По поводу захвата Россией 25 ноября в Керченском проливе украинских бронекатеров «Бердянск», «Никополь» и рейдового буксира «Яны Капу» появилось много разнообразных мнений. В том числе и такое, будто России таки удалось «отжать» у Украины Азовское море. Кроме того, звучат заявления, что наши военные в сложившейся ситуации действовали слишком мягко и должны были открыть огонь на поражение.
На что опираться Украине, чтобы отстаивать право прохода своих судов через Керченский пролив, «ФАКТЫ» спросили у военного обозревателя Дениса Поповича.
— Некоторые эксперты говорят о том, что украинские военные должным образом не отреагировали на агрессию россиян в Керченском проливе. Правильно ли, по вашему мнению, действовали украинские моряки в данной ситуации?
— Все зависит от того, какой приказ им был отдан, — говорит Денис Попович. — Я прослушал появившиеся в открытом доступе записи переговоров между россиянами и украинскими моряками, и мне показалось, что наши несколько растерялись. Либо у них не было приказа открывать огонь, либо не было боеприпасов, чтобы это сделать. Но не исключено, что они просто потеряли контроль над ситуацией. Нужно знать, какой приказ был отдан украинским морякам во время прохождения Керченского пролива и каков был замысел этого прохода.
— Появились утверждения, что все это было спланированной спецоперацией со стороны Украины.
— Могу допустить, что проводилась спецоперация. Но не исключено, что это был неправильно спланированный поход, и теперь мы пытаемся как-то вырулить из сложившейся ситуации. Тут слишком много «если», которые нам пока не известны.
— Подобные инциденты могут повториться и в будущем. Как на это реагировать Украине и к чему нужно быть готовыми?
— В дальнейшем реакция может быть только одна — война. Если сейчас мы введем военное положение, следующий шаг — это объявление войны и мобилизация. То есть война. Поэтому трудно сказать, как отвечать на провокации в будущем. Кроме того, не стоит забывать, что у нашей страны не так много кораблей, которые можно отправить в подобный поход. Мы не имеем права разбрасываться этим ресурсом.
Сейчас Украина должна либо ожидать помощи от партнеров — НАТО, ЕС или США — и действовать, исходя из этого, либо строить другую стратегию поведения в Азовском море. Ведь, если после инцидента в Керченском проливе не будет никакой реакции со стороны международного сообщества, то Азовское море для Украины и ее судов окажется закрытым. Если мы, конечно, каким-то образом не попытаемся надавить на партнеров, чтобы исправить сложившуюся ситуацию.
— То есть мы должны опираться на международное сообщество, а не на военных?
- С военно-морской точки зрения, у нас нет сил, чтобы каким-то образом сейчас маневрировать на азово-черноморском театре военных действий. Даже если Россия вернет нам захваченные корабли. А такая возможность есть, так как для Москвы это был просто пограничный инцидент. Россияне считают Крым своим и потому утверждают, будто Украина нарушила границу РФ. Соответственно они и действовали — захватили наши корабли. Теперь становится понятным, что Кремль готов поднимать ставки, а значит, мы должны каким-то образом выстраивать свое поведение.
Но даже если РФ вернет корабли, Украина не имеет шансов переломить ситуацию в военном плане. Ведь у россиян огромное преимущество не только в кораблях, но и в морской авиации. По состоянию на лето 2018 года в Азовском море находилось около 40 кораблей погранслужбы ФСБ РФ, и в любой момент россияне могут это количество увеличить, задействовав корабли Черноморского флота.
Поэтому Украина должна надавить на западных партнеров, которые должны помочь в разрешении сложившейся ситуации на Азове.
Ранее военный эксперт и блогер Алексей Арестович заявил, что Россия пожалеет о случившемся в Керченском проливе. «Парализовав свободное морское судоходство в данном районе, россияне нарушили международное морское право. Поэтому реакция Запада будет однозначной: ужесточение санкций, а также, возможно, оказание помощи Украине в разрешении этого конфликта. В том числе и военной», — отметил Арестович.
И Запад уже начал реагировать на захват РФ украинских военных кораблей. В частности, Эстония назвала действия России нарушением международного права, а также призвала немедленно освободить захваченные корабли. Кроме этого, 26 ноября Совет Безопасности ООН на своем заседании обсудит ситуацию в Азовском море.