Гроші

Подорожание водки и вина в Украине: кому это выгодно

14:47 — 12 вересня 2018 eye 1072

В среду, 5 сентября, правительство приняло постановление о повышении минимальных оптово-отпускных и розничных цен на алкогольные напитки. Его нормы вступят в силу уже в ближайшие дни, и сотрудники магазинов начнут менять ценники на многих бутылках.

Причиной увеличения нынешних минимальных оптово-отпускных и розничных цен, утвержденных еще в сентябре 2017 года, в правительстве назвали подорожание компонентов необходимых для производства, в частности, спирта, тары и комплектующих. Согласно постановлению, минимальные оптово-отпускные цены на водку повышены из расчета на 1 л чистого спирта на 19,5%, или на 52,33 гривни, до 321 гривни, розничные — на 12,4%, или на 49,24 гривни, до 447 гривен. Таким образом, минимальная розничная цена бутылки водки емкостью 0,5 л будет составлять 89,4 гривни (ранее 79,55 грн).

Цены на натуральные вина подняли на 13,5% - до 42 гривен за бутылку 0,7 л в рознице, на крепленые вина и вермуты — на 8,9%, до 49 гривен, на шампанское за бутылку 0,7 л — на 12,4%, до 89 гривен.

Цена полулитровой бутылки «трехзвездочного» коньяка составит 128,3 гривни (рост на 7,4%), «четырехзвездочного» — 139,3 (8%), «пятизвездочного» — 151,7 гривни (9,5%).

Несмотря на то, что практика установления минимальных розничных цен на алкоголь существует уже несколько лет, многие украинцы не понимают для чего это делается. Кроме того, и в экспертной среде существует мнение, что политика государственного регулирования цен на спиртное на самом деле не эффективна. Попробуем разобраться, для чего устанавливаются минимальные цены на алкоголь и кому это выгодно.

«Минимальные цены устанавливает правительство для защиты легального рынка алкогольных продуктов и, соответственно, борьбы с недобросовестными производителями низкокачественного или суррогатного продукта. Для производства качественных алкогольных напитков в соответствии с законодательством Украины и с уплатой налогов, существует определенная минимально-необходимая сумма затрат на единицу готовой продукции», — сообщила «ФАКТАМ» генеральный директор ТД «Инкерман» Анна Горкун.

По ее словам, наличие в магазине алкогольного напитка, розничная цена которого составляет сумму меньше минимальной индикативной цены, свидетельствует о том, что, либо производитель делает продукт, который по своему качеству не соответствует даже самым минимальным законодательным требованиям, а значит, может в принципе быть небезопасным для употребления, либо же производитель нарушает хозяйственное и налоговое законодательство.

«От государственного регулирования минимальных цен на алкоголь выигрывает много сторон. Прежде всего, потребитель. Ни для кого не секрет, что постоянно падающая покупательская способность населения Украины толкает потребителя к выбору продукта на основании в первую очередь цены.

Давайте смоделируем ситуацию, при которой на сегодняшний день есть два производителя. Один из них уже полгода продает свое вино минимум по 42 гривни за бутылку, а второй производитель продает вино по 38 гривен. Первый продает не ниже установленной минимальной цены и соблюдает все требования закона, а второй не брезгует предложить потребителю более дешевый, но некачественный продукт. Учитывая общий тренд на рынке, первый будет продавать меньше, а второй больше ровно до тех пор, пока их цена не выровняется и перед потребителем не будет стоять вопрос выбора между двумя продуктами по одинаковой цене. Так отпадает первый фактор, который влиял на выбор товара — цена. Остается второй — качество. Мы уверенны, что, сравнив два продукта в одной ценовой категории, потребитель сможет понять, какой из них действительно качественный, а какой вызывает, как минимум, большие сомнения.

Во-вторых, выигрывает государство, которое стимулирует сокращение нелегального оборота алкогольных продуктов. Косвенно, потребитель также и в этом контексте выигрывает, поскольку собранные налоги и сборы наполняют бюджет, который будет потрачен на благо населения Украины.

В-третьих, естественно, выигрывает легальный производитель алкоголя, который получает возможность справедливой конкуренции на рынке.

Хочу отметить, что регулируемые минимальные цены создают более сложные условия работы на рынке для недобросовестных производителей, которые в гонке за низкой ценой и объемами продаж жертвуют качеством продукта и вводят потребителя в заблуждение, будто натуральное вино может стоить копейки. Однако в целом повышение минимальных розничных цен не повлияет на средне-ценовой и премиальный сегменты вина. Затраты на производство вина из качественного и, соответственно, более дорогого сырья гораздо выше, чем те, что закладываются Минэкономики в расчеты для определения минимальных цен", — подытожила Анна Горкун.

Однако, в отличие от производителей, эксперты несколько иначе оценивают целесообразность и эффективность установления минимальных цен на алкоголь, при этом отмечая сильную тенизацию этого рынка.

«Налоги в цене бутылки алкоголя составляют очень значительную долю. Например, в водке это больше половины. Поэтому многие товары легальных производителей, которые платят налоги, оказываются совершенно не конкурентными по сравнению с товарами нелегальных производителей, которые легко выигрывают ценовую конкуренцию. Для того, чтобы легальные производители хоть как-то могли выжить в таких условиях и были придуманы эти минимальные цены, хотя их эффективность и не является высокой. В частности об их эффективности говорит тот факт, что легальный водочный рынок с 2010 года упал более чем в три раза. Такой катастрофической ситуации нет больше ни в одной отрасли пищевой промышленности Украины. На сегодняшний день более 2/3 отечественного алкогольного рынка находится в тени», — рассказал «ФАКТАМ» экономический эксперт, член международных организаций CFA и АССА Ростислав Чайковский.

По его словам, главная опасность для рядового потребителя состоит в том, что фальсификат продается далеко не только в полулегальных «наливайках», как считает большинство людей.

«Фальсифицированный и суррогатный алкоголь продается также в обычных магазинах. А особенно это явление распространено в сфере общепита, в барах и ресторанах, где потребитель платит за алкоголь большую наценку, но зачастую получает фальсификат. И даже если он изготовлен не из метилового спирта, который является смертельным для человека, все равно качество фальсификата часто ниже и он подрывает здоровье людей», — отметил эксперт.

Стоит напомнить, что ежегодно в Украине сотни людей гибнут от употребления фальсифицированного алкоголя. В частности, в мае нынешнего года в Борисполе в результате отравления суррогатным алкоголем погибли шесть человек.

* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»