Суспільство та люди

Поездка в Европу на автомобиле: как готовиться и за что можно получить штраф

15:11 — 11 вересня 2018 eye 15940

С наступлением бархатного сезона многие украинцы задумываются о поездке в Европу на автомобиле. В это время там уже не так жарко и можно в полной мере насладиться спокойным отдыхом. Путешествие на собственной машине позволяет не только увидеть больше, чем предлагают туроператоры, но и существенно сэкономить. Что нужно знать, чтобы путешествие принесло удовольствие, «ФАКТЫ» спросили у киевлянина Андрея Миронова, который уже более двадцати лет колесит по миру на автомобиле.

— Отправляясь в Европу на автомобиле, нужно позаботиться о полном наборе необходимых документов, — говорит Андрей Миронов. — Это один из самых важных нюансов во время общения с представителями дорожной полиции в странах ЕС. Главными документами для любого европейского полицейского являются техпаспорт на автомобиль и грин-карта (страховой полис гражданской ответственности, международный аналог украинской автогражданки. — Авт.). Если владелец автомобиля сам едет в машине, то проблем нет. Но если он остался в Украине, то обязательно нужно позаботиться о нотариально заверенном разрешении от него на выезд авто за границу. Сейчас сервисные центры МВД Украины на период путешествия выдают временное свидетельство о регистрации на человека, имеющего право на управление машиной. Для этого в сервисный центр нужно подать соответствующее заявление владельца авто и документ, подтверждающий право пользования или распоряжения транспортным средством. Временное свидетельство действует только на период поездки, и по возвращении его придется сдать.

Грин-карту же лучше оформить заранее и с «зазором» в несколько недель. Это даст возможность избежать во время путешествия штрафа за ее отсутствие — от 10 до 50 евро (в Украине за вождение без автогражданки полагается штраф в размере 425 гривен). Да и в случае ДТП без пострадавших страховая компания, как правило, возмещает львиную долю ущерба, нанесенного в результате происшествия.

— А как же водительское удостоверение? Ведь многие говорят, что старые украинские бессрочные права в Европе недействительны. Это правда?

Не совсем так. Для европейца, в том числе и полицейского, нет никакой разницы, указан ли в водительском удостоверении срок действия. В большинстве случаев он даже не спросит о правах. А вот показать загранпаспорт как раз просят часто. Срок действия прав важен только для фирм, занимающихся прокатом автомобилей. Во многих из них могут отказать в предоставлении автомобиля, если в водительском удостоверении в графе «срок действия» пусто.

Важным фактом во время подготовки к поездке в Европу является наличие на автомобиле наклейки UA, которая дает возможность определить государственную принадлежность транспортного средства. В некоторых странах к ее отсутствию правоохранители могут отнестись лояльно, ограничившись предупреждением. Но в Германии это считается нарушением, за которое положен штраф в 20 евро. Кроме того, нужно обязательно помнить о номерных знаках на авто. Если в Украине некоторые прикрывают их защитной сеточкой или пластиком, который якобы не дает радарам зафиксировать номер, то в Европе это категорически запрещено. Подобное «ноу-хау» может обойтись в 20 евро. Нелишним будет обратить внимание и на сам номерной знак. Если он у вас с индивидуальной надписью, к примеру «КИСА», то его использование в Европе запрещено. Чтобы не возникло проблем еще при прохождении границы, нужно поменять его на обычный госномер, который закреплен за авто вместе с индивидуальным.

Читайте также: Как ездить на автомобиле в жару — советы специалиста

— Что еще необходимо иметь в машине во время европейского турне?

Обязательно нужна аптечка. Сейчас в Украине она приведена к европейскому стандарту. Главное, чтобы аптечка была куплена не позже чем за шесть месяцев до начала путешествия. Европейского полицейского также будет интересовать наличие в автомобиле огнетушителя, знака аварийной остановки и светоотражающего жилета. Ведь, если вы остановились на дороге в Германии, включили аварийку и, не надев жилет, вышли из машины, можете заработать штраф в 25 евро. Причем представителя дорожной полиции не будут интересовать ваши доводы, что вы остановились не из-за поломки, а для того, чтобы размять ноги. Для европейца включенная аварийка — показатель того, что с машиной что-то случилось. Для отдыха у них специально отведены места. А если вы решили сбегать «в кустики», недотянув до ближайшего туалета, то получите еще и штраф в размере 90 евро за нарушение общественного порядка.

