О том, что элитное жилье в центре Киева, на улице Пушкинской, ему больше не принадлежит, народный депутат Юрий Деревянко узнал случайно — когда попросил своих помощников забрать оттуда почту. Поднявшись на пятый этаж, помощники увидели, что входной замок раскурочен.
— Сначала решили, что это ограбление, — рассказал «ФАКТАМ» Юрий Деревянко. — С двери была содрана обивка, срезан домофон. Я в тот момент находился в рабочей поездке в Харькове. Помощница вызвала полицию, а адвокат приехал туда с моими документами. Но зайти в квартиру они не смогли. Преступники не только вырвали мой замок, но и установили новый.
Из документов, которые адвокат нардепа показал полицейским, следовало, что квартирой владеют Юрий Деревянко и его отец. И что купили они ее еще в 1997 году. Площадь квартиры — 155,9 квадратных метра. Раньше это была коммуналка, а сейчас — пятикомнатная квартира, занимающая весь этаж.
* В этом доме на улице Пушкинской находится квартира народного депутата, которая занимает весь этаж
— 68 процентов жилплощади принадлежит мне, 32 процента — моему отцу, — говорит Юрий Деревянко. — Последние несколько лет мы живем в доме. Поэтому квартира пустовала. Но раз в две недели (а иногда и чаще) я обязательно туда наведывался: забирал почту и проверял, все ли в порядке. За 21 год с этой квартирой ни разу не возникало проблем: я всегда вовремя оплачивал коммунальные услуги и не имел никаких долгов. Еще 27 августа сам туда приходил и видел, что все в порядке. Никаких следов взлома точно не было. А когда 30 августа туда пришла помощница, в квартире уже стояли новые замки.
— В самой квартире кто-то в тот момент находился?
— Нет, двери никто не открыл. То, что я стал жертвой мошенничества, выяснилось, когда полицейские заглянули в Единый реестр недвижимости, чтобы проверить, кто является собственником жилья. Мой адвокат предъявил документы о том, что квартирой владеем мы с отцом. Но в реестре собственников квартиры значился совсем другой человек — некий Писанко Иван Иванович. Я никогда даже не слышал этого имени и не уверен, что это реальный человек.
Дальше — больше. В том же реестре было сказано, что этот человек якобы зарегистрировал свое право собственности на квартиру 9 июля 2018 года. И сделал он это на основании договора купли-продажи, заключенного еще в 1999 году!
— С кем был заключен этот договор?
— Не знаю, я его не видел. В реестре есть только сведения о том, что этот договор купли-продажи квартиры был заключен не у нотариуса, а через Киевскую универсальную биржу в 1999 году. В то время закон действительно позволял оформлять такие сделки через биржу. Позже эту норму отменили. Теперь, как известно, куплю-продажу имущества можно осуществить только у нотариуса. Этот договор однозначно был фальшивым, ведь я квартиру никому не продавал. Думаю, мошенники специально сделали его биржевым — ведь биржи уже давно этим не занимаются, и сейчас проверить сведения за 1999 год вряд ли возможно.
Явно указывает на аферу и тот факт, что некий Иван Иванович, якобы купив жилье через биржу, ни разу в этой квартире не появился. И не зарегистрировал право собственности. Вдумайтесь, он не регистрировал свою собственность 19 лет! А в июле 2018 года вдруг неожиданно решил это сделать.
Читайте также: Афера или бездушие чиновников: у пенсионеров отобрали квартиру
Право собственности Иван Иванович Писанко регистрировал не у нотариуса и не у государственного регистратора при управлении юстиции. Регистратором, судя по данным из реестра, выступило предприятие «Киевоблреклама». Напомним, что сейчас регистрацию могут проводить не только нотариусы и государственные регистраторы, но и сотрудники разных госпредприятий, будь то «Укрпочта» или какой-то институт.
