Впервые за много лет известный актер и режиссер приезжает в Киев, где выступит с творческим вечером
Высказывание о том, что талантливый человек талантлив во всем, к Михаилу Козакову подходит как нельзя лучше. Сперва он дебютировал в кино как актер, сыграв в картинах «Человек-амфибия», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя». После попробовал себя в роли режиссера, сняв мелодраму «Безымянная звезда» и ставшую классикой комедию «Покровские ворота». Актер по-прежнему много гастролирует. Впервые за много лет собирается в Киев, где 12 июня в Доме офицеров устроит творческий вечер под названием «О театре, о поэзии, о себе»
— Как поживаете, Михаил Михайлович?
— Спасибо, вашими молитвами, только воспаление легких где-то подхватил, расхворался. Без дела не сижу. Только за последний год поставил четыре спектакля: «Чайку» на грузинском языке (одну из главных ролей играет моя 38-летняя дочь Манана, которая живет в Тбилиси), пьесу по стихам Иосифа Бродского «Ниоткуда с любовью», «Любовь по системе Станиславского». А на днях состоится премьера английской комедии «Цветок смеющийся» Нелли Куардо. Там потрясающий актерский состав: Ефим Шифрин, Лена Сафонова, Анна Каменкова. Помимо этого выпустил биографический двухтомник, записываю диски со стихами, ну и кино. Совсем недавно в трех фильмах снялся.
— Как вы только все успеваете. Говорят, появитесь и в продолжении нашумевшей комедии «Любовь-морковь» с Кристиной Орбакайте в главной роли?
— Да, на днях закончились съемки. У меня там небольшая роль — снова играю волшебника. Партнеры те же: Кристина и Гоша Куценко.
— На вашем счету много комедий, хотя внешне вы очень серьезный.
— Нормальному человеку юмор всегда помогает по жизни. Я действительно много ставил комедий. Не могу назвать себя очень веселым человеком, но, наверное, являюсь достаточно нескучным. Конечно, все зависит от настроения. Иногда вообще ничего не хочется.
— И как выходите из этого состояния?
— Работа для меня всегда была спасением от депрессии. Я — человек дисциплинированный.
— А для того, чтобы оставаться в отличной физической форме, что делаете?
— Не жру много. Это главный секрет! В свое время довольно много занимался спортом. Сейчас стал ходить в бассейн.
— Поесть любите?
— Нет, я не гурман. К сожалению, терпеть не могу каши. Иногда хочется чего-то вкусненького, например, из любимой мною грузинской кухни: лобио или сациви. Дома мы с моей нынешней женой, так сказать, едим достаточно вкусно. Позавчера картошку с грибами жарили, я был очень доволен. Супруга вполне нормально готовит.
— Говорят, лучшие кулинары — мужчины.
— Врут! По крайней мере, я могу только пожарить яичницу или лапшу быстрого приготовления залить водой.
— Зато к мороженому слабость имеете.
— Бывает иногда. У меня так все нерегулярно, вкусы меняются. Вдруг ТАК захочется мороженого, что начинаю есть его килограммами — и на ночь, и с утра. А сейчас вот спокойно к нему отношусь. Зато безумно полюбил томатный сок. Постоянен только в одном: во всех ресторанах мира заказываю солянку.
— И где самая вкусная?
— Право, не знаю. Везде хорошая.
— Модником себя не считаю. Ношу абсолютно простую одежду, предпочитаю куртки, джинсы. Естественно, есть концертный костюм, в котором выхожу на сцену. На приемах редко бываю, но костюм-тройка у меня тоже имеется.
— Мне кажется, вы в свои 73 года очень современный человек.
— Вы что, я с техникой на длинной ноге! Компьютер для меня темный лес. А-а-абсолютно. Даже мобильного не имею.
— Да ладно! Это в XXI-то веке?
— Правда-правда. О-очень прекрасно можно и без него жить!
— Вы, наверное, счастливый человек
— Счастлив в работе, внуках, друзьях, которых, к сожалению, все меньше становится.
— У вас ведь пять внуков и пятеро детей?
— Да, и они меня очень радуют. Старшая внучка уже работает, причем на хорошей должности в области экономики. Помладше, Маша, учится в Плехановском, тоже на экономическом. Сын Миша владеет компьютером, играет на бас-гитаре. Зоя (моя самая маленькая дочь) и рисует, и танцует степ, и играет на трубе. Она учится в американской школе в Израиле.
О личной жизни знаменитый актер не любит рассказывать. Впервые Козаков женился на своей однокласснице Гретте, эстонке по национальности. У них родился сын Кирилл и дочь Катя. Прожили вместе 10 лет. Второй брак с грузинкой Медеей продлился меньше года. Не спасла семью даже дочь Манана. «Идиотская женитьба на малознакомой грузинской женщине с древнегреческим именем», — позже скажет Козаков об этом браке. С третьей супругой Региной — переводчицей — режиссер прожил 17 лет. Как-то Роберт де Ниро предложил ей поработать, и Регина осталась в Голливуде. В 1988 году Козаков идет в загс с актрисой Анной Ямпольской. Брак продолжался 15 лет, на свет появились Миша, которому сейчас 18 лет, и Зоя — ей исполнится 12. Дети со своей мамой живут в Израиле, а у актера новая спутница по имени Вика — педагог. Она на 40 лет младше мужа.