Чтобы не быть оштрафованным, следует позаботиться и о наличии соответствующей сезону резины. Это в Украине зимой можно ездить на летней резине, и никто не скажет ни слова, пока не попадешь в ДТП. В Европе подобное не проходит. Там даже из-за разного рисунка протектора (он может немного не совпадать на передних и задних колесах, но рисунок левого и правого колес должен быть одинаковым. — Авт.) автомобиль могут отправить на штрафплощадку — до тех пор, пока владелец не заменит резину на соответствующую и однотипную. А это недешевое удовольствие. Придется раскошелиться не только на новые колеса, но и заплатить около ста евро за услуги эвакуатора, а также до 30 евро за каждые сутки простоя машины. Если вы собираетесь ехать в путешествие зимой, ни в коем случае не надевайте шипованную резину на автомобиль. Во многих странах Европы она запрещена для использования на дорогах общественного пользования (это не касается лишь скандинавских стран).

Стоит также снять запрещенную в Европе тонировку стекол. Если тонирование не предусмотрено заводом-производителем, придется заплатить 20 евро штрафа за каждое стекло. Также нелишним будет заменить лобовое стекло, если оно треснуто. В отличие от украинского полицейского, для полицейского в ЕС это уже будет считаться нарушением и позволит ему не только составить протокол, но и эвакуировать автомобиль на штрафплощадку.

— О чем важно помнить во время путешествия на автомобиле по европейским дорогам?

Первое и самое главное, что нужно сделать, как только вы пересекли границу и въехали в одну из стран ЕС, — это пристегнуть ремни безопасности. В Украине подобное нарушение пробьет в вашем бюджете дыру всего в 81 гривню, а в Европе правоохранители потребуют от 15 до 50 евро. При этом придется заплатить за каждого непристегнутого человека, который находится в салоне. Если во многих странах за это нарушение несет ответственность непосредственно водитель, то, к примеру, в Чехии за игнорирование правил пассивной безопасности отвечает и пассажир. Именно на него выпишет штраф чешский коп.

Кроме того, стоит позаботиться и о наличии детского кресла, если путешествуете с ребенком, возраст которого не превышает 12 лет, а рост — 150 сантиметров. Наличие детского кресла в ЕС, в отличие от Украины, обязательно. Его отсутствие обойдется в 100—500 евро. Так что лучше взять его напрокат в Украине, заплатив около тысячи гривен.

Кстати, еще один важный момент — это оплата штрафов. Во многих странах действует скидка на штрафные санкции, если оплачиваете их сразу через переносной терминал, находящийся в машине полиции. Если же по забывчивости вы пропустите оплату в 15-дневный срок, сумма штрафа возрастет вдвое, как и в Украине. При этом европейские правоохранители имеют право даже конфисковать автомобиль до погашения задолженности.

Но главное, что советую помнить украинским автолюбителям во время путешествия по Европе: оставьте свой гонор по отношению к полицейским дома. Даже не думайте спрашивать их о причине остановки. Это может стать поводом для того, чтобы водителя тут же уложили на асфальт и препроводили в участок для разбирательства.

— Как в таком случае вести себя со стражами порядка?

При остановке автомобиля полицейскими ни в коем случае не выходите из машины. Лучше оставайтесь на месте и держите руки на руле. Обычно разговор с копами происходит через опущенное стекло. Если полицейский просит предъявить документы, то их нужно ему передать, а не держать в своих руках. С правоохранителями не стоит шутить — европейские полицейские начисто лишены чувства юмора. Если в Италии и Испании в каких-то ситуациях они еще смогут оценить ваш юмор, то в Германии и Польше расценят как оскорбление и отвезут в участок. Не стоит также требовать от полицейского объяснений, если он предлагает вам пройти алкотест. В отличие от Украины, во многих европейских странах существует день, когда полиция перекрывает полосы и проверяет всех водителей подряд на наличие алкоголя.

Советую быть корректными в общении с полицейскими и выполнять все их требования. В Европе коп всегда прав: он имеет право сидеть в засаде, останавливать без причин и проверять водителей на наличие алкоголя в крови.

Тем временем в Украине, как сообщали «ФАКТЫ», народные депутаты предлагают существенно увеличить штраф для водителей, которые ездят без ремней безопасности и мотошлемов.