23 сентября на Донбассе произошел очередной взрыв миномета «Молот». На этот раз пострадали двое (по официальной версии) или трое (по неофициальной) военнослужащих. К счастью, обошлось без смертельных случаев. Инцидент, согласно опубликованным данным, случился на Светлодарской дуге. Бойцы при стрельбе из миномета соблюдали все правила безопасности и стреляли из соседнего окопа, приводя взрыватель в действие с помощью шнурка. Как говорят специалисты, если бы в момент стрельбы они находились в непосредственной близости от «Молота», трагических последствий было бы не избежать.
На место происшествия выехала специальная комиссия, чтобы провести расследование. И вот «ФАКТАМ» стали известны первые результаты. Как нам сообщили в Военной службе правопорядка, сам «Молот» был исправным. Но было много факторов, которые привели к взрыву миномета.
— Во-первых, как мы установили, в момент стрельбы заместитель командира части по вооружению был в состоянии алкогольного опьянения, — объяснили «ФАКТАМ» в ВСП. - Среди других причин мы могли бы назвать низкий уровень подготовки расчета. Боеприпасы 1973 года были неисправными. Неисправность была обусловлена неправильным хранением: инертные подрывники сберегались не в заводской упаковке, что и привело к преждевременному разрыву мины внутри ствола миномета.
Такова на сегодняшний момент основная версия причин очередного взрыва миномета «Молот». Однако есть и другие. «ФАКТАМ» удалось пообщаться с экспертом по вооружению, который попросил не называть его имени. Он уверен, что «Молот» взорвался из-за неисправности самого орудия. С 2016 года это далеко не первый подобный случай. При этом бойцов за это время погибло гораздо больше, чем сообщается в прессе.
— Каждый подобный взрыв «Молота» засекречен, — говорит эксперт. — Очень часто после очередного инцидента с минометом в прессе появляются фотографии, якобы с места происшествия. Я как специалист по вооружению могу сказать, что эти фото, как правило, совсем не оттуда. Я видел реальные последствия взрыва, кое в чем разбираюсь. Как правило, в качестве основных причин ЧП с «Молотом» называют взрыв снаряда в стволе или двойное заряжение. Это когда одна мина еще не вылетела, а уже закладывают другую. Остановимся подробнее на этих двух версиях.
Миномет «Молот» начали собирать по госсзаказу в 2015 году на заводе «Маяк». Не буду сейчас говорить, кто именно получил заказ. Этих людей вы все знаете. Думаю, в будущем их имена назовут официально. Итак, миномет — простейший механизм, который состоит из трубы и взрывателя. Тем не менее была озвучена его стоимость — 20 тысяч долларов за один! Вы представляете, какие это деньги? Сто таких минометов — по стоимости одного очень хорошего танка!
— Вы считаете, что цена завышена?
— Причем очень сильно. По моим подсчетам, один такой миномет можно было бы собрать, ну, максимум в десять раз дешевле — за пару тысяч долларов. И сталь для изготовления орудия была бы более качественной.
— А что не так со сталью?
— Помните, в Ровенской области от взрыва «Молота» на полигоне погибли трое бойцов? Это произошло в начале июля. Металл, из которого был сделан ствол «Молота», отправили на экспертизу. Но результатов по-прежнему нет. Я не могу поверить, что почти за три месяца нельзя было сделать экспертизу металла. Был случай, когда по нашей просьбе проводилась такая экспертиза с двойной перепроверкой всего за три дня. Поэтому у меня возникают сомнения по поводу качества стали, из которой делают стволы для «Молотов». Кроме того, я эти минометы хорошо знаю. Видел их, исследовал. На многих даже сварной шов некачественный. На мой взгляд, металл просто не выдержал при стрельбе давления пороховых газов и разорвался.
— Одной из причин взрыва «Молота» в Ровенской области называли так называемое двойное заряжение…
— Этого не может быть, потому что на миномете установлен специальный предохранитель, который не позволит заряжать вторую мину, если в стволе осталась первая. Дело в том, что «Молоты» делали по аналогии с советскими минометами еще со времен Второй мировой войны. Тогда солдаты, иной раз, чтобы увеличить скорострельность либо просто по недосмотру, заряжали второй снаряд — и случались взрывы, гибли люди. В то время командование издало приказ: установить на минометы двойные предохранители. Больше взрывов не было. Такие же предохранители есть и на «Молотах». Поэтому либо не было двойного заряжения, либо предохранители неисправны. Если виноваты предохранители, то куда смотрели производители?
Вообще, я считаю, что советский аналог «Молота» был все же лучше. Но его по каким-то причинам сняли с вооружения и заменили минометами, произведенными на заводе «Маяк». Их, кстати, на вооружении у нас — порядка 400−500 штук.
— А что можете сказать о других случаях взрывов «Молотов»?
— С 2016 года «Молот» взрывался 12 раз. По официальным данным, при этом погибло четверо военнослужащих. На самом деле точное количество смертей скрывается. У меня есть данные о гибели 19-ти бойцов. В основном это происходило во время учебных стрельб. Как я уже говорил, на первом этапе информация о каждом взрыве «Молота» получает гриф «совершенно секретно».
Вот и сейчас сообщают, что двое бойцов получили ранения по касательной. Я знаю, что в военном госпитале находятся сейчас трое солдат, пострадавших от взрыва этого «Молота». И они в тяжелом состоянии.
— Сколько военнослужащих должно пострадать, чтобы в Министерстве обороны приняли решение о снятии с производства какого-либо вооружения?
— Даже одного случая достаточно, чтобы хотя бы начать проверку. Это просто случай — без гибели бойцов! Но нам говорят, что «Молоту» сейчас альтернативы нет.
Все эти взрывы «Молотов» очень сольно бьют по репутации украинского оборонпрома. Не секрет, что мы отправляем оружие на экспорт. Как потом убедить наших партнеров, что мы производим качественное оружие?
Напомним, ранее «ФАКТЫ» сообщали, что случай взрыва «Молота» на Донбассе рассматривается как нарушение правил обращения с оружием.