Культура та мистецтво

Одел Ольгу Сумскую и Стаса Боклана: известный художник по костюмам раскрыл секреты гардероба звезд

19:41 — 15 листопада 2018 eye 1992

Дмитрий Курята — один из самых известных украинских художников по костюмам. Он создавал сценические образы для шоу «Танцюють всі!», «Україна має талант», спектаклей «Барон Мюнхгаузен», «Вартові мрій». Сейчас Дмитрий закончил работу над масштабной исторической драмой «Крепостная» (СТБ), премьера которой запланирована на весну будущего года. Именно Курята разработал стили и образы главных героев. В процессе создания сериала к нему присоединились художницы Тоня Белинская и Даша Поштенко. В эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» Дмитрий Курята рассказал, в чем особенность работы в сериале, где он искал наряды XIX века и что покупал на столичном блошином рынке.

* Дмитрий Курята и актриса Ксения Мишина

— Вы разрабатывали образы каждого героя с ноля. Чем вдохновлялись?

— Читал сценарий, пересматривал фильмы, которые касаются XIX века. Я изучал в институте этот период, но нужно было восстановить детали в памяти, а некоторые вещи просто выучить заново. По сути, я провел целое исследование эпохи, чтобы разобраться в стилях и вкусах людей того периода. Исследовал военный костюм времен крымской войны, наряды помещиков и народный костюм. Честно говоря, никаких особенностей стиля в Украине того времени не было. Было одно мировое направление в моде, и в выборе каждого образа я исходил из особенностей его характера.

* Екатерина Ковальчук и Алексей Яровенко

— Чей наряд стал самым сложным?

— Все платья барышень непростые. Правда, с мужскими костюмами тоже пришлось повозиться. Они не имеют такого помпезного вида, как платья с кринолином. Зато там много других деталей: рубашка, жилетка, штаны, сюртук, часы, кольца, заколки, галстук, перчатки, обувь, головной убор. Мужской костюм по набору элементов даже сложнее, чем женский. Кстати, гораздо интереснее придумывать костюмы для негативных персонажей. Они имеют более яркий характер, контрастный. А вот положительных героев делать сложнее.

* Станислав Боклан и Михаил Гаврилов

— Какой из нарядов для сериала стал самым дорогим?

— Свадебное платье Кати (Екатерина Ковальчук), которое я разрабатывал несколько недель. Один только его шлейф — пять метров! Правда, в XIX веке такие шлейфы не использовали, но мы решили специально это сделать для красивой «картинки».

* Екатерина Ковальчук

— Подсчитывали, скольких героев вы одели?

— Честно говоря, не было на это времени. Мы работали в достаточно жестком графике, создавая по несколько образов одновременно. Я полностью разработал гардероб для героинь Ольги Сумской и Анны Сагайдачной. Пять образов были придуманы для Кати Ковальчук. Одел героев Стаса Боклана, Леши Яровенко, Сергея Озиряного. Сложно назвать количество нарядов, поскольку мы их не штуками, а гардеробами персонажей измеряли!

* Ольга Сумская

— И у кого самый большой гардероб?

— У Натали Дорошенко, которую играет актриса Аня Сагайдачная. Натали — красивая интеллигентная модница. В самом начале сериала зрители увидят нежную воздушную девочку в рюшах, цветочках и бантиках. Со временем, когда в ее жизни наступит новый этап, она превратится в серьезную женщину и цветочки «отпадут». Краски станут более сдержанными, насыщенными и глубокими. События накладывают отпечаток не только на характер персонажей, но и на их наряды.

— Какие ткани вы использовали?

— Ой, это очень сложная история. На съемочной площадке писался «живой» звук, поэтому костюм не должен был шуметь, шуршать и скрипеть. Тяжело было найти баланс, поскольку именно в XIX веке были очень популярны тафта, велюр и шелк. А это как раз «громкие» ткани. В моде даже есть такое выражение «эффект фру-фру»: когда женщина идет и у нее шелестит юбка. Нам нужно было этого избегать, мы старались работать с натуральными материалами. Учитывая, что на одно платье шло по 15 метров ткани, конечно, сложно было все платья делать из натурального шелка, но некоторые все же удалось.

— Где вы подбирали аксессуары?

— Многие покупали на блошиных и антикварных рынках. Благодаря «Крепостной» я узнал, что в Киеве раз в месяц проходит так называемый слет антикваров, где можно найти все, что пожелаете! Нам нужны были не только драгоценные броши, серьги, кольца, но и нежные лунные камни или керамические эмали. Иногда, создавая образ главной героини, мы использовали бижутерию, но, она так вписывалась в общий наряд, что это было совершенно незаметно. Все аксессуары покупали — съемочный период был очень продолжительным и, понятно, никто в аренду нам ничего не давал. Кроме пражской киностудии «Баррандов».

— А киностудия имени Довженко?!

— Дело в том, что в Украине период XIX века практически не представлен и наша киностудия ничем не могла помочь. Разве что мы взяли несколько комплектов народных костюмов. Да и то, к сожалению, они были в очень плохом состоянии.

Зато я был в полном восторге от пражской студии «Баррандов»! Их костюмерный цех — это пятиэтажный дом, где производят наряды, аксессуары, работают ювелиры. Такой высокий уровень производства и хранения костюмов я увидел впервые. Все, что мы взяли в Праге, уже возвращено «домой». Причем, даже если мы что-то переделывали в наряде, возвращали его именно в том виде, каком брали.

— Вы создали много костюмов для театральной сцены. Чем отличается работа в кино?

— Разница огромна! Для сцены важен вау-эффект — красивый и яркий костюм, при виде которого у зрителей отпадет челюсть. Или они будут смотреть на сцену, и сопереживать женщине, которая поет балладу. Наряд должен вызывать правильные эмоции. Кино — это крупные планы, достоверность. Люди должны верить, что костюм именно того времени. Когда мы отшивали наряды для «Крепостной», готовые платья специально помещали в стиральную машинку, чтобы они имели вид ношеных. Признаюсь, изначально это было даже страшно делать: не знаешь, что получишь после стирки. Самые деликатные ткани стирали руками. Но что делать — такова специфика кино.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о том, что актеры театра-студии «Миф» представили в Киеве серию драматических миниатюр «Те, что блуждают», посвященных 85-й годовщине Голодомора — геноцида украинского народа. Актеры воспроизвели образы обычных украинцев из 1932−1933 годов и рассказали их истории.