На днях в интернете появилась очередная шокирующая новость о гибели юного «зацепера». 16-летний школьник под Киевом залез на крышу электрички. Его друзья говорят, что парень хотел сделать крутое фото, но его ударило напряжением в 27 тысяч вольт. «Зацепера» спасти не удалось.
Как позже выяснилось, эта история оказалась, как говорится, не первой свежести. Трагедия произошла еще год назад. Парень много раз путешествовал на крыше электрички. После того как его поймали полицейские и составили административный протокол, школьник пообещал маме, что навсегда покончит со своим опасным увлечением. Однако слово свое он не сдержал, и все завершилось плачевно.
К сожалению, в Украине это далеко не единичный случай. «Зацепинг» пришел к нам из России в 2010 году и с каждым годом становился все более популярным среди украинских подростков. Молодые люди, а иногда и девушки, собираясь в группы в соцсетях, договариваются устроить очередной «зацеп». Свои «подвиги» они обязательно снимают на видео. Причем обычно даже не скрывают своих лиц. Ведь, как сообщили «ФАКТАМ» в полиции, уголовной ответственности за такие действия не существует.
— Если «зацепер» оказался несовершеннолетним, штраф за него заплатят родители, — сказала начальник отдела ювенальной превенции ГУ НП в Киеве Оксана Поплавская. — Суммы небольшие — от 51 гривни. Если же «зацеперу» уже исполнилось 16 лет, его могут привлечь к административной ответственности за хулиганство и наказать работами на 40 часов.
К слову, в других странах «зацеперов» штрафуют на большие суммы. Например, в Канаде за такое же нарушение штраф составляет до 10 тысяч долларов. Но многих не останавливает даже это. Что уж говорить об украинской молодежи?
— Мы в метро регулярно ловим подростков, — говорит пресс-секретарь Киевского метрополитена Наталья Макогон. — У нас такие случаи есть, но их не так много, как на железной дороге. На каждой станции на перроне у нас полиция, дежурная. Увидели «зацеперов» и, если не удалось снять сразу, передаем по рации на следующую станцию, там их принимают. В метро убежать сложнее.
Наши «зацеперы» прицепляются к трамваям и троллейбусам. Зимой привязывают санки к автомобилям. Но больше всего их привлекают поезда. Кстати, именно на крыше поезда передвигаться опаснее всего.
— Многие думают, что током может ударить только в том случае, если возьмешься рукой за провод. На самом деле убить может и на расстоянии, — рассказал «ФАКТАМ» машинист электрички Николай Антипенко. — Достаточно оказаться в полутора метрах от высоковольтного провода, чтобы превратиться в обгоревший труп.
— Я всегда считал, что это круто, — рассказал «ФАКТАМ» бывший «зацепер» по имени Эдуард. — Адреналин и все такое. Когда тебе 16 лет, кровь бурлит, хочется нравиться девочкам. Я катался на крыше метро раз десять, наверное. И от полиции убегать приходилось, и ловили меня. Говорил маме, что больше никогда не буду этим заниматься, а потом снова лез на крышу поезда. Это как наркотик.
Мы с ребятами придумывали разные трюки. Просто так ехать на крыше электрички было уже неинтересно. Хотелось большей опасности. И стойку на руках делали, и наперегонки бегали. Восхищались смелостью 16-летнего парня, который снял видео, как он едет на крыше метро в одних трусах. Таким образом он поздравил свою девушку с 8 Марта.
Наши поездки снаружи поезда происходили на глазах у пассажиров метро. Они вели себя по-разному. Одни возмущались и вызывали полицию. А другие, наоборот, аплодировали нам. Говорили, что мы молодцы.
Когда я выкладывал очередное видео, с нетерпением ждал первых комментариев. Многие восхищались, и я думал о новых трюках. Начал практиковать руфрайд. Это когда бежишь по крыше движущегося поезда. Основная задача — успеть пробежать по всем пяти вагонам, пока поезд едет от «Левобережной» до «Дарницы».
Сегодня Эдуард уже не бегает по крышам поездов. Во время одной из поездок на крыше городской электрички его ударило током. Слава Богу, серьезных ожогов не было, но пришлось ампутировать ступню. Теперь парень мечтает заняться спортом и попасть в паралимпийскую сборную Украины.
— Я не знаю, что могло бы меня остановить, если бы не травма, — продолжает Эдуард. — Никакие другие наказания мне были не страшны. Хотя знаю обо всех смертельных случаях, происходивших среди «зацеперов». Вот, например, в 2008 году парню голову в тоннеле оторвало. Это было между «Минской» и «Оболонью». Он обычно катался между вагонами, а тут решил взобраться на крышу поезда. Наверное, встал в полный рост и ударился головой о водоотводный лоток. Это была самая страшная смерть из тех, что я знаю. А так в основном бьет напряжение в 27 тысяч вольт, и могут от тебя только кроссовки остаться. В Киеве каждый год так двое-трое «зацеперов» погибают. Сколько получают серьезные травмы — я даже не считал.
А еще был такой случай, когда в одной компании — их шестеро друзей было — меньше чем за месяц погибли двое. Причем на глазах у товарищей. А они потом снова катались. После «надцатой» поездки понимаешь, что страха нет и хочется еще более жестких ощущений.
— Если бы не травма, ты бы продолжал заниматься «зацепингом»?
