Події

«когда в доме бабы жени начался пожар, она попросила меня, чтобы я помог спасти вещи. О том, что в кроватке спит 4-летний внук, она с перепугу забыла»

0:00 — 11 червня 2008 eye 367

Второй год подряд в небольшом селе Устя Ровенской области школьник совершает геройский поступок

В Устинской сельской школе гордятся своими учениками. В марте прошлого года 14-летний Витя Шилан спас 40-летнего мужчину, вытащив его из бурной речки Случ. (»ФАКТЫ» писали об этом. Мальчик стал тогда лауреатом всеукраинской премии «Гордiсть кращни»). И вот год спустя отличился еще один восьмиклассник: 14-летний Сергей Бурченя вытащил из горящей хаты 4-летнего Ярослава Сухляка.

О героическом поступке Сережи мы могли бы никогда и не услышать. Ведь только на следующий день старший инспектор Корецкого районного отдела пожарной охраны Антон Кондратюк, выясняя обстоятельства чрезвычайного происшествия в Усте, узнал о том, что школьник вынес из огня ребенка. Об этом факте он тут же сообщил в Ровенское областное управление МЧС. Мол, готовьте подарки.

«Знал, что рано или поздно кого-нибудь спасу»

Сережа Бурченя знал, что должен приехать журналист из столичной газеты, но немного не дождался его прихода. Дела есть дела. Соседи сказали, что видели, как мальчик на велосипеде поехал в сторону школы.

 — У меня сейчас практика, — по-деловому протягивая для приветствия руку корреспонденту и заместителю начальника Корецкой районной пожарной части Юрию Химичу, сказал Сергей.  — Красим, моем. В школе к первому сентября должно быть красиво.

 — А ты знаком с учеником вашей школы, который год назад вытащил из реки человека? — спрашиваю юного героя.

 — Да, Витя Шилан на год старше меня. Мы с ним дружим. Вон его дом, совсем рядом. Я знаю, что многие в школе завидовали Вите, когда его по телевизору показывали. Ему же Тина Кароль компьютер вручала на церемонии «Гордiсть кращни». А я не завидовал. Знал, что рано или поздно тоже кого-нибудь спасу.

Кстати, того мужчину из речки Витя доставал вместе с моим папой. Мужик тот на лодке плыл и перевернулся. Ему бортом по голове пару раз стукнуло, вот он и потерял сознание. Витя как раз из школы возвращался. Дотянул утопленника до берега, сколько мог, а дальше мой папа ему помог.

К Вите до сих пор приезжают журналисты. Недавно его снова приглашали на какую-то передачу.

 — Меня тоже недавно по телеку показывали, — улыбается Сергей.  — Даже соседи приходили смотреть.

 — У меня тогда как раз был день рождения, — вступает в разговор Татьяна, мама Сергея.  — Сын попросился пойти к друзьям, посмотреть DVD. Ну я и отпустила. Уже полночь, а его все нет. Начали волноваться. Сергей пришел где-то во втором часу.

 — Не стали его ругать?

 — Мы еще не спали и уже знали, что в селе пожар. Правда, не знали, что и наш сын там был. А тут Сергей приходит, улыбается и с порога говорит: «Я там помогал бабе Жене из горящей хаты вещи выносить!» Осмотрела его, дымом пахнет, но нигде ни царапины, одежда целая. Сережка пришел уставший, но довольный, и сразу же отправился спать.

 — А о том, что ребенка спас, неужели не говорил?

 — Нет, не говорил. Это уже кума на следующий день рассказала мне о пожаре: «Ты что, разве не знаешь, что Сергей сделал? Он же внука бабы Жени спас!»

 — Сергей, а почему ты никому не рассказывал, что спас ребенка? — обращаюсь я к мальчику.

Сережа лишь плечами пожал и смущенно улыбнулся.

 — Теперь с меня все магарыч требуют, — немного подумав, говорит мальчик.  — Первой была мамина кума: «Ну все, Сережка, готовь магарыч. Я твоей маме рассказала, как ты Ярославчика вынес из горящей хаты!» Одноклассники тоже шутят, что я должен им выставиться. Ага, выставлюсь, — смеется подросток и тут же добавляет: — Нет, ну с друзьями, наверное, все-таки посидим.

Я как раз с мальчишками был в центре, когда хата загорелась. Сначала что-то трещать начало, а потом стрелять. Знаете, как будто из ружья! Это, как я потом узнал, шифер стрелял. Он раскалился, и куски стали разлетаться в разные стороны. Баба Женя выскочила на улицу и закричала: «Помогите! Горю!» Ну я первый и кинулся в хату. Тут же кусок шифера мне в лицо стрельнул.

 — Хоть сейчас и тепло, я решила растопить печку, — вспоминает баба Женя.  — Надо воды поставить. У меня как раз внучек гостил. Дочка завезла Ярославчика ко мне, а сама поехала на работу. Она живет в Городнице Житомирской области. От Усти всего семь километров, но дороги почти нет. Да и транспорт туда не ходит. Так вот, поставила я воду на печку, чтобы внука покупать, и мы… заснули.

«Подбегаю к кроватке, она одеялом накрыта, а там кто-то шевелится»

 — Проснулась я оттого, что мне показалось, как кто-то ходит по дому, — продолжает баба Женя.  — Забегаю на кухню… Боже, а там уже вся крыша выгорела! Вот так покупались, думаю. И не знаю, что делать. Растерялась. Уже ночь на дворе. И тут услышала, как где-то рядом на улице дети разговаривают. Ну я и побежала на голоса.

 — Я спрашиваю бабу Женю: «Что спасать?» — вновь подключается к разговору Сергей.  — А она в ответ: «Выноси, сынок, вещи!» И я начал спасать вещи.