— Михаил Михайлович, вы в свое время уехали в Израиль, но потом вернулись. Не прижились?
— Я уехал в 1991 году, а вернулся в 1996-м. И дело не в том, что «не прижился». Просто не захотел! Израиль — замечательная страна, я бываю там часто. Но жить мне лучше в России. Это даже не ностальгия — просто интереснее работать по-русски. Я лучше знаю русскую аудиторию, ее проблемы.
— Детство вспоминаете, помните, чем оно пахнет?
— Я родился и до 17 лет прожил в Питере — на канале Грибоедова. Как и многие ленинградцы, любил Неву, запахи морские, правда, иногда они бывали не очень приятные. А еще почему-то помнится запах парадных, где кошки гадили.
— Да-а-а, можно подумать, что детство у вас было трудное.
— Нет, что вы. У нас очень хорошая семья. У меня два брата были, но один погиб на фронте, а второго в 1946 году, когда ему только 16 исполнилось, товарищ убил случайно. Воспитывали нас в строгости, но ремнем не били. Когда я совершал какие-то проступки, мама была со мной холодна. Папа мягкий человек, а вот мама могла сутки сухо разговаривать. Самое ужасное наказание.
— Вы ребенок войны, во что играли, помните?
— В основном, спортивные игры: футбол, волейбол. В школе Ь 222, где я учился, был прекрасный спортивный зал, его даже общество «Труд» у нас арендовало. Там имелось баскетбольное поле, снаряды спортивные, волейбольная площадка и даже ринг для бокса. Я ходил в разные секции, но боксом занимался недолго. Как только получил по физиономии, бросил. Понял, что это может плохо кончиться.
— Ваш отец был писателем. Наверное, с детства вы тоже о творческой профессии мечтали?
— Я не хотел быть ни милиционером, ни пожарным. В шестом классе занимался в студии художественного слова, потом в драмкружке. Поступил в театральный институт, в Школу-студию МХАТа. Сколько себя помню, в нашем доме бывали известные люди. Гостили Анна Андреевна Ахматова, Зощенко Михаил Михайлович, дядя Женя Шварц. Я понимал, что это хорошие писатели, но насколько они великие, конечно же, тогда не ощущал.
- В кино вы дебютировали, будучи студентом первого курса. Но после фильма «Человек-амфибия» суперпопулярным стали. Письма приходили мешками?
— Моя роль не предполагала ди-и-икие потоки писем, как, например, у Володи Коренева — Ихтиандра. Я играл Зуриту — отрицательного героя. Приходили письма, но не мешки, как у актеров, игравших героев-любовников. «Человек-амфибия», конечно же, стал особым фильмом в моей карьере. Он хорошо снят оператором Эдуардом Розовским, замечательная музыка Андрея Петрова Краси-и-иво все! Очень складный сюжет Чу-у-удные актеры: Симонов, Вертинская, Коренев, Владлен Давыдов.
— Первая ваша режиссерская работа — картина «Безымянная звезда». Это правда, что главного героя Марина Мирою должен был играть Олег Даль?
— Мы дружили с Олегом, и вначале я вел переговоры с ним. Сценарий телеспектакля «Безымянная звезда» был написан и запущен в производство еще в 1970 году. Уже начались репетиции с Далем, но тут на телевидении произошла смена руководства, и съемки были прекращены. Только спустя семь лет удалось пробить постановку на Свердловской киностудии. К тому времени в жизни Олега наступил тяжелый период: осложнения в театре, травля В общем, улыбаться для него стало довольно сложно. Он был уже не в том состоянии духа, чтобы играть жизнерадостного Марина. Тогда я решил попробовать Игоря Костолевского и, похоже, не ошибся.
— Перед съемками «Покровских ворот» вы тоже долго искали нужных актеров?
— С удовольствием вспоминаю работу над этим фильмом. На роль Хоботова пробовался Андрей Миронов, а Маргариту Павловну могла сыграть Наталья Гундарева. Но мне директор «Мосфильма» разрешил снимать неизвестных актеров. Я решил взять Анатолия Равиковича, Инну Ульянову, которую зрители знали лишь по эпизодической роли в «Семнадцати мгновениях весны», и Виктора Борцова. Действие ведь происходит в коммуналке — сплошь неизвестные лица, среди них только одна знаменитость — Велюров. Его блестяще сыграл Леонид Броневой. К сожалению, многих, кто снялся в этом фильме, уже нет. Особенно меня огорчила смерть Виктора Борцова (актер умер 20 мая нынешнего года. — Авт. ). Он снимался у меня в шести работах после «Покровских ворот», я его с семнадцати лет знал.
— «Покровские ворота» долго не разрешали снимать?
— Да, это длинная история Не давали запустить картину. Мне даже поставили условие: «Сыграете Дзержинского — снимете «Покровские » Я сыграл, и не один раз. Даже получил за Феликса Эдмундовича государственную премию и премию КГБ! Но это не помогло. Выручила актриса МХАТа Софья Пилявская, игравшая тетушку Костика. Она хорошо знала председателя Гостелерадио Сергея Лапина и просто сходила к нему на прием. Ей удалось его уговорить!
— Отношения с властью у вас были не очень?
— Даже сейчас три года лежит шестисерийная картина «Очарование зла» на полке и никак не может выйти в прокат. Как выяснилось, и в настоящее время все решают не только деньги.