— Боюсь, что да…
«ФАКТАМ» удалось пообщаться с еще одним «зацепером», парнем, довольно известным в своей среде. Его знают по псевдониму Серж Петров. Серж уже давно не подросток. Он говорит: «Мне больше 25-ти, но возраст не важен». Парень ведет свой видеоблог. Его ролики набирают сотни тысяч просмотров. А в своей обычной жизни Серж — мастер по ремонту мобильных телефонов и любитель ретроавтомобилей. Он не только ответил на вопросы, но и предоставил «ФАКТАМ» четыре своих ярких фото и видео.
*Серж Петров
— Серж, зачем тебе все это? Для адреналина или «лайков» в интернете под твоим видео? Для чего ездить на крышах поездов?
— В вагоне места нет, — отшучивается мой собеседник.
— Можешь вспомнить, сколько у тебя было таких поездок?
— Много.
— Десятки, сотни, может, тысячи? Разве вы не ведете такой учет?
— Нет. Зачем?
— Ну, футболист, например, помнит, сколько забил голов. «Зацепинг» — это же тоже что-то вроде спорта?
— Не. Это не спорт…
— Хобби? Как марки собирать?
— Это способ проезда и повеселиться.
— Полиция часто ловила?
— Нет. Пару раз было. Поймать на «зацепе» очень сложно. Да и внутренняя инструкция им не позволяет производить некоторые действия: типа спускаться на пути, залезать на крышу и так далее.
— Ну вот они подходят к вагону, а ты на крыше. Тебя никак не могут снять? А пути отступления тогда какие? Поезд же не поедет, пока тебя не достанут?
— Все пути отступления — это всегда импровизация.
*Видео предоставил Серж Петров
— Ну хорошо. По всему видно, что ты с товарищами хорошо подготовлен. А как ты относишься к тому, что на вагоны лезут малолетки?
- Ну, лезут и лезут. Это всегда было, во все времена. Кому-то везет, кому-то нет. Поэтому я к этому отношусь как к данности и не обращаю внимания. У каждого своя голова на плечах.
Тут есть некий факт. Бывает человек, ему 11 лет, а по уму он на все тридцать. Грамотный, осторожный, знающий свое дело. А есть малолетка, который никогда ничему не научится. Вот такие вот крендели и гибнут там и сям. Падают с крыш поездов, домов. Я хоть и сказал раньше, что мне все равно, но частенько мы сами снимаем школьников с крыш.
— Расскажи, какие трюки ты используешь? Руфрайд, как я понял, это проход по крыше движущегося поезда? Сколько вагонов можешь пройти так за раз?
— Можно пройти хоть весь поезд. Автобус, троллейбус. Вообще не важно.
— Какие еще трюки бывают?
— На вагоне, под вагоном, сбоку вагона, между вагонами. Да все, что угодно.
— Как это — под вагоном? Там много места?
— Смотря какой поезд. Есть место.
— За что там держаться надо?
— Как и везде. За все, что выступает.
— А если руки устали — все, капец?
— Руки не устанут. Ты же не висишь. Три точки опоры и все в порядке.
— Скажи честно. Страшно когда-нибудь бывает?
— Неа.
— Это не бравада?
— Совсем нет. Действительно не страшно.
— Вы где-то собираетесь, тренируетесь? Или все это спонтанно: списались — сделали — разбежались?
— Да какие тренировки? Взяли, да и поехали.
— В каком возрасте был твой первый раз? Я про «зацепинг».
— Лет в семь прокатился на грузовом составе. Дома никто об этом не знал.
— А сейчас знают?
— Конечно, знают.
— Как относятся? Не говорят: когда ты уже повзрослеешь?
— А никто и не воспринимает это как детскую шалость. Ну проехался и проехался. Больше переживают, когда гоняешь на мото. Это куда опаснее. Я сам не гоняю на мото, но мотоциклистов гибнет больше, чем «зацеперов».
— Девушку или будущую жену взял бы с собой на крышу вагона?
— Девушек брал и на крышу (Серж занимается еще и руфингом — ходит по крышам. — Авт.). И на «зацеп» брал. Все в порядке и под контролем.
*Серж Петров занимается еще и руфингом — ходит по крышам
— Друзей терял?
— Да. Было, друг погиб на крыше электрички. Я тогда в армии служил.
Среди «зацеперов» бывают разные люди. Например, в подмосковной Балашихе был скандал, когда на одном из видео на крыше поезда узнали… завуча гимназии Константина Швеца вместе с его учениками.
— Взрослые «зацеперы» встречаются. Хотя, конечно, реже, чем подростки, — неофициально рассказали «ФАКТАМ» в полиции. — По нашей информации, есть такие случаи, когда взрослые подстрекают детей заниматься «зацепингом» ради видео, выложенного в интернет. Мы сейчас расследуем такие случаи.
— «Зацеперами» обычно становятся подростки, которых в семье немного недолюбили, — говорит психолог Дарья Евсеева. — Им дома не хватает внимания, и «зацепинг» — это своеобразный протест, чтобы их заметили. Выход один — чаще говорить со своими детьми и стараться становиться их друзьями. Ведь у друзей обычно доверительные отношения.
Ранее «ФАКТЫ» писали о том, что у «зацеперов» появилось новое опасное увлечение — цепляться к бензовозу и курить во время поездки.
Фото предоставил Серж Петров