 — Хата уже сильно горела?

 — Когда я в первый раз забежал внутрь, там было больше дыма. Нащупал шкаф с вещами, раскрыл дверцу и, схватив что-то в охапку, выскочил на улицу. Потом набрал в легкие воздух и снова в хату забежал. Пожар уже подступал к той комнате, откуда я вещи выносил. Так жарко внутри стало. Если пробудешь минуту, можно и обжечься.

 — Может быть, не стоило так рисковать из-за вещей?

 — Не знаю, баба Женя попросила помочь, я и помогал. Одеждой, что из шкафа доставал, лицо закрывал.

 — Когда же ты обнаружил, что в хате есть кто-то еще?

 — Когда в спальню забежал. Схватил телевизор и вдруг слышу, как кто-то приглушенно плачет. Подбегаю к кроватке, гляжу: она одеялом накрыта, а там кто-то шевелится. Откинул одеяло, а там ребенок кричит. Аж посинел весь. Я взял его на руки и понес на улицу. В это время уже горящие доски с крыши начали вниз падать. Удивляюсь, как только ни одна из них мне по голове не ударила.

Ребенка я отдал кому-то на улице. Уже начали люди подходить. Баба Женя из ведра пыталась огонь загасить. «Что это за ребенок?» — спрашиваю. Баба Женя так ведро из рук и выронила, всплеснула руками и к внуку побежала. Видимо, с перепугу она забыла о ребенке. Ну, с каждым такое могло случиться.

Сергей вместе с другими мальчишками в это время уже организовывал тушение пожара. Сначала надо было обесточить дом. Кто-то голыми руками вырвал провода возле счетчика. А потом Сергей вместе с еще одним парнем вынесли на улицу сорокакилограммовый газовый баллон.

 — Он же взорваться мог в любую секунду, — поясняет мальчик.

 — Так ведь он мог взорваться и в ваших руках!

 — Почему-то думали, что успеем вынести, — пожимает плечами Сергей.

 — Да, если бы этот баллон взорвался, от дома ничего не осталось бы, — говорит заместитель начальника Корецкой районной пожарной части Юрий Химич.  — Еще и люди могли пострадать.

«В селе дети немного другие. Они всегда готовы помочь друг другу»

 — Правильно сделали мальчишки, что вынесли баллон на улицу? — спрашиваю Юрия Владимировича.

 — Это очень опасно. Мы так никогда не делаем. В подобной ситуации баллон надо было сначала слегка охладить. Причем не сразу выливать на него ведро холодной воды, иначе он может тут же взорваться. А мальчишки выносили горячий баллон. Он действительно мог взорваться прямо у них в руках. Слава Богу, что все обошлось.

 — Благодаря умелым действиям людей, которые оказались поблизости, удалось сохранить хоть часть дома, — говорит старший инспектор Корецкой районной пожарной части Антон Кондратюк.  — Люди выстроились в цепочку и передавали друг другу ведра из колодца. Приехавшей пожарной бригаде оставалось лишь завершить тушение пожара.

 — Внук, наверное, испугался? — спрашиваю у бабы Жени.

 — За меня больше испугался. Думал, что уже нет бабы. Он же был на руках у чужих людей, а я тоже с ведрами бегала. Внук меня не видел и все кричал: «Баба!» Так сильно плакал. Я не сразу дочке сказала, что произошло. И соседей просила не звонить ей. Вот когда на следующий день Ярославчика привезла в Городницу, тогда и рассказала обо всем. Зачем зря дочку расстраивать? Ведь с внуком, слава Богу, все в порядке.

Юрий Химич вручил Сергею Бурчене за героический поступок грамоту и подарки, а также предложил после школы пойти учиться на пожарного.

 — Нет, я, наверное, пойду лесником, — ответил мальчишка.  — Я лес люблю. Километров за тридцать от хаты уходил, когда грибы искал. Но все равно не заблудился. Знаю каждый кустик.

 — Как же вы так своих детей воспитываете, что из них герои получаются? — спрашиваю у классной руководительницы Сергея Славины Прындюк.  — Так нам придется в Устю каждый год приезжать?

 — В селе дети немного другие, — говорит учительница украинского языка и литературы.  — Они дружные, всегда готовы помочь друг другу. Сережа Бурченя — очень хороший мальчик. Правда, учеба ему дается не так хорошо, как нам бы того хотелось. Зато его все уважают. Он очень вежливый. Хочется какую-нибудь копейку заработать, так он и старается кому-то чем-то помочь. Никакой работы не боится.

Когда мы возвращались с Сергеем из Городницы, где навещали в детском садике спасенного малыша, навстречу нам выехала машина скупщиков телят. Сережа вышел им навстречу и несколько минут о чем-то договаривался.

 — Ну все, я побежал к родителям! — сообщил мне мальчик.  — Они хотели сдать бычка, так я их предупрежу, пока скупщики не уехали.

Уже пробежав несколько шагов, Сергей вспомнил, что забыл попрощаться с гостями, и на ходу крикнул: «До свидания!» У него появились дела важнее, чем общение с корреспондентом столичной газеты.

Как сообщил «ФАКТАМ» начальник ГУ МЧС Украины в Ровенской области Николай Костюк, за проявленный героизм и мужество при спасении ребенка кандидатура Сергея Бурчени будет подаваться на звание лауреата «Герой-спасатель года». Так же Николай Васильевич сказал, что жители небольшого села Устя могут гордиться своими детьми, на которых всегда можно положиться.

Автор выражает благодарность сотрудникам Корецкого районного отдела ГУ МЧС Украины в Ровенской области за помощь, оказанную при подготовке данного материала.