Двое жителей Николаева остались живы только благодаря тому, что 15-летний мальчишка не растерялся в экстремальной ситуации
Десятиклассник Новосафроновской средней школы, что в Новоодесском районе на Николаевщине, Володя Папахомов сразил всех наповал: уехал на весенние каникулы таким себе шалопаем, а через две недели вернулся настоящим героем! Раньше на него здесь смотрели, как на слабачка. Учеба — не Вовкина стихия. А теперь дирекция ставит мальчишку всем в пример. Вовка и сам пока не сориентировался, как с этим дальше жить. Cвоего нового статуса он стесняется. Особенно не любит паренек давать интервью и позировать для газетчиков, но только этим пока и занимается.
— Когда пожарные службы прибыли на улицу Даля в Заводском районе Николаева, оказалось, что из загоревшейся квартиры всех жильцов уже успел вытащить какой-то мальчишка, — рассказала «ФАКТАМ» Светлана Водолага, начальник центра пропаганды ГУ МЧС Украины в Николаевской области. — Это и был 15-летний Володя Папахомов. Школьник приехал к тете погостить на время каникул. Пожар вспыхнул в квартире на первом этаже. Строение очень старое, по сути, это бараки. Огонь мгновенно пошел гулять по деревянным комнатам, отрезав выход двум мужчинам. Оба они в тот момент находились в изрядном подпитии и ничего не соображали. Бойцы подразделения Ь 3 народной службы спасения, гасившие пожар, первыми предложили наградить парня. Если бы не он, говорят в отряде, нам только трупы достать из огня довелось бы. В пожарной части Ь 3 теперь шутят, что школьник спас не просто двух мужчин, но и всю служебную статистику подразделения. Когда же прояснились подробности того, как Папахомов вел себя на пожаре, ни у кого не осталось сомнений: паренька необходимо представить к званию «Герой — спасатель года».
Я позвонила директору школы, в которой учится Вова, чтобы сообщить новость. Спросила: «У вас учится Папахомов?» В ответ — растерянное молчание. «Он что-то натворил?» — вопросом на вопрос ответил директор и, оправдываясь, объяснил, что мальчишка еще не вернулся после каникул, а занятия уже десять дней идут. Так что вынуждены были подать в розыск. Это, мол, не первый случай. Милиция и раньше возвращала его домой. После такой преамбулы мои слова о представлении десятиклассника к званию героя прозвучали для педагога весьма неожиданно.
— Что, Папахомова действительно после каникул милиция доставляет в школу? — первым делом интересуюсь у Вовкиных учителей.
— Как сказать, — приглашает в свой кабинет Василий Цаволык, директор Новосафроновской средней школы. — У Вовы малоимущая семья, поэтому всякий раз на каникулах он едет в областной центр, чтобы устроиться там подсобником на стройку, немного заработать и купить себе какую-то одежду. Но сколько за неделю ребенку заплатят? Вот и прихватывает ученик немного учебного времени. Приходится подавать Папахомова в розыск. Если школьника десять дней нет на занятиях и его точное местонахождение неизвестно, то мы вынуждены поступать именно так. Это требование районного отдела образования. И получается, что в село его то и дело доставляет из Николаева милиция.
Когда 15 апреля позвонили из МЧС, сердце замерло: неужели случилась беда? Ведь на стройке всякое случается. А мне вдруг говорят, что двое жителей областного центра остались живы только благодаря тому, что наш Володя не растерялся. Кто мог подумать? Он такой тихий, застенчивый, стеснительный, да и учится слабенько. Словом, ничего героического в его характере никто не замечал. И тут на тебе! Я сразу собрал всю школу на линейку, рассказал ребятам о произошедшем, хотя сам Папахомов в селе к тому времени еще не появился. Так что встречали его дети уже как героя. Потом Вова рассказал в классе, как все случилось. Я сам слушал и удивлялся. В сложной ситуации парень показал такую силу духа!
Первым делом «ФАКТЫ» поинтересовались у местных жителей, что за новоселы появились здесь ровно год назад. Оказалось, семья Папахомовых стала жертвой квартирных аферистов: обманным путем цыгане отняли у них недвижимость в самом центре Николаева и переселили родителей с двумя детьми в отдаленное село, где за копейки приобрели для них старенькую усадьбу. Пострадавшие со своей участью смирились: село очень живописное, воздух чистый, одна беда — работы нет. Добрая половина местных жителей выехала за границу в поисках заработка. Володин отчим ездит на работу в Николаев. И хотя мальчишка потихоньку привыкает к сельской жизни, в Николаев каждый раз едет, будто домой. Там у него много друзей, город строится, рабочая сила везде нужна.
