Хотя синоптики обещают, что с 1 октября в Украину еще вернется теплая погода, для автомобилистов с этой даты уже начинается «холодный сезон». В данный период (с 1 октября до 1 мая) за пределами населенных пунктов водители обязаны включать ходовые огни или ближний свет фар.
Это необходимо для безопасности, так как поздней осенью и зимой автомобили плохо видны на дорогах. Особенно это касается украинских автомагистралей, где средняя скорость транспорта часто составляет 100 километров в час. В условиях пасмурной погоды, дождей, туманов и снегопада мчащийся с такой скоростью автомобиль плохо виден. Именно поэтому в Украине было принято решение об использовании ходовых огней (ХО) или ближнего света фар (если огней нет), что позволяет водителю заблаговременно заметить на дороге машину и воздержаться от резких маневров. Ведь аварии на большой скорости нередко заканчиваются трагедией. Требование включать освещение в светлое время суток уже давно действует во многих странах Европы и Скандинавии, и положительно сказалось на ситуации с ДТП.
А вот тех, кто забывает о ближнем свете фар или ХО при выезде за пределы населенных пунктов, ожидает неприятность в виде штрафа в 425 гривен. Хотя сумма и небольшая, но для ее экономии все-таки стоит покопаться в настройках бортового компьютера своего автомобиля и установить автоматическое включение ходовых огней при запуске двигателя. Это поможет забывчивым водителям. Правда, ХО имеются не у всех моделей авто. Если ходовых огней нет, придется включать ближний свет фар.
Сами автолюбители говорят, что ездить с ХО намного практичнее, чем с включенными фарами. Это связано с тем, что используемые в огнях светодиоды потребляют намного меньше электроэнергии, что снижает расход топлива и уменьшает нагрузку на генератор. Да и продолжительность работы у них намного больше, чем у обычных лампочек, установленных в фарах. Но загвоздка в том, что во многих машинах, которые колесят по украинским дорогам, ХО отсутствуют вообще или же попросту не установлены. Есть ли возможность исправить эту ситуацию, «ФАКТЫ» решили узнать у автоэксперта Романа Николаенко.
— Сегодня купить ходовые огни для автомобиля не проблема. В интернете полно подобных предложений, к тому же есть девайсы на любой кошелек, — говорит автоэксперт. - Но перед их покупкой нужно определиться, насколько часто вы будете выезжать за город в холодный период. Если большую часть времени вы передвигаетесь в пределах населенного пункта, то целесообразности в покупке и установке ХО нет, проще включить пару раз фары. Но если за городом вы бываете довольно часто, то есть смысл установки ХО.
— Ассортимент ходовых огней сейчас настолько большой, что немудрено и растеряться при выборе. Что стоит брать?
- Действительно, разброс цен на эти девайсы сейчас существенный — от сотни до нескольких тысяч гривен. И тут каждый решает сам. Но я бы не рекомендовал брать дешевые китайские ХО, так как они зачастую не соответствуют общепринятым европейским стандартам, да и светодиоды в них могут быстро выйти из строя. Лучше заплатить немного больше, но приобрести изделия известных мировых брендов, которые прослужат долго и не вызовут нареканий на их работу.
Это же касается и установки ХО. Не стоит «лепить» их куда вам захочется. Во многих автомобилях уже предусмотрены штатные места для установки. Если такого нет, то нужно помнить о требованиях размещения ХО, в которых учитываются габариты транспортного средства. Рекомендуется устанавливать такие огни на уровне не ниже 350 и не выше 1500 мм над землей. При этом не забывайте, что загруженный автомобиль «проседает», и ХО, установленные на минимальной высоте, уже не будут соответствовать требованиям. Поэтому оптимальный уровень = 400−800 мм, в зависимости от типа машины.
— А есть требования по ширине расположения таких огней?
— Конечно, они должны быть размещены не дальше чем в 400 мм от края габаритной ширины автомобиля (без учета зеркал). Кроме того, при установке не стоит забывать и о том, что горизонтальный угол отклонения огней от направления движения должен составлять максимум 10 градусов. Но я советую все-таки раскошелиться на СТО, где приобретенные вами ХО установят без каких-либо проблем. Это поможет сэкономить много времени и нервов, которые человек потратит при измерении расстояний и выбора угла наклона.
Напомним, что ранее Роман Николаенко рассказал «ФАКТАМ», как правильно подойти к выбору зимней резины, а также о плюсах и минусах б/у покрышек и «всесезонки». «Я не рекомендую прислушиваться к „экспертам“, уверяющим, что зимние шины стоит ставить только на ведущие колеса. Это опасное заблуждение, которое не только не сэкономит деньги, но и может стоить водителю здоровья или даже жизни. Ведь при резком торможении должно быть хорошее сцепление всех четырех колес», — сказал автоэксперт.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО и Александра ЛЕЩЕНКО, «ФАКТЫ»