Суспільство та люди

Нет ни парковщиков, ни паркоматов: готовы ли в Украине к выполнению закона о парковках

11:26 — 27 вересня 2018 eye 4396

27 сентября в Украине вступает в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств». Этим документом вводится целый ряд новшеств, призванных бороться с хаотичными парковкой, стоянкой и остановкой автомобилей на улицах и дорогах нашей страны. Начинает действовать новый порядок привлечения к административной ответственности нарушителей правил стоянки и парковки. Также появится новая муниципальная служба. Ее сотрудников впервые наделили полномочиями не только контролировать соблюдение водителями правил парковки, но и штрафовать нарушителей и даже отправлять на штрафплощадку машины, оставленные с нарушением правил. Об этом мы подробно рассказывали в недавнем выпуске нашей автополосы и в газете «ФАКТЫ» за 13—19 сентября.

Водители уже заволновались в ожидании жестких перемен. А вот готовы ли к ним коммунальные службы, в частности столицы, мы решили выяснить. Когда водителей начнут наказывать за нарушения правил парковки? Что сделано для того, чтобы создать автомобилистам цивилизованные условия для нормальной парковки?

За разъяснениями «ФАКТЫ» обратились в Департамент транспортной инфраструктуры Киевской горгосадминистрации. На наши вопросы ответил заместитель директора департамента Дмитрий Рахматуллин.

— Создана ли уже в Киеве новая муниципальная служба, которая будет заниматься наведением порядка на столичных улицах? Войдут ли в нее старые парковщики, прославившиеся в прежние времена тем, что клали за парковку деньги в свой карман?

Новая муниципальная служба создается на основании решения Киеврады. Запланировано, что общая численность ее сотрудников составит 150 человек. На сегодняшний день набор в эту службу продолжается.

Каких-то особых критериев отбора нет. На основании Закона «О государственной службе» право войти в муниципальную службу имеют граждане Украины, которым исполнилось 18 лет, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, свободно владеющие государственным языком. Смогут попробовать пройти отбор и те, кто уже работал парковщиком. Но мы будем обращать пристальное внимание на прежний послужной список, выяснять, нарушал ли человек трудовую дисциплину, был ли замечен в коррупционных проявлениях.

— Когда парковочные инспекторы начнут штрафовать водителей и эвакуировать их авто на штрафплощадки? Может быть, первое время они будут проводить с водителями разъяснительную работу — мол, ставьте свою машину по правилам?

— Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реформированию сферы парковки транспортных средств» вступает в силу с 27 сентября текущего года, и мы обязаны его выполнять. То есть уже с этого времени мы должны привлекать водителей к соответствующей административной ответственности, которая, в зависимости от вида нарушения, предусматривает наложение штрафа или временную эвакуацию транспортного средства на штрафплощадку. Каких-либо других мер воздействия упомянутый документ не предусматривает, а парковочные инспекторы вправе действовать только в рамках действующего законодательства.

— Разъясните, в каких случаях будет применяться принудительная эвакуация автомобилей и кто вправе ее осуществлять — парковочные инспекторы или патрульные полицейские?

Временно отправить транспортное средство на специальную площадку вправе как патрульные полицейские, так и парковочные инспекторы. Они могут прибегать к этой мере, если транспортное средство размещено с нарушением правил остановки и стоянки и препятствует дорожному движению или создает угрозу его безопасности, а также в том случае, когда водитель не оплатил услуги платной парковки или разместил машину на льготных местах, предназначенных для инвалидов. Хочу обратить ваше внимание, что в данном случае водителям грозит не только эвакуация, но и административный штраф за нарушение правил парковки, остановки и стоянки.

Законом четко задекларированы все случаи, когда машина создает препятствия для дорожного движения или угрозу его безопасности. Всего таковых насчитывается 16.

