буллингу. В этом случае следует поговорить с директором, классным руководителем, школьным психологом, чтобы они обеспечили возможность пообщаться с родителями буллера, буллером и детьми, на глазах которых происходит травля. Следует оперировать конкретными фактами буллерства, потребовать немедленной реакции администрации школы и показать свою готовность обращаться в вышестоящие органы для разрешения возникшей проблемы.
Если на теле ребенка появляются ссадины и синяки, следует немедленно обратиться в полицию и, в случае их бездействия, в прокуратуру. При отсутствии должной реакции со стороны администрации школы или правоохранительных органов, необходимо обращаться в органы местного самоуправления и образования, а также в службу по делам детей и к уполномоченному по правам ребенка. Следует помнить, что от оперативности обращений порой зависят здоровье и жизнь ребенка, поэтому, если ребенку нанесены телесные повреждения, откладывать решение вопроса ни в коем случае нельзя.
Первый раз в первый класс или адаптационный стресс первоклассника
- В дошкольном возрасте у ребенка ведущей является игровая деятельность, а у школьников на первый план выходит достаточно сложная учебная деятельность, включающая новые обязанности и требования дисциплины, — говорит Наталия Бугаева. — Ребенок, впервые пошедший в школу, испытывает адаптационный стресс, связанный с вхождением в новый коллектив и необходимостью подстраиваться под требования учебного процесса. И это не вопрос двух-трех недель, поскольку ребенку нужно адаптироваться к иным физическим, умственным, а также эмоциональным нагрузкам.
По словам специалиста, адаптация к школе у первоклассника может длиться до полугода. В это время родители должны внимательно наблюдать за поведением ребенка.
- Адаптация ребенка к новой социальной среде может длиться от двух до шести месяцев, — говорит Наталия Бугаева. — Все зависит от психологической, интеллектуальной и физической готовности ребенка к школе и от того, насколько он социализирован. Например, если ребенок посещал детский сад, ему будет легче установить новые знакомства и приспособиться к школьному расписанию.
Если у первоклассника существенно нарушился сон и ухудшился аппетит, он не хочет выполнять домашние задания и у него возникли проблемы с поведением, значит ребенок испытывает адаптационный стресс. В этом случае необходимо обратиться за помощью к школьному или детскому психологу, который определит причины, мешающие адаптации ребенка к новой среде и разработает для него план индивидуальной адаптации.
В любом случае первоклассники остро нуждаются в одобрении и поддержке со стороны родителей и близких. Нужно стимулировать ребенка к тому, чтобы он делился своими впечатлениями и страхами и не замыкался в себе.
Ранее «ФАКТЫ» подробно рассказывали, как помочь первокласснику побороть страх перед школой.