Події

«к нам уже сегодня приходят письма такого содержания: «мой ребенок идет в первый класс. Не могли бы вы сказать, выпускники какой из столичных школ лучше всего справились с тестами? »

0:00 — 16 травня 2008 eye 265

Директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук рассказал «ФАКТАМ» об особенностях вступительной кампании нынешнего года

Поступать в вузы выпускники школ будут отныне по результатам тестирования — вступительные экзамены в вузы отменены. А это значит, что «срезать» абитуриента или, наоборот, «вытянуть» его экзаменаторы уже не смогут. Поступающие предъявят в вуз оценки независимого тестирования — они и будут участвовать в конкурсе.

Тестирование в самом разгаре. Но каждый тур рождает массу вопросов. То компьютер не распознает цифры и буквы в работах абитуриентов, то «отказывается» читать ответы, написанные не черными чернилами… А уж сколько слухов будоражат нервную систему поступающих и их родителей! Кто-то говорит, что идея тестирования в нынешнем году провалилась и потому выпускникам придется сдавать, помимо тестов, традиционные вступительные экзамены, иные утверждают, что отдельные вузы не собираются зачислять по результатам тестов…

Чтобы прояснить ситуацию, «ФАКТЫ» обратились к директору Украинского центра оценивания качества образования Игорю Ликарчуку.

«Работы, выполненные в Киеве, никогда не проверяются в Киеве, точно так же, как выполненные в Луганске не оцениваются в Луганске»

 — Игорь Леонидович, так что же теперь: если работа написана не черными чернилами, а синими или фиолетовыми, ее могут не зачесть?

 — Все зачтется, — говорит директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.  — Все работы по украинскому языку и литературе, а также по математике компьютером распознаны, абсолютно все проверены и оценены, хотя некоторые были написаны красными и даже зелеными чернилами.

 — Зелеными?!

 — Да, и такие работы встречались, хотя о том, что выполнять работы нужно непременно ручкой с пастой черного цвета, мы предупреждали всех участников тестирования персонально в приглашениях, в информационных сборниках, которые получил каждый. Об этом сообщалось также во время пробного тестирования. Проигнорировавшие эти условия, судя по всему, ставили цель, чтобы их работу идентифицировал определенный преподаватель — ведь все работы были зашифрованы. Однако мы еще в самом начале предупреждали: ни один преподаватель не будет знать, чей тест проверяет. Работы, выполненные в Киеве, никогда не проверяются в Киеве, точно так же, как выполненные в Луганске никогда не проверяются в Луганске. Часть их может оцениваться в Черкассах, часть — в Одессе. То есть это наша определенная схема, которую мы не разглашаем и о которой знаем только мы.

 — Вы говорите: все работы проверены и оценены. Но объективно ли? Если цифра или буква написана не по образцу — это считается ошибкой?

 — На такой случай у нас действует железное правило: всякое сомнение относительно буквы, цифры, знака решается в пользу ученика.

 — Но некоторые ведь могут хитрить. Несколько лет проработав в гимназии, знаю: иногда школьники специально пишут в диктанте неразборчиво «а» и «о» в надежде, что им зачтут ту букву, которая соответствует правилам правописания…

 — Знаете, если из 60 ответов подобное сомнение возникло только в одном случае, не думаю, что это существенно повлияет на результат. А гуманный подход объясняется тем, что у ребят пока недостаточно опыта — они впервые имеют дело с такой формой проверки знаний.

 — Ходят слухи, что тестирование тестированием, но не исключено, что в вузы по-прежнему придется сдавать вступительные экзамены…

 — Не думаю. Есть два указа Президента Украины, два постановления правительства по этому поводу. Есть условия приема в вузы, утвержденные министром образования и науки Украины и зарегистрированные Министерством юстиции, которые имеют статус нормативного документа общегосударственного значения. Там четко написано: «Все высшие учебные заведения проводят конкурсный отбор на основании сертификатов Украинского центра оценивания качества образования». И если какой-то вуз откажет в приеме по результатам тестирования, абитуриент вправе обратиться в суд.

 — Скажите, а как будет проходить конкурс в вуз, если, скажем, у трех абитуриентов, претендующих на одно место, окажется одинаковое количество баллов?