За какие нарушения предусмотрена эвакуация автомобилей

1 транспортное средство (ТС) поставлено на проезжей части в два и более рядов
2 ТС расположено на железнодорожных переездах
3 на трамвайных путях
4 на эстакадах, мостах, путепроводах и под ними, в тоннелях
5 на пешеходных переходах и ближе 10 метров к ним с обеих сторон, кроме случаев остановки для предоставления преимущества в движении
6 на перекрестках и ближе 10 метров от края пересекаемой проезжей части при отсутствии на ней пешеходного перехода, за исключением остановки для предоставления преимущества в движении и остановки против бокового проезда на Т-образных перекрестках, где есть сплошная линия разметки или разделительная полоса
7 на проезжей части, где расстояние между сплошной линией разметки или противоположным краем проезжей части и транспортным средством, которое остановилось, менее трех метров
8 ближе 30 метров от посадочных площадок для остановки маршрутных транспортных средств, а при их отсутствии — ближе 30 метров от дорожного знака такой остановки с обеих сторон
9 ближе 10 метров от обозначенного места выполнения дорожных работ и в зоне их выполнения
10 в местах, где будет невозможным встречный разъезд или объезд транспортного средства, которое остановилось
11 ближе 10 метров от выездов с прилегающих территорий и непосредственно в месте выезда
12 своим расположением делает невозможным движение других транспортных средств или создает препятствие для движения пешеходов, в том числе лиц с инвалидностью на специальных средствах передвижения и пешеходов с детскими колясками
13 расположен на выделенной полосе для движения общественного маршрутного транспорта
14 расположен на обозначенной соответствующими дорожными знаками и/или дорожной разметкой велодорожке
15 препятствует движению или работе снегоуборочного и другого технологического коммунального транспорта в случае введения чрезвычайного положения или при объявлении отдельной местности зоной чрезвычайной экологической ситуации
16 нарушает схему парковки транспортных средств таким образом, что он блокирует проезд по двум или более полосам движения

— Какими способами водители имеют возможность оплатить парковку сейчас? Можно ли это сделать наличными, дав их парковочному инспектору?

С 10 августа 2017 года в Киеве оплата парковки осуществляется исключительно в безналичной форме с помощью паркоматов, мобильных телефонов (услуга «мобильной парковки») и талонов на парковку. Вымогательство наличных денег за парковку любым лицом является мошенничеством, и в таких случаях водители вправе сообщить о подобном факте в полицию.

Какой должна быть платная парковка

Согласно «Правилам парковки транспортных средств», утвержденным постановлением Кабмина № 1342, платная парковка — это площадка, размещенная в пределах проезжей части улицы, дороги или тротуара и выделенная соответствующей синей дорожной разметкой и знаком 5.38 «Место для стоянки» с табличкой 7.14 «Платные услуги». Она обязательно должна быть оборудована паркоматом из расчета — не менее одного на 20 паркомест. Если паркомата нет или он установлен на стоянке с числом мест свыше двадцати, такая стоянка не отвечает правилам парковки и изымать плату за ее использование неправомерно.

— Все ли платные парковки Киева оборудованы паркоматами?

— Пока не все. Чтобы полностью укомплектовать весь город, нам необходимо закупить еще 312 таких устройств.

— Какие тарифы установлены за парковку в Киеве? Будут ли они меняться?

Коммунальное предприятие «Киевтранспарксервис» применяет тарифы на услуги по парковке транспортных средств, установленные распоряжением Киеврады № 694 «Об установлении тарифов на услуги по пользованию площадками для платной парковки транспортных средств, которые предоставляются коммунальным предприятием «Киевтранспарксервис».

Первая зона платной парковки, которая находится в центральной части столицы, самая дорогая. В эту зону входят Европейская площадь, улицы Трехсвятительская, Михайловская, Большая Житомирская, Владимирская, Льва Толстого, площадь Льва Толстого, улицы Большая Васильковская, Саксаганского, Эспланадная, Бассейная, Шелковичная и Грушевского. За час парковки на этих улицах и площадях водитель легкового автомобиля должен заплатить 15 гривен.

