В воскресенье, 25 ноября, в Брюсселе проходит внеочередной саммит глав государств и правительств всех 28 стран Евросоюза. На повестке дня один вопрос — условия выхода Великобритании из состава ЕС. Участники встречи должны одобрить или отвергнуть два ключевых документа. Это политическая декларация, в которой говорится об основных параметрах возможных будущих отношений между Великобританией и ЕС после Brexit. И это соглашение о выходе Великобритании из состава ЕС.
Второй документ включает в себя 585 страниц. И он, на самом деле, важнее первого, так как политическая декларация может вовсе не потребоваться, если Brexit не состоится или пройдет стихийно, то есть без заключения договора об условиях «развода» Британии и ЕС.
Соглашение носит обязательный для исполнения характер. Его проект был одобрен сначала правительством Великобритании во главе с Терезой Мэй, а затем, 22 ноября, его утвердила Еврокомиссия. Основные положения документа заключаются в следующем. Первое: Лондон обязан заплатить Брюсселю «алименты» в размере 50 миллиардов долларов. Второе: переходный период после официального выхода Британии из ЕС (29 марта 2019 года) составит не менее 21 месяца, но может быть продлен на неограниченный срок в случае необходимости. Третье: граница между Северной Ирландией, входящей в состав Соединенного Королевства, и Ирландской Республикой, которая является независимым государством, входящим в состав ЕС, может остаться открытой. Соглашение также определяет права граждан стран, входящих в состав ЕС, проживающих на территории Великобритании, и британских подданных, которые живут на территории Евросоюза.
Официального голосования по этим документам на саммите не будет. Участники встречи должны достичь консенсуса. Полностью соглашение должно быть утверждено во время переходного периода, который начнется 29 марта. Все это время Британия будет оставаться членом общеевропейского рынка и таможенного союза.
Саммит оказался на грани срыва из-за позиции Испании. Премьер-министр страны Педро Санчес предупредил, что наложит вето на оба документа по Brexit, если Мадрид не получит гарантии по Гибралтару.
Премьер-министр Испании Педро Санчес
Гибралтар перешел Великобритании в 1713 году. До этого он принадлежал Испании. Мадрид неоднократно пытался вернуть его. В конце 1960-х годов Испания из-за разногласий с Британией закрыла границу с Гибралтаром. Полностью она была сова открыта в 1985 году. Мадрид был вынужден пойти на этот шаг перед вступлением Испании в Европейское экономическое сообщество (предшественник Евросоюза).
В 2002 году 99 процентов гибралтарцев на референдуме отклонили предложение о разделении суверенитета территории между Лондоном и Мадридом. Их решение вновь обострило проблему Гибралтара. В ходе исторического референдума в июне 2016 года, когда большинство британцев поддержали Brexit, 95,9 процентов жителей Гибралтара проголосовали за то, чтобы остаться в составе ЕС.
Такая ситуация дает Мадриду серьезную надежду на возвращение этого региона. Санчес и Мэй прибыли в Брюссель заранее. Два дня велись переговоры, в ходе которых глава британского правительства и руководство ЕС в лице главы Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера (на фото в заголовке с Терезой Мэй) и председателя Европейского совета Дональда Туска предоставили испанскому премьер-министру требуемые им гарантии. В субботу, 24 ноября, Санчес лично подтвердил это и заявил, что не станет препятствовать проведению саммита по Brexit.
Подробности договоренности не раскрываются. Однако в европейских СМИ утверждается, что Мадрид сможет заранее изучать и одобрять будущие договоренности ЕС с Великобританией, касающиеся Гибралтара.
В тот же день — 24 ноября — Дональд Туск рекомендовал участникам воскресного саммита одобрить сделку по Brexit, «Ни у кого нет причин испытывать радость, но, по крайней мере, мы видим, что в этот критический момент 27 членов Евросоюза сдали экзамен на солидарность и единство», — написал Туск.
Тереза Мэй тоже обратилась с открытым письмом, но не к участникам встречи, а к соотечественникам. Она попросила британских избирателей поддержать проект соглашения.
Текст обращения премьер-министра к нации был опубликован всеми британскими изданиями 24 ноября. «Это будет сделка, отвечающая нашим национальным интересам, которая работает для всей страны и для всего народа, независимо от того, голосовали ли вы за то, чтобы выйти из ЕС, или остаться 29 марта следующего года Соединенное Королевство покинет ЕС. Начнется новая глава в жизни нашего народа, и я хочу, чтобы для страны это был момент обновления и примирения. После Brexit страна должна вновь объединиться как единая нация и перестать делиться на тех, кто голосовал „против“ и „за“…» — написала Тереза Мэй. Напомним, все больше британцев испытывают разочарование в связи с предстоящим Brexit.
Ожидается, что в Брюсселе лидеры 28 стран ЕС договорятся. Последним препятствием считался вопрос Гибралтара, и он был снят. Но это вовсе не значит, что судьба Brexit окончательно решена.
Теперь слово за британским парламентом. В декабре Палата общин (нижняя палата парламента Великобритании) должна будет утвердить соглашение по Brexit. Эксперты предупреждают, что этого может и не произойти. Большинство депутатов настроены голосовать против соглашения. Оно не нравится всем членам парламента, представляющим оппозицию. Условиями «развода» недовольны также многие консерваторы, соратники Терезы Мэй.
Эту группу тори возглавляет бывший министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Выступая 24 ноября на съезде Юнионисткой партии (DUP) Северной Ирландии, он заявил, что Британия находится «в двух шагах от того, чтобы совершить историческую ошибку». Джонсон утверждает, что еще есть время заключить более выгодный договор. В противном случае, Британия превратится в вассала Евросоюза.
Британская пресса приводит следующие сценарии развития событий в зависимости от решения парламента. Если Палата общин одобрит соглашение с ЕС, Brexit пройдет на условиях, прописанных в этом документе. Если члены Палаты общин торпедируют соглашение, возможны такие варианты:
1. Лейбористы поставят на голосование вопрос о доверии правительству. Это может привести к досрочным парламентским выборам в Великобритании.
2. Консерваторы, чтобы избежать утраты власти, ставят вопрос о доверии Терезе Мэй как лидеру партии. Новый лидер автоматически становится новым премьер-министром и начинает переговоры с Брюсселем о переносе Brexit на год с целью согласования новых условий «развода».
3. Кабинет министров отказывается поддержать план Мэй и вынуждает премьера саму искать нового соглашения с ЕС. Это может помочь ей остаться у власти. Но этот вариант считается самым нереалистичным.
4. Мэй, воспользовавшись неизбежным обвалом фондового и финансового рынка, который последует за отказом Палаты общин поддержать соглашение с ЕС, потребует повторного голосования в парламенте. Но и оно может обернуться для нее поражением.