На Зеленой неделе собирали целебные травы, задабривали мавок и наедались мясных блюд перед постом
Сегодня, накануне одного из самых больших церковных праздников — Троицы (Пятидесятницы) — согласно традиции, полагается помянуть усопших родных. Наши предки называли эту субботу Родительской, или Дедовой. В этот день молятся о пропавших без вести, а еще о некрещеных и самоубийцах. Кроме того, сегодня нужно украсить свой дом зелеными ветками и травами. Считалось, что на Троицу души мертвых отпускают с того света домой, чтобы они могли присоединиться к торжественному воскресному обеду. Спустившись на землю, они прячутся в зеленых ветвях, поэтому озеленить дом необходимо было так, чтобы не оставить ни одного пустого угла.
Перед Троицей девушки и дети шли в лес и на луг, чтобы наломать веток клена, липы, березы, тополя и собрать побольше душистых трав. Рвали чабрец, полынь, мяту, любисток и обязательно аир, или «татарське зiлля». Травами украшали комнаты, двери, ставни, заборы и загоны для скота. Поскольку деревца и ветки назывались «клечанням», то и вся Зеленая неделя именовалась Клечальной. На Буковине крыши убирали листьями лопуха, клена и липы. Гуцулы обвивали барвинком ставни, а также клеили на стекла кресты из листьев. В главной комнате на полу обязательно выкладывали из папоротника большой крест. В субботу васильками и мятой украшали иконы, затем покрывали их новыми рушниками и зажигали перед образами лампадку.
Канун Троицы — лучшее время для заготовки целебных растений: медуницы, алтея, арники, барбариса, ромашки и бузины. По народным обычаям, сорвать первые стебли медуницы должен глава семьи, тогда осенью он выдаст дочь замуж за богатого жениха. А вот тысячелистник (народные названия: деревий, белая кашка, полевая гречка) полагается собирать матери, чтобы весь год ее семья была здоровой, крепкой и никто в роду «кров`ю не стiк».
В субботу в церквах не только поминали усопших, но и освящали молоко, сыр и сдобу. После службы было принято обмениваться калачами в память об умерших: «За Царство Небесне». Обязательно одаривали детей-сирот — люди верили, что, позаботившись о нуждающихся, они оберегают своих близких от бед на воде и недобрых взглядов русалок.
Вообще, Зеленая неделя — это время, когда наши предки старались всячески задобрить мавок и русалок, чтобы те не погубили урожай, никого не утопили и не защекотали до смерти. В старину существовало множество обрядов и запретов, связанных с культом почитания русалок. По описаниям фольклористов, эти красавицы сильно напоминают нынешних моделей: высокие, гибкие, тонкие, обескровленные, с горящими глазами и длинными зелеными волосами. Из одежды на русалках были только венки из осоки или водяных лилий. Красавиц можно было встретить у рек и озер, когда, выйдя из воды, они сидят на берегу или ветвях деревьев и расчесывают свои длинные волосы. Русалки водят хороводы и поют песни таинственным шепотом, слушать который людям опасно, ведь он околдовывает и заманивает человека в круг танцовщиц. Чтобы русалки не погубили, всю Зеленую неделю наши предки носили при себе растения-обереги: чеснок, любисток, полынь.
А на Полтавщине девушкам до Троицы вообще не разрешалось ходить в лес, ведь они могли встретить там мавку. По поверью, увидев незамужнюю девушку, русалка спрашивает ее: «Полин чи петрушка?» Нужно ответить: «Полин!» Тогда русалка не причинит вреда, а только скажет: «Сама згинь!» Но если мавка услышит от девицы: «Петрушка!» — сразу же закричит: «Ти ж моя душка!» — и защекочет несчастную до смерти.
Однако с русалками можно было и договориться. Правда, для этого полагалось их задобрить угощениями и подарками. Так, замужние женщины ставили в хате на подоконнике свежеиспеченный каравай, чтобы его запах насытил русалок. Кроме того, в саду на деревьях развешивали полотно и нитки — «мавкам на плаття». Глава семьи тоже угощал зеленоволосых красавиц: на меже нивы он оставлял для них краюхи хлеба. А незамужние девушки просили у мавок помощи в привороте женихов.