 — В каждом вузе должна быть выработана четкая схема зачисления. К примеру, если у трех абитуриентов равное количество баллов, приоритет получит обладатель золотой медали или победитель всеукраинской олимпиады по профилирующему предмету. Причем в одном из вузов «перевесит» золотая медаль, в другом — диплом призера олимпиады. Но эти дополнительные критерии отбора должны быть прописаны и поступающих заранее о них информируют.

 — Правда, что в конкурсе могут участвовать сертификаты не ниже 124 баллов?

 — Да, это так. Сертификаты с меньшим количеством баллов не принимаются. Это как раньше оценки на вступительных экзаменах должны были быть не ниже «тройки».

 — В прошлые годы документы можно было подавать сразу в два высших учебных заведения. А сейчас?

 — Хоть во все 900 вузов Украины одновременно! Человек приходит, показывает сертификат, здесь же снимают с него ксерокопию, на ней ставят печать, оставляют в личном деле — и все! В ближайшие годы, думаю, абитуриент сможет подавать документы уже и по интернету…

«Многие столичные школы, где обучение стоит недешево, удивили… очень низкими результатами!»

 — Многие родители абитуриентов считают, что устные экзамены лучше тестов в том смысле, что талант ребенка педагогу с глазу на глаз увидеть легче. Бывает ведь: сельская школа, где образование не сравнить с тем, что дают в престижном столичном лицее, а выпускник — самородок…

 — К сожалению, в большинстве случаев на устных вступительных экзаменах не задавались целью искать самородков. Смотрели: есть ли фамилия абитуриента в нужном списке, соответствующим образом ставились вопросы, принимались ответы… Думаю, тестирование поставит в этой практике точку навсегда. Что же касается сельских школ, то результаты тестирования их воспитанников от результатов городских сверстников практически не отличаются. А вот многие столичные школы, где обучение стоит недешево, в прошлом году удивили… очень низкими результатами!

Тогда мы решили их список не обнародовать, а в нынешнем году сделаем это обязательно. Думаю, будет настоящая «бомба»! Кстати, к нам уже сегодня приходят письма такого содержания: «Мой ребенок идет в первый класс. Не могли бы вы нам сказать, выпускники какой из столичных школ лучше всего справились с тестами?» Те рейтинги школ, которые существуют сегодня, очень субъективны. Поверьте, хороший педагог значит намного больше, чем дорогостоящий ремонт, видики и компьютеры.

А что касается отличия уровня подготовки сельских и столичных учеников, я вам так скажу: в очень многих так называемых элитных учебных заведениях дети получают знаний намного больше, чем предусматривает школьная программа. У нас же тесты составляются в строгом соответствии со школьной программой. Причем для того, чтобы получить приличную оценку, достаточно ответить хотя бы на 75 процентов вопросов.

 — Тем не менее, похоже, тестов боятся еще больше, чем раньше боялись экзаменов.

 — И я скажу почему. Ученик остается наедине со своими знаниями. У нас в аудиториях не сидят дети из одного класса. И от учителей ждать подсказок тоже не приходится — тест по математике проводит либо учитель украинского языка, либо историк. Ни в коем случае не математик! И если знаний у школьника нет, конечно, он чувствует себя неважно.

 — В особой панике выпускники прошлых лет… Одно слово «тестирование» звучит для них, как страшный суд…

 — Но неужели мы должны ставить вопрос так: раз ты закончил школу два-три года назад, то не должен знать того, что знает выпускник нынешнего года? Ведь первого сентября все придут в одну аудиторию! Да и что за специалист получится без базовых знаний? Вот сейчас говорят: давайте хоть для заочников не будем проводить это тестирование! Почему, спрашивается? В дипломе ведь не пишется, заочно ты обучался или на стационаре. Недаром, видно, есть анекдот о том, чем отличаются соловей, воробей и ворона. Все голосистые птицы, да? Но соловей оканчивал стационар, воробей — вечернее отделение, а ворона… заочница. Так и у нас выходит.

 — Многие, кстати, спрашивают: а на контрактную форму обучения тоже придется поступать по результатам тестирования?

 — Да. А как же еще? В условиях приема, утвержденных министром, написано: «Независимо от формы собственности».

