Культура та мистецтво

Фильмы интересовали Леню Гайдая значительно больше, чем женщины, — Николай Литус

8:02 — 23 листопада 2018 eye 1888

Проходят годы, а фильмы Леонида Гайдая «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс», «Бриллиантовая рука», Операция «Ы» и другие приключения Шурика", «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и «12 стульев» телезрители смотрят с не меньшим удовольствием, чем прежде. Судьба отмерила знаменитому режиссеру 70 лет… Он умер внезапно — практически на руках жены актрисы Нины Гребешковой, известной зрителям прежде всего по роли супруги Семена Семеныча Горбункова в «Бриллиантовой руке». Леонид Иович лежал в больнице с воспалением легких, они разговаривали о даче. Внезапно он закашлялся — и сердце остановилось…

О том, каким человеком был гений комедии Леонид Гайдай, «ФАКТАМ» рассказал его друг и коллега режиссер Николай Литус, среди известных работ которого картины «Королева бензоколонки» и «Дачная поездка сержанта Цыбули».

— С Леней мы дружили со студенческих лет, — говорит Николай Литус. — Четыре года жили в одной комнате общежития ВГИКа. А началось наше знакомство вот с чего. Я учился на актерском факультете, а потом перешел на режиссерский, где и встретил на курсе высокого, худого Леню Гайдая, бывшего актера иркутского театра. Мы подружились, у нас было много общего. К слову, учились мы в мастерской знаменитого режиссера, создателя фильма «Веселые ребята» Григория Васильевича Александрова.

У Лени было прекрасное чувство юмора. Вспоминаю, как мы играли в спектакле «Егор Булычев». Я — главного героя, а Леня в небольшом эпизоде — трубача. И его игра надолго осталась в памяти всех присутствующих на спектакле. Зрители в зале так хохотали! А сам Леня смеялся нечасто. Если что-то его могло рассмешить, смеялся тихо, сдержанно, как говорится, «в кулачок». Он был очень тонкий человек. Четыре года учебы промелькнули быстро. Я уехал в Киев, Леня остался в Москве, но наша дружба продолжалась. Я к нему не раз приезжал в гости. Ленина жена — замечательная актриса Нина Гребешкова — всегда готовила что-то вкусное.

— Когда несколько лет назад я брала у нее интервью, она очень тепло отзывалась о вас.

— Это приятно. Встречаясь, мы с Леней не могли наговориться. Все наши разговоры сводились к искусству. А о чем еще могут говорить два режиссера? Леня интересовался, что снимают в Киеве, я расспрашивал о его работе. Кстати, Леня всегда был первым зрителем моих фильмов.

— Вы сказали, что Нина Гребешкова угощала вас разными вкусностями. Но и сам Леонид Иович, знаю, любил готовить. Фирменным его блюдом была запеченная баранья нога, нашпигованная чесноком. Прекрасно готовил рыбу в маринаде. И, по словам жены, не раз шутил: мол, зря стал режиссером — надо было идти в повара.

— Леня очень любил готовить, особенно у себя на даче. В этом отношении он был большой мастер! От самого процесса готовки получал удовольствие. И в студенческие годы готовил хорошо, но тогда еда не занимала в нашей жизни особого места. Питались мы преимущественно в столовой.


* Николай Литус: «С Леней мы дружили со студенческих лет. Четыре года жили в одной комнате общежития». Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»

— Учился Леонид Гайдай хорошо?

— Плохо у нас никто не учился. В тот период был необыкновенный «налет» на учебу. Особенно в нашем деле. Мы были заняты и утром, и днем, и вечером. Отдыхали только в воскресенье. Вообще, всю жизнь Леня много работал. Первые фильмы прошли незаметно, а спустя время он прославился. Успех начался с картины «Пес Барбос и необычный кросс». Идея ее пришла Лене вот как. С Ниной они ехали в Иркутск. На одной из железнодорожных станций купили газету «Правда», и в ней Леня прочел фельетон Степана Олийныка. И так он Гайдаю понравился, что решил снять по нему короткометражный фильм. Когда вернулся в Москву, рассказал о своей идее директору «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Поначалу тот отнесся к задумке Гайдая скептически. А потом все же выделил деньги на съемки. И как известно, картина у Лени получилась замечательная.