— Аферисты, очевидно, этим пользуются, — продолжает Юрий Деревянко. — К регистратору — некой Елене Николаевне Скориной из «Киевоблрекламы» — очень много вопросов. Какой-то человек принес ей договор купли-продажи, оформленный в 1999 году, и спустя 19 лет после сделки попросил зарегистрировать его право собственности. То, что он все эти годы почему-то этого не делал, регистратора не смутило. Второй момент: я был прописан в этой квартире. И меня никто оттуда не выписывал. Получилось, что регистратор переоформила квартиру вместе со мной! И даже сейчас, когда квартира принадлежит мошеннику, я по-прежнему там зарегистрирован.
— Вы не разговаривали с регистратором?
— Нет. Полиция открыла уголовное производство по факту мошенничества в особо крупных размерах. И я надеюсь, что следственные органы регистратора найдут.
«ФАКТЫ» тоже попытались это сделать. Несмотря на то что «Киевоблреклама» является государственным предприятием, найти его оказалось весьма проблематично. Сайта у этой организации нет. Что самое странное, нет и телефонов. Во всяком случае, таких данных нет ни в одной справочной службе. Смогли узнать лишь то, что находится предприятие в Ирпене и было создано Киевоблгосадминистрацией. Но, когда «ФАКТЫ» позвонили в Киевоблгосадминистрацию, оказалось, что и там телефонов предприятия не знают.
Что касается нового владельца квартиры, то его пока не нашла даже полиция. Но он существует и, вероятнее всего, находится в Киеве. Потому что после того, как Юрий Деревянко узнал об афере, его квартиру попытались продать.
— Это произошло на следующий же день, — рассказывает депутат. — Мне позвонили из полиции и сообщили, что кто-то пытался продать мою квартиру. Но нотариус сделку не оформил. Продавец и покупатель уехали до приезда полиции и моего адвоката. Сейчас на квартиру наложили арест. Правда, зайти туда я не могу, ведь она по-прежнему якобы мне не принадлежит. Если взломаю замки, это будет нарушением закона, вторжением в чужую собственность. Хотя там остались мои вещи, мебель, техника.
— В квартире сейчас кто-то живет?
— Судя по всему, нет. Двери никто не открывает, похоже, там никого нет. Поскольку квартира на самом верхнем этаже, соседи с нижних этажей проследить за тем, что там происходит, не могут.
* «В квартире осталось мое имущество, но зайти туда я пока не могу», — говорит Юрий Деревянко
На пятом этаже у Юрия Деревянко только один сосед. В своих показаниях сотрудникам полиции он сообщил, что слышал, как с двери квартиры срывали обивку. Но не придал этому значения, решив, что это могли быть рабочие, которых пригласил хозяин.
— Буду обращаться в суд с иском о признании договора купли-продажи за 1999 год недействительным, — говорит Юрий Деревянко. — Впереди судебный процесс. Затем нужно будет опять менять запись в реестре недвижимости, и только тогда я смогу зайти в квартиру. Этот процесс долгий и, учитывая расходы на судебные сборы и услуги юристов, недешевый даже для меня, народного депутата. А что в подобном случае делать человеку, у которого нет денег? Мой пример показывает, что такое может произойти с каждым. Еще вчера это была ваша квартира, а сегодня кто-то по поддельному документу внес в реестр другие сведения — и все, жилье принадлежит другому. Я уверен, что это дело рук не одного Писанко Ивана Ивановича. Тут явно действовала целая преступная группировка, у которой есть связи в правоохранительных структурах. Их точно кто-то покрывает, иначе они не чувствовали бы такую безнаказанность. Они ведь прекрасно знали, чья это квартира. Скорее всего, следили за мной: знали, что я здесь не живу, но раз в неделю приезжаю. И поменяли замки, когда я был в рабочей поездке (которую, кстати, анонсировал в соцсетях) и точно не мог там появиться.
— По факту незаконного мошеннического завладения квартирой народного депутата открыто уголовное производство по статье Уголовного кодекса Украины «Мошенничество в особо крупных размерах», — сообщила «ФАКТАМ» пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец. — В рамках расследования, которое проводит Шевченковское управление полиции Киева, на квартиру наложен арест. Вызвана на допрос государственный регистратор, вносившая сведения о смене собственника этого жилья. Следственные действия продолжаются, лица, совершившие мошеннические действия, устанавливаются. Санкция статьи предусматривает от пяти до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
— Я часто рассказывал людям о том, как защитить свою собственность, — продолжает Юрий Деревянко. — И получилось, что теперь вынужден защищать свою. Система устроена так, что у мошенников есть много возможностей. Взять хотя бы то, что сейчас регистрировать право на собственность может целый ряд организаций. Возможно, нотариус и не взялся бы регистрировать сомнительную биржевую сделку за 1999 год. А на предприятии «Киевоблреклама» такие люди нашлись.