На Киевщине существовал обычай обедать с русалками. Девушки на заре выходили в поле, захватив с собой яичницу, молоко и каравай, испеченный из ржаной муки и освященной воды. Этот хлеб делился поровну между подругами, после чего те шли к отцовскому полю и оставляли там кусочки каравая для мавки. А на Слобожанщине девчата носили в лес венки для русалок. Кстати, сплести его нужно было втайне от всех, чтобы никто счастья не сглазил.
Проще всего к русалкам относились дети: они бегали на речку пугать мавок. С собой сорванцы брали отлитые из воска крестики, которые бросали в воду со словами: «Де Христос, там Сила Небесна, а де Сила Небесна, там нечистi нема!»
На Троицу можно было избавиться от разных недугов — например, вернуть себе зрение. Так, на Западной Украине существовал такой обычай: люди, мучившиеся глазными болезнями, с первыми лучами солнца (считается, что именно в это время Дух Святой сошел на апостолов) выходили на луг с глиняной мисочкой красного цвета и собирали в нее росу. При этом приговаривали: «Жива водичко, Божа росичко, Духом Господнiм оснащена, капай у цю мисочку. Так, як ти чиста, най си зроби пречисто у болящих очах».
К празднику готовили много блюд из молока и яиц. В основном это были разные вариации на тему яичницы. Вообще, начиная с Пасхи яйцо является основным кушаньем на всех весенне-летних праздниках: крашанка появляется на Светлое Христово Воскресение как символ зарождения новой жизни, а на Троицу яйца в основном жарили, причем готовить яичницу разрешалось только незамужним девушкам.
Обязательно варили холодец и запекали буженину и окорок. Ведь через неделю начинается Петров пост (в этом году он продлится чуть больше двух недель — с 23 июня по 11 июля), и до праздника Петра и Павла есть мясо и молочные продукты не полагается. Еще хозяйки готовили вареники с творогом и молочную кашу, а вот рыбу к праздничному столу не подавали, так как на нее постный запрет не распространяется.
Закончив домашние дела, семья надевала лучшую праздничную одежду и садилась возле ворот на лавке дожидаться, пока ударит церковный колокол. Услышав звон, все чинно вставали и, перекрестившись, шли в храм. На литургию брали букеты из трав, в которые полагалось вставить три восковые свечи.
После службы начиналось настоящее веселье. Люди семейные отправлялись в гости к кумовьям, чтобы в хорошей компании отметить праздник. А молодежь за стол не торопилась, а собиралась возле церкви, у вкопанного в землю высокого деревянного шеста, который назывался «явором» или «вiхой». Шест украшали ветками и цветами. Парубки и девушки водили вокруг него хороводы и пели песни. Девчата плели венки и в родительском саду вешали их на яблони, груши и сливы — «аби Бог благословив самим плодючими стати».
Также девушки с нетерпением ждали вечера, чтобы выяснить, за кого им суждено выйти замуж. Гадали на аире: «татарське зiлля» поджигали, после чего на деревянной досточке выкладывали из пепла имена парубков. С этой досточкой выходили на улицу и ждали порывов ветра — чье имя не развеется, тот и суженый. Ну а если сдует все надписи, то сваты в этом году обойдут дом невесты стороной.
Гадали и старшие люди: на ночь в дом вносили молодую осину и ставили под окнами. Утром хозяева придирчиво осматривали листья на деревце. Если они остались зелеными (хоть и привядшими), вся семья в здоровье и радости доживет до следующей Троицы. Появятся на ветках почерневшие листочки — жди похорон.
В понедельник отмечают Духов день. В этот день землю почитали как именинницу. Поэтому «тревожить» ее, например копать, не разрешалось. Водили к реке коров, овец и даже свиней. На берегу домашний скот трижды прогоняли по кругу против солнца, чтобы таким образом уберечь его от волков, болезней и сглазов.
Заканчивались гуляния в первый день Петрова поста проводами русалок. Девушки шли в поле обедать, плести венки и петь песни. Вечером молодежь раскладывала костер, прыгала через огонь, веселилась и выбирала из девиц русалку.
Для приготовления понадобится: свинина — 1 кг, лук — 50 г, чеснок — 30 г, хлебный квас — 0,5 л, сливочное масло — 100 г, уксус — 50 г, соль, перец, лавровый лист, мята — по вкусу.
Свинину без косточек нашпиговать луком, чесноком, натереть солью, перцем, выложить в керамическую или эмалированную кастрюлю, залить хлебным квасом, уксусом, добавить лавровый лист, листья мяты и на сутки поставить в