Події

«на 14-м этаже жених с невестой сели в маленький лифт, а мы, родители и гости, поехали на грузовом, который и оборвался. Я слышал, как рвались тросы! »

0:00 — 20 травня 2008 eye 530

По одной из версий, лифт упал из-за перегруза: вместо допустимых по технике безопасности восьми человек в него вошли десять

Утром в субботу в столичной 16-этажке по улице Григоренко, 27 (Позняки) произошел несчастный случай: грузовой лифт с десятью пассажирами, зашедшими в кабину на 14-м этаже, сорвался и полетел вниз… На первом этаже, притормозив на пружинах, кабина остановилась. Но выйти самостоятельно из раскрывшихся дверей люди уже не могли: одних выносили на руках, другие едва выползали на четвереньках… Все десять человек, которые находились в злополучном лифте, получили, в основном, переломы ног и теперь находятся в столичной больнице скорой медицинской помощи. Среди них — мамы жениха и невесты.

«Еще утром лифт не мог поднять пятерых. Остановился на четвертом этаже»

Отец невесты тоже получил травмы. У него определили ушибленную рану колена, после чего 44-летний Владимир Петрович помчался домой — собирать еду в больницу пострадавшим родственникам, которые приехали на свадьбу его дочери Ирины.

 — Люди собирались на праздник, а оказались в больнице! Представляете, каково им теперь, — с отцом невесты Владимиром Петровичем мы общались в воскресенье вечером по телефону.  — Первые сутки после случившегося я еще ходил. Видимо, в состоянии шока был. А теперь у меня жутко болит правая ступня. Наступать на нее не могу. И еще у меня есть подозрение, что почки «оборвало»… В понедельник обязательно обследуюсь.

С проспекта Григоренко вызов на станцию скорой помощи поступил в 10. 37 в субботу. «Оборвался лифт с людьми», — услышал диспетчер в трубке. Как выяснилось, в кабине находились десять человек!

 — Жених пришел с выкупом за невесту, после чего мы все должны были ехать в загс, — рассказывает Владимир Петрович.  — Собрались родственники с обеих сторон. Ну, вы знаете, как это у нас, в Украине, бывает. Жених с невестой сели в маленький лифт. Затем пришла кабина грузового. Поместились человек десять. Еще тридцать гостей остались ждать своей очереди.

Следом за молодыми первыми отправились их родители и ближайшие родственники.

 — Мы везли с собой каравай, рушники, — продолжает отец невесты.  — Не скажу, что в кабине было тесно. Место оставалось. Наша квартира находится на 14-м этаже. Мне кажется, где-то в районе десятого этажа лифт резко начал падать. Сначала раздался скрежет металла, затем начали рваться тросы. Я слышал эти звуки.

 — Испугались?

 — Некогда было пугаться. Не знал, что делать в такой ситуации. Что уж говорить о людях, которые приехали к нам в гости из сел и никогда в жизни лифтом не пользовались! Кабина сама остановилась на первом этаже. А ведь могла провалиться в шахту. Двери открылись. Кто-то уже вызвал «скорую». Карет было девять или десять.

Родственники, успевшие сбежать вниз по лестнице, помогали пострадавшим, рассаживая их на лавочки во дворе. Пол лифта был засыпан стеклом от фужеров и бутылок из-под шампанского. Свадебный каравай оказался размазанным по полу.

 — Жених и невеста, несмотря на случившееся, все же поехали расписываться?

 — А что им оставалось делать? Нужно было в загсе зарегистрироваться. На вечер у нас был заказан ресторан. Я там так и не был. Возил людям в больницу еду, несмотря на страшную боль в ногах. Не мог же я их бросить! А остальные гости и молодые отправились в ресторан. Правда, это было больше похоже не на праздник, а на траур.

 — Ваша дочь давно встречалась с молодым человеком?

 — Шесть лет. Мы с зимы готовились к свадьбе, ждали ее. Пригласили всех родных и близких.

 — Зятем довольны?

 — Очень! Дима — замечательный зять.

 — Соседи по парадному говорят, что грузовой лифт в вашем доме работал не очень-то хорошо…

 — Да что там! Эта кабина была поломана еще утром. Уже в больнице родственница из Ивано-Франковской области рассказала: она приехала к нам прямо с поезда, села именно в грузовой лифт, и он не мог поднять пятерых людей, которые в нем находились. Остановился на четвертом. Один мужчина вышел и пошел по лестнице. Я даже ругал ее: «Галя, что же ты сразу не сказала об этом? Мы бы не поехали в нем!» Но она ответила: «Я ж на лифте каждый день не езжу. Не знаю, как он должен работать. Откуда в селе лифты?»

 — Молодые поехали в свадебное путешествие?

 — Как вы можете такой вопрос задавать? — возмутился мой собеседник.  — У них обе мамы в больнице. У мамы жениха травма позвоночника. У мамы невесты, моей жены, переломы пяток, обе ноги в гипсе! Дети очень переживают. Каждый день в больнице проводят. Если б вы знали, какие у них замечательные мамы, вы бы понимали их чувства. Золотые мамы!

 — Первая бригада наших врачей была на месте уже через девять минут после первого вызова, — рассказал главный врач столичной станции скорой помощи Киева Анатолий Вершигора.  — Оценив ситуацию, медики вызвали еще десять бригад. Сначала в больницу увезли наиболее пострадавших мам жениха и невесты. Обе женщины просили, чтобы дети не отменяли торжество, к которому так долго готовились. Всех пострадавших наши врачи доставили в больницу скорой медицинской помощи. Люди получили переломы голеней, лодыжек, пяточных костей, ушибы позвоночника. Гостям, приехавшим из других областей страны, тоже оказывают необходимую помощь. Кроме того, до пяти вечера под парадным, где оборвался лифт, дежурила «скорая», чтобы оказывать помощь испуганным людям. Обращались многие — у кого-то разболелось сердце, поднялось давление. Сразу же о случившемся мы сообщили дежурным милиции, горадминистрации, Министерства по чрезвычайным ситуациям. О том, что везут много пострадавших, предупредили главврача больницы скорой помощи. Кроме того, для координации действий медиков в больницу выехала оперативно-штабная машина главного управления здравоохранения Киева.

Как нам удалось узнать, пока прооперировали только одного пострадавшего. Но, судя по всему, нескольким пациентам операции еще предстоят. По утверждению медиков, жизни людей ничего не угрожает, полученные травмы называют нетяжелыми, но, тем не менее, всем им придется провести какое-то время на больничной койке.

«Если бы трос оборвался… никого бы в живых не осталось»

На место ЧП выехали сотрудники Госгорпромнадзора и чиновники мэрии. Выяснилось, что злополучный лифт был изготовлен в 1992 году на Карачаровском заводе в России, и спустя два года его ввели в эксплуатацию. Обслуживает устройство ЗАО «ОТИС».

 — Никакого обрыва троса не было, — категорически заверил нас руководитель «ОТИСА» Михаил Пономаренко.  — Если бы оборвался трос — представьте, какую скорость развила бы тяжелая кабина, падая с

30-метровой высоты! Да там никого бы в живых не осталось! Этот лифт, равно как все прочие 18 тысяч лифтов, находящиеся в ведении нашего предприятия, раз в месяц проходит профилактический осмотр, в понятие которого обязательно входит тщательнейшая проверка тросов. О причинах, приведших к экстренной ситуации, я смогу сказать вам лишь через несколько дней, по окончании работы комиссиии, специально созданной в КГГА. А если посмотреть на ситуацию шире — все ЧП с лифтами происходят от нехватки средств на их обслуживание. 247 гривен в месяц, выделяемых горадминистрацией на один механизм, — это катастрофически мало.

Нынешняя авария — не первая, в которой фигурирует фирма «ОТИС». 26 мая 2007 года в столичной девятиэтажке Ь 4 на Дарницком бульваре кабина лифта упала примерно с высоты третьего этажа, и находившаяся в ней женщина получила множественные ушибы и сотрясение мозга. За год до этого, 29 мая 2006 года в здании Министерства транспорта лифт с двадцатью людьми в кабине пролетел до уровня 11 этажа, где сработало аварийное торможение. Обошлось без жертв, но многие получили серьезные травмы, в том числе и переломы.

Специалисты предполагают, что на этот раз возможной причиной аварии был перегруз лифта: в кабину подъемного механизма, грузоподъемность которого составляет максимум 630 килограммов, набилось десять человек (вполне возможно, что их общий вес был около 800 килограммов).

Сейчас грузовой лифт, едва не ставший виновником гибели людей, опечатан. Не работает и маленький пассажирский. Сотрудники «ОТИСА», которых наш корреспондент застал за подвешиванием на стене возле злополучного лифта таблички: «Грузоподъемность 630 килограммов, рассчитан на восемь человек», объяснили, что у двух лифтов один подъемный механизм, который и будет исследоваться комиссией. А жителям 16-этажки придется пока ходить пешком.