— В 1961 году комедия даже номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале как лучший короткометражный фильм.

— Благодаря этому фильму был заключен и важный договор о сотрудничестве СССР и Японии. Каким образом? В Москву прибыла японская делегация. Но почему-то у ее членов настроение было неважное, переговоры не заладились. Тогда советские дипломаты решили показать иностранным гостям комедию Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Японские дипломаты смеялись до упаду. Из кинозала они вышли уже совсем в ином настроении. И переговоры прошли успешно.

— Слава принесла Леониду Гайдаю материальную обеспеченность?

— У него была достаточно хорошая квартира, но очень скромная дача. За богатством он никогда не гнался. Жил без показухи, просто. Заканчивал снимать один фильм, а спустя время нужно было приступать к другому. В этот период между съемками деньги и расходовались. Все, что получал, Леня тратил на семью.

— А вы знали, что в 1997 году, спустя четыре года после смерти Гайдая, их с Гребешковой дачу подожгли? Преступники некоторое время жили в доме без ведома хозяев, а потом такое вот сотворили.

— Да вы что!

— Мне лично рассказывала Нина Гребешкова. Случилось это 13 декабря, незадолго до новогодних праздников. «Дачу подожгли, не знаю, почему, — сокрушалась Нина Павловна. — Зависть это была или что-то другое? Иногда я думаю: те бандиты наверняка же смотрели Ленины картины. И вдруг дачу такого доброго человека облить бензином и уничтожить. Это ужасно».

— Удивительно. Дача была очень скромная. Обычная хатка. Ухоженная, но никаких особых красот ни внутри, ни внешне. Возможно, это сделал кто-то из Лениных врагов… А завистников у него хватало. Завидовали его таланту.

— К счастью, потом эту дачу Нине Гребешковой помогли отстроить друзья Леонида Иовича. А одна из популярных телепрограмм о ремонте преподнесла Гребешковой сюрприз. Ремонт сделали в стиле французского Прованса. Нина Павловна рассказывала мне, что очень довольна, ведь несколько лет назад она была во Франции на кинофестивале, где показывали картины Гайдая.

— Леня был хорошим семьянином, однолюбом. Жили с Ниной они хорошо. Фильмы его интересовали значительно больше, чем женщины и все остальное. Мне кажется у него не было никаких хобби. Работе посвящал все свое время.


Леонид Гайдай

— В Киеве Леонид Гайдай бывал?

— Приезжал лишь один раз. К слову, его отец ведь был родом из Полтавы. Казак был, с усами!

— И дома у вас ваш друг гостил?

— Конечно, я пригласил Леню к себе, мы хорошо пообщались. Но его график был расписан по минутам. Встречи, встречи, встречи… Напоследок мы еще посидели в ресторанчике при Доме кино.

— Украинским борщом Леонида Гайдая угостили?

— И борщом, и варениками. Украинская кухня ему очень понравилась. А сколько подарков ему в Киеве надарили! Буквально завалили ими. Когда мы зашли к нему в гостиничный номер, он мне показывал.

— Николай Игнатьевич, а вы любите смотреть фильмы Гайдая?

— Конечно!

— И какой же из них у вас любимый?

— На этот вопрос сложно ответить. Мне нравятся все его фильмы. И не только мне. Успех им был всегда гарантирован, билеты продавались с ходу. Каждый фильм Гайдая — это полтора часа удовольствия. Стиль Гайдая неповторим. То, что Леня делал, делал только он один.

— К слову, читала, что Гайдай любил покупать билет в кинотеатр как обычный зритель и наблюдать за реакцией в зале.

— Такие просмотры режиссеры практикуют, чтобы понимать, как и на что реагируют зрители. И, кстати, это тоже работа.