— Моя тетя уехала в марте к родственникам, — вспоминает недавние события Володя Папахомов, — а я все каникулы жил в ее квартире в Николаеве, ходил на работу. Дело уже шло к расчету, вот-вот на стройке мне должны были выплатить зарплату. Тетя Маша вернулась домой, и я со дня на день должен был тоже возвращаться в село. Как-то под вечер она залетает и с порога кричит: «У соседей пожар!» Я, может, туда и не пошел бы. Но тетя сама пыталась помочь жильцам квартиры на первом этаже справиться с огнем. Сняла там свой плащ, а потом едва успела выскочить — плащ вместе с кошельком в кармане остались в горящем помещении. Вот и попросила меня сходить и попробовать спасти ее одежку и деньги.
Парень дважды заходил в охваченное едким дымом помещение, но найти тетин плащ не смог.
— Там ничего не было видно, — оправдывается Володя. — Даже войти трудно — слезы текут из глаз, дыхание забивает. Я вдруг вспомнил, что на уроках физики мы изучали такое явление, как конвекция: если ползти по земле, дышать легче. Там, внизу, еще действительно был кислород. На ощупь изучал обстановку, ползал-ползал и вдруг наткнулся на двух мужчин. Они уже были как мертвые. Один лежал в ближней комнате, а другой — в дальней. Я выбежал спросить у тети, что делать: то ли продолжать искать плащ, то ли вытаскивать людей. А уже начал собираться народ. Все вокруг говорили, что не стоит ради алкоголиков рисковать жизнью, но тетя сказала, что это тоже человеческие души, и я побежал выносить людей. Мне дали фонарик, но я даже руки своей не видел, так темно вокруг. Дай, думаю, сперва вытащу того, что постарше, а то, не дай бог, еще умрет. Стал тянуть деда, но дышать было уже совсем нечем. Дедуля в полном отрубе. Чувствую, вот-вот и я отрублюсь. Еле допер. Дед на свежем воздухе стал кашлять. Значит, живой.
Я тоже не мог надышаться, но некогда, думаю, особо расслабляться, ведь там еще один. Это потом узнал, что к деду пришел его 34-летний собутыльник по имени Витя. Они, пьяные, курили, и хозяин уронил сигарету на постель. Когда огонь пополз по кровати, стали носить из кухни баночками воду и заливать. В это время мимо проходила моя тетя, увидела дым, заглянула, принялась помогать, а дальше вы знаете
Пока школьник вытягивал из задымленного помещения людей, соседи вызывали пожарных.
— Я вынес Витю, второго, и сам чуть не упал, — продолжает Володя. — Сильно разболелась голова, мутило, кашель не прекращался. Уже хотел идти домой, как люди запричитали. Оказалось, Витя немного отдышался и минут через пять вспомнил, что в горящей квартире у него остались какие-то вещи — встал и побежал обратно в огонь. Мы подождали минуты три — он не появлялся. А соседи сделали глупость: в желании помочь разбили окна, чтобы черный дым выходил из квартиры, но от этого огонь заполыхал еще с большей силой. Ясно: раз человек не выходит обратно, дело плохо. Словом, пришлось мне еще раз идти за ним. Теперь там был настоящий ад! Горело везде, огонь сбивал с ног. Я нашел человека быстро, но теперь тот оказался таким тяжелым! Ползу, тащу Тут чувствую, на пороге из комнаты в комнату Витя обо что-то зацепился брюками. Ноги у него уже горят, вот-вот пламя нас обоих проглотит. Дергаю-дергаю, и никак! Но дышать я уже совсем не мог. С перепуга поднатужился и вырвал Витю вместе с дверным стояком, с дверью.
Когда всего полметра оставалось до выхода, я оставил его — выбежал подышать. Просто больше не мог — задыхался. Хожу, кашляю. Тут кто-то из Витиных знакомых спрашивает: «Ну, отдышался? Давай скорей, а то он там концы отдаст».
— И что, никто не помогал тебе? — спрашиваю у Володи.
