В среду, 7 ноября, в Москве должен возобновиться суд по громкому делу «Седьмой студии». Руководство театрального объединения во главе с всемирно известным режиссером Кириллом Серебренниковым обвиняется в хищении бюджетных средств в особо крупном размере. Речь идет о сумме 2,4 миллиона долларов. Серебренникова держат под домашним арестом с августа 2017 года. Его имущество арестовано.
Режиссер не может пользоваться интернетом, говорить с коллегами по телефону. У него есть право работать на компьютере и обмениваться файлами с информацией со своим адвокатом. Находясь в таких условиях, Серебренников сумел завершить монтаж фильма «Лето», который был показан в рамках Каннского международного кинофестиваля в мае, чем уже поразил коллег и зрителей.
В воскресенье, 4 ноября, режиссер добился нового триумфа — в Цюрихе состоялась премьера оперы Моцарта «Так поступают все» (Così fan tutte) в оригинальной постановке Серебренникова. Искушенная публика отблагодарила Кирилла продолжительной овацией.
И это была не просто дань уважения профессионалу. Как пишут европейские газеты, Серебренников сумел уловить и передать зрителю современные настроения в обществе, поставив оперу, которую Моцарт сочинил почти 230 лет назад.
Сюжет, давно ставший классическим, выстроен вокруг двух влюбленных молодых людей, которые уверены в верности своих подруг. Но их старший товарищ дон Альфонсо берется убедить их в том, что все женщины склонны к измене и легко идут на это. Действительно, невесты молодых людей изменяют им.
Серебренников перенес действие оперы в наши дни. Его герои торчат часами в тренажерном зале, ратуют за экологию и проповедуют здоровый образ жизни. Но в целом ничего не изменилось. Вот только дон Альфонсо стал хитрее, он действует тоньше. Используя модное движение #MeToo, возникшее в западном обществе в конце 2017 года на фоне сексуального скандала, в центре которого оказался влиятельный голливудский кинопродюсер Харви Вайнштейн, Серебренников показывает, что женщинам только кажется, что они освободились из-под влияния мужчин. Мужчины по-прежнему правят этим миром. Дон Альфонсо подталкивает героинь оперы к измене, внушая им, что женщины свободны принимать решения, вольны распоряжаться своим телом, как им заблагорассудится.
Колоссальная постановка оперы Моцарта с использованием видеоряда покорила европейскую публику. Трудно поверить в то, что ее осуществил режиссер, находящийся под арестом в Москве. Серебренникову адвокат присылал записи репетиций. Режиссер вносил свои корректировки, делал замечания. Все это он записывал в виде тестовых файлов, которые отправлял адвокату. Тот пересылал их в Цюрих. Схема довольно сложная и не слишком оперативная. Тем не менее, она сработала.
Серебренников выступает на стороне женщин. Он завершает постановку нетрадиционно. Звучит увертюра из другой оперы Моцарта — «Дон Жуан». На сцене появляются все персонажи. И дон Альфонсо сзади баллончиком выписывает сначала Cosi fan tutte, исправляя фразу на Cosi fan tutti. Изменилась всего одна буква, но это полностью меняет смысл названия. У Моцарта буква «е» на конце слова означает женский род. Следовательно, знающие итальянский язык читают обычно название оперы как «Так поступают все женщины». У Серебренникова дон Альфонсо меняет одну букву, и мы получаем «Так поступают все мужчины» или вообще все люди, вне зависимости от пола.
Пожалуй, такого в истории мирового театра еще не было. Грандиозная, технически сложная постановка осуществлялась удаленно, когда режиссер находится за несколько тысяч километров от своих артистов, работников сцены, здания театра.
После премьеры на поклон солисты и вся техническая команда вышли в белых майках с фотопортретом Серебренникова и надписью FREE KIRILL.