— Когда я брала у Леонида Куравлева интервью, он рассказывал, как замечательно работалось артистам с Гайдаем, который давал свободу творчества. К примеру, в сценарии комедии «Иван Васильевич меняет профессию» была фраза: «Граждане, храните деньги в сберегательной кассе». А Куравлев подошел к Гайдаю и сказал: «А можно я добавлю: «Если они у вас, конечно, есть»? Режиссер отреагировал молниеносно: «Молодец! Снимаем».

— Леня ценил остроумных людей. К слову, как-то я побывал у него на съемке одной из картин и заметил: абсолютно ко всем он обращался на «вы». Меня это поразило. И знаете, почему? Так же обращался ко всем коллегам и я. Школа Григория Александрова! Он ко всем студентам обращался на «вы», а иногда называл нас по имени и отчеству.

* Леониду Куравлеву замечательно работалось с Леонидом Гайдаем, ведь режиссер давал свободу творчества. Отрывок из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

— Гайдай даже жену свою на съемочной площадке называл не иначе, как Нина Павловна… Хотя обычно нежно говорил Нинок. К слову, какая черта характера друга вас больше всего поражала?

— Незлобивость. Я его ни разу не видел в состоянии ссоры. Знаю, что он никогда не выходил из себя на съемках, никого не отчитывал. Такой стиль общения среди режиссеров — большая редкость.

— Мне рассказывали, Гайдай был настолько деликатным, что когда его спрашивали, нравится ли ему тот или иной актер, он с присущим ему чувством юмора отвечал: «Он-то мне нравится. Но нравлюсь ли ему я?»

— Добросердечным Леня был и в семье. Очень любил Нину. Это была удивительная пара. Я как-то даже нарисовал карикатуру, изобразив их со спины. Он длинный, она — маленькая… Подарил карикатуру Лене. Очень любил и дочку Оксану. Она доброжелательная, как и и ее отец. Очень хотелось бы, чтобы жизнь у нее складывалась хорошо.

* В кинокомедии «Брилллиантовая рука» роль жены Семена Семеныча Горбункова сыграла супруга Леонида Гайдая Нина Гребешкова

— Леонид Гайдай работал с созвездием актеров. В их числе Юрий Никулин, Георгий Вицын, Евгений Моргунов, Александр Демьяненко, Юрий Яковлев… Не могу не спросить: у Леонида Гайдая никогда не было звездной болезни?

— У Лени? О чем вы говорите! Он, наверное, и слов таких не знал. Леня был очень скромным, непритязательным. Многие годы мог носить один и тот же костюм.

— Нина Павловна так и рассказывала: заставить его купить себе обновку было проблематично. Как-то она ему сказала, что в пиджаке совсем подкладка прохудилась, нужно бы его сменить. А он: «Нет, этот костюм у меня счастливый». Просто не хотел отвлекаться на походы по магазинам, на примерки…

— Да, так и было. Если я еще как-то пижонился, Лене это было совершенно не свойственно. Из модных в то время вещей у него была лишь дубленка. И то, подозреваю, ему подарил ее брат.

— В жизни вашего друга случались чудеса?

— Об этом он никогда не рассказывал. Но, думаю, вся его судьба — чудо. Когда мечты сбываются, это ведь и есть чудеса.

— Как вы считаете, он был счастлив?

— Думаю, да. Вся его жизнь была подчинена творчеству, от которого он получал огромное удовольствие. И домашние дела у него тоже ладились. Их жизнь с Ниной Гребешковой сложилась очень хорошо.

— Что бы вы сказали Леониду Гайдаю сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Я восхищаюсь тем, какие фильмы Леня сделал. И очень грустно от того, что он так рано ушел. Его смерть для всех нас была неожиданной, хотя я знал, что еще со времен войны он страдал от болезни легких. Лени мне очень не хватает.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали забавные моменты, связанные с историей создания фильма «Кавказская пленница», который «за антисоветчину» едва не положили на полку, а от невыхода в прокат картину спасли случай и Брежнев.