— Нет, — добродушно улыбается мальчишка. — Я отдышался и доделал работу.
«От врача скорой помощи я спрятался: не понимал, что и сам отравился»
Казалось бы, всю свою дальнейшую жизнь спасенные товарищи должны воспринимать как подарок, и «большое спасибо» в данной ситуации — самый дешевый вид благодарности. Только, похоже, Володя и этого не получил:
60-летний хозяин квартиры, кажется, до сих пор не понял, что с ним произошло в тот апрельский день.
— Их сразу забрала «скорая», — вспоминает Володя, — а я спрятался. В больницу решил не ехать. Не понимал, что отравился угарным газом. Сутки мне было плохо, все вокруг плыло, как в тумане, голова раскалывалась, а потом стал отходить Дальше пошло-поехало — телевидение, журналисты В общем, некогда болеть.
— Тех, кого спас, ты так больше и не видел? — интересуюсь.
— Почему же? — терпеливо объясняет школьник. — Витю видел. Он через пару дней позвал меня в бар на пиво. Я ответил, что не употребляю. А он все не отстает. Отказываться вроде неудобно, составил я ему компанию. Сидим, пивко потягиваем
— Как, пивко потягиваем? — перебивает Володю присутствующий при нашем разговоре директор школы. — Ты что, пиво пьешь? Может, еще и куришь?
— Вообще-то, нет, — смущается ученик, — но тут ситуация такая, что пришлось. Витя стал мне объясняться чуть ли не в любви, что со мной пошел бы в разведку. Я, говорит, думал, ты сопляк, а на самом деле Ну, словом, пьяные разговоры: «Я тебя уважаю» После того случая оба, мне казалось, должны бросить пить, но Витя в тот вечер напился снова. Зачем мне такие друзья?..
Пока Володя заканчивал в городе свои дела, в Новосафроновке о новоиспеченном герое-спасателе говорило все село. По одному из национальных каналов показали сюжет о происшествии в областном центре. Папахомов по-взрослому рассказывал на всю страну, как он отличился в экстремальной ситуации. Сам герой не видел этого сюжета, потому что в их семье даже телевизора нет, но он не огорчается.
«О, кумир миллионов!» — в шутку говорят Володе одноклассники. Шутки шутками, но Вовка ощущает, насколько повысился его авторитет в школе и дома. А больше всего радуется свалившейся на брата славе его сестричка первоклашка Люда. Девочка теперь ходит по школе с таким чувством, будто это о ней собираются снимать фильм. Вот только мама Вовку поругала.
— Сказала мне, чтобы в подобные истории больше не встревал, — хмурится парень. — Пришлось пообещать Твои фокусы, говорит, меня в могилу скоро сведут. Да я и не хотел, просто так получилось. Если бы не тетин плащ, разве я пошел бы в такое опасное место?!
Вовка не скрывает, что учиться не очень любит. Из-за этого дирекция николаевской средней школы Ь 13, где Папахомов окончил девять классов, с облегчением вздохнула, когда он забрал документы и переехал. Теперь же там могут только пожалеть — такого героя потеряли! На вопросы, не хочет ли стать профессиональным спасателем, паренек отвечает отрицательно. Планирует пойти после школы в техникум, чтобы выучиться на водителя. Наш разговор прерывает звонок на урок, и Вовка торопится в класс.
Василий Цаволык не хочет отпускать журналистов, ведь не так часто они в такую глушь приезжают. Директор показывает уютные классы, выставку детских рисунков, школьный музей. Василий Николаевич с энтузиазмом рассказывает об известных людях, воспитанных под крылом школы.
— Может, и Папахомову тут место теперь найдется? — с улыбкой спрашиваю директора.
— Если Володе дадут звание «Герой-спасатель года», то нам придется делать специальный стенд, — вполне серьезно отвечает он.
Тем временем в ГУ МЧС Украины в Николаевской области Володе Папахомову готовят ценный подарок, который собираются вручить мальчишке на торжественной линейке в честь последнего звонка.
«Что бы он хотел? — деликатно интересуются спасатели МЧС у Вовкиных педагогов. — Может, телевизор? Или мобильный телефон?» «И то, и другое, если можно», — с улыбкой отвечают учителя. Ребенок, который вынужден сам зарабатывать себе на новый школьный пиджак, будет рад любому подарку.