 — Мне рассказывали, что в одном из вузов родителям выпускника сказали: мол, пусть получит хоть какой-то балл — не ниже 124, мы его возьмем.

 — Вузы думают, что все будет, как и прежде. Но ошибаются. Ситуация абсолютно новая. Думаю, тех, кто этого до сих пор не понял, ожидают суды, длительные процессы. Думаю, абитуриенты, набравшие 180 баллов, никому не подарят свой шанс просто так.

 — На апелляцию, кстати, многие подают?

 — В нынешнем году для тестирующихся апелляция двух видов: на процедуру и на результат. Апелляция на процедуру подается в том случае, если участник тестирования увидел, что для сдающих тесты созданы неравные условия или что-то мешало написанию работы. Он должен подать апелляцию до выхода из пункта тестирования, пока есть возможность восстановить картину. Апелляция на результат подается, если человек получил 140 баллов, а считает, что должен был получить, скажем, 170. Собирается комиссия и рассматривает претензию, перепроверяет работу. Разумеется, и тут работа проверяется в зашифрованном виде.

 — Интересно, а были работы с нулевым результатом?

 — А вот, смотрите! У меня даже есть образцы. Вместо ответа — «художества». И эти люди ведь, наверное, уже видели себя студентами! Может, папа и мама убеждали: «Ты будешь студентом». И вот такое…

 — Для кого объявлено дополнительное тестирование?

 — Оно для тех, кто по уважительной причине не смог пройти основное. Болел, был за границей на международных соревнованиях, кто-то умер в семье, не дай Бог!.. Всякое ведь бывает. Это жизнь.

 — Я пыталась дозвониться к вам на горячую линию. Пробиться очень сложно…

 — Действительно, вопросов у людей много. В день до трех тысяч звонков, до полумиллиона обращений на наш сайт. Некоторые звонки удивляют. Например, звонит одна мама-киевлянка: «Вы бессовестные люди! Придумали эти тесты! Мой сын под проливным дождем вынужден был ехать из Печерского района в Голосеевский. Кому это нужно?» Отвечаем: «Вашему сыну». Многие сетуют, что сельским ребятам пришлось ехать в областные центры, автобусы выезжали в шесть утра, а вставать приходилось в четыре-пять. Но разве выпускникам прошлых лет, которые ехали из сел поступать в столицу и крупные города, скажите, было легче?

 — За пользование мобильными телефонами на тестировании кого-то пришлось удалять из аудитории?

 — Таких набралось несколько десятков. Мы предупреждали всех заблаговременно: за подсказку, пользование шпаргалками, мобильными телефонами участника будут отстранять от тестирования. Хотя по поводу шпаргалок скажу: чтобы их написать, надо знать содержание заданий, а знать их никто не мог. Содержание тестов в Украине известно трем-четырем специалистам. Окончательный вариант — даже меньшему количеству людей. Мы имеем собственное производство, где печатаем тетради, причем… без участия человека. Здесь же они упаковываются в специальные пакеты. На тестирование доставляются под охраной — утечка информации исключена. Написанные же работы учащихся тут же сканируются и заносятся в базу данных. Если в ходе проверки появится в тексте какая-то точечка, черточка или еще что-либо, компьютер тут же зафиксирует вмешательство. После проверки, кстати, работы опять сканируются. Мы вынуждены быть практически секретной организацией, потому что не хотим стать еще одной коррупционной структурой, где все покупается и продается.

 — Но это ведь наверняка не всем нравится. Вам не угрожали?

 — Было и такое! Наша реформа не по душе очень многим: и тем, кто привык брать взятки, и тем, кто давал их, легко решая все вопросы. Думаю, кое-кто уже успел купить место ребенку в учебном заведении, а тут такой неожиданный поворот. По данным Международного института социологии, около 76 процентов украинских студентов, которых опросили анонимно, утверждают, что давали взятки при поступлении.

В Европе все по-другому. После тестирования раздают педагогам работы с заклеенным или скрепленным скрепкой уголком, на котором написана фамилия. Работы там не шифруются. И педагог может проверять такую работу хоть дома, хоть в кафе… Ему и в голову не придет открепить скрепочку и внести в работу какие-то правки. Очень хочется верить, что такой подход к качеству образования скоро будет и у нас.