Об аферах, которые удалось провернуть не без помощи таких регистраторов, «ФАКТЫ» уже писали. Например, в мае 2017 года мошенник из Крыма завладел квартирой, в которой жил сотрудник испанского посольства. Аферисту для этого понадобилось… распечатанное на домашнем принтере постановление суда, которое он принес государственному регистратору (не нотариусу). То, что документ поддельный, было видно невооруженным глазом. Но регистратора это не смутило, и он изменил в реестре фамилию собственника квартиры.
После того как права на регистрационные действия получили разные структуры, случаи мошенничества участились. Это подтверждают и юристы.
— Случаев мошенничества действительно стало больше, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию заместитель председателя комитета земельного права Ассоциации адвокатов Украины Виктор Кобылянский. — Раньше регистрационные действия могли осуществлять только структуры в системе Минюста. Первого января 2013 года вступил в силу Закон «О регистрации вещных прав», в соответствии с которым порядок проведения регистрации таких прав устанавливается Кабинетом министров Украины. И с 2013 года этот порядок менялся уже четыре раза.
Частая смена правил игры создает благоприятную почву для мошенничества. К тому же тут нужно учитывать, что если нотариусы — это люди с юридическим образованием (в большинстве своем ответственные, хорошо знающие законодательство), то на государственных, коммунальных предприятиях специалистов, которые хорошо знают право, мало. Нередко бывает, что госпредприятие получило право на регистрационную деятельность, но его сотрудники плохо в этом разбираются, допускают ошибки. Или, что еще хуже, нечистые на руку люди готовы регистрировать сомнительные договора.
В случае, о котором вы рассказали (ситуация Юрия Деревянко. — Авт.), действия регистратора вызывают много вопросов. Перед тем как менять сведения в реестре, регистратор должен был проверить не только биржевой договор за 1999 год, но и его регистрацию в БТИ (до 2013 года права на недвижимость регистрировались БТИ). И нормального регистратора должно было насторожить то, что человек с 1999 года нигде не зарегистрировал свое право собственности. Кроме биржевого договора, он должен был предъявить еще и выданное ему в БТИ свидетельство о государственной регистрации. А он этого не сделал.
С одной стороны, увеличение количества лиц, у которых есть право осуществлять регистрацию, многим облегчило жизнь: людям уже не нужно месяцами ждать в очередях, чтобы провести то или иное регистрационное действие. Но, к сожалению, среди этих регистраторов немало неквалифицированных и недобросовестных людей.
Читайте также: Во Львове задержали злоумышленников, которые похищали одиноких пенсионеров и завладевали их жильем
Как защитить свое имущество? Виктор Кобылянский дал читателям «ФАКТОВ» несколько советов:
— Прежде всего необходимо зарегистрировать свое право собственности в реестре. Это несложно, но очень важно. Особенно для тех, кто находится, условно говоря, в группе риска: это одинокие социально незащищенные люди или те, кто месяцами или годами не проживают в своих квартирах. Еще на сайте Минюста есть программа «SMS-маяк», отслеживающая все изменения, происходящие с вашей недвижимостью. Она позволяет даже проверить, кто конкретно заходил в реестр и интересовался вашей недвижимостью. Например, если я как адвокат запрашиваю сведения о вашей квартире, вы узнаете, что это делал именно я — программа меня идентифицирует. На сайте Минюста есть подробные инструкции.
Ранее «ФАКТЫ» информировали читателей, как изменился порядок государственной регистрации квартир, домов и земли, а также рассказывали, с какими рисками могут столкнуться люди, желающие арендовать квартиру, и как не попасться на удочку аферистов.
* Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»