Ко второй зоне относятся улицы Набережно-Крещатицкая, Ярославская, переулок Ярославский, Нижний Вал, улицы Глубочицкая, Сечевых стрельцов (Артема), Мельникова, Телиги, Довженко, Индустриальная, Чоколовский бульвар, проспект Лобановского (Краснозвездный), Московская площадь, бульвар Дружбы народов, Набережное шоссе. Стоимость часа платной парковки в этой зоне составляет 10 гривен.

К третьей зоне относятся все улицы, проспекты и площади, расположенные между второй зоной и границами Киева. Час платной парковки здесь стоит пять гривен.

— Если водитель воспользовался услугой мобильной парковки, должен ли он информировать об этом парковочных инспекторов, чтобы его не оштрафовали за отсутствие квитанции под лобовым стеклом?

Подобных требований нет. В случае отсутствия квитанции об оплате или парковочного талона инспектор по парковке обязан проверить, законно ли водитель разместил свой транспорт на площадке. У наших сотрудников будет несколько источников поступления информации об оплате парковки, что позволит оперативно и точно узнавать о соблюдении водителями правил платной парковки.

— Относительно недавно на некоторых центральных улицах Киева появились так называемые парковочные «карманы». Они построены в качестве эксперимента или уже на постоянной основе? Сколько всего планируется создать таких «карманов»?

— Припаркованные вдоль дороги автомобили существенно мешали движению транспорта. Эта проблема особо актуальна в центральной части столицы. Один из возможных вариантов улучшения ситуации — это обустройство парковочных «карманов». Летом первые такие места для парковки в качестве эксперимента были устроены на улицах Богдана Хмельницкого, Парково-Сырецкой и Генерала Алмазова.

В то же время по поручению мэра Киева Виталия Кличко работы по устройству парковочных «карманов» продолжатся, и их количество в столице будет постепенно расти.

— Не секрет, что в Киеве катастрофически не хватает мест для парковки транспортных средств. Собирается ли столичная власть что-то предпринимать, помимо обустройства парковочных «карманов», для улучшения этой ситуации?

С целью увеличения парковочного пространства Киева в этом году «Киевтранспарксервис» подал на рассмотрение Департамента транспортной инфраструктуры проект соответствующих изменений в одно из решений Киеврады об установлении местных налогов и сборов в столице. Этим документом предполагается увеличить парковочное пространство в столице более чем на девять тысяч паркомест. Департамент транспортной инфраструктуры Киевской городской госадминистрации ежедневно работает над тем, чтобы упорядочить парковочное пространство, увеличить численность парковочных мест и разрешить неотложные вопросы парковки. В частности, сейчас, кроме обустройства парковочных «карманов» в центральной части города, строятся роторные и перехватывающие парковки и многоэтажные подземные паркинги.

— О каком баснословном увеличении штрафов с 27 сентября все пишут? — написал в «Фейсбуке» Владимир Караваев, юрист, автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ». — Пока ничего не меняется! Вступающий в силу закон о парковках предусматривает лишь увеличение ответственности за нарушение правил пользования платными парковками.

Да и то, прежде чем выписать такой штраф или эвакуировать транспортное средство нарушителя, надо сделать две фотографии автомобиля с привязкой к пространству и времени — сертифицированным и поверенным техническим средством. А таких в Украине пока нет, потому что новый госстандарт, на основании которого должна проводиться сертификация, до сих пор не утвержден!

Получается, господа водители и владельцы автомобилей, можно выдохнуть и расслабиться. Потому что все как обычно: «хотели как лучше, а получилось как всегда». Закон приняли (как, напомним, раньше уже принимали закон об ограничении скорости движения в населенных пунктах до 50 километров в час, об автофиксации нарушений Правил дорожного движения и многие другие), а подготовиться к его реализации не спешат.

Напомним, ранее «ФАКТЫ» сообщали, где в центре Киева можно припарковать автомобиль. Кроме того, в Украине хотят регулировать передвижение на гироскутерах, моноколесах и сегвеях.