В субботу, 22 сентября, немецкая газета Süddeutsche Zeitung сообщила о том, что Россия готова полностью финансировать строительство газопровода «Северный поток-2» в том случае, если США введут санкции против участников международного консорциума, реализующего этот проект. При этом издание ссылается на свои информированные источники в правительстве Германии.
Оказывается, свое предложение Путин озвучил еще 18 августа, когда находился с визитом в Мезеберге. Там его принимала канцлер Германии Ангела Меркель.
Как известно, на данный момент сооружение «Северного потока-2» осуществляется международным консорциумом, в котором 50 процентов акций принадлежат российскому «Газпрому». Среди участников консорциума крупные европейские компании — дочка BASF Wintershall, Uniper и Shell. Президент США Дональд Трамп уже неоднократно угрожал ввести санкции против энергетического сектора России в наказание за предполагаемое вмешательство Москвы в президентскую кампанию в США в 2016 году. От этих санкций могут пострадать и европейские компании. Трамп резко критикует правительство Германии за то, что эта страна, по его словам, с одной стороны, поддерживает экономические санкции против России, а с другой — ежегодно покупает у «Газпрома» газ на миллиарды долларов.
Белый дом считает «Северный поток-2» политически мотивированным проектом, реализация которого лишь увеличит энергетическую зависимость Евросоюза от России. Кроме того, Украина рискует лишиться статуса страны-транзитера газа в Европу.
Путин всячески подчеркивает, что новый газопровод лишен какого-либо политического подтекста. Это чисто экономический проект. В Берлине многие согласны с такой точкой зрения. Однако американские санкции пугают европейских и, особенно, немецких бизнесменов. Правительство Германии недавно приняло важное решение, которое позволит форсировать строительство в стране терминала по приему сжиженного газа. Такое решение, безусловно, выгодно США и не нравится России. Видимо, поэтому Путин и предложил профинансировать сооружение «Северного потока-2» самостоятельно.
Однако помешать этому может Еврокомиссия. Согласно действующим в ЕС правилам конкуренции, производитель и поставщик энергоресурсов не может быть одним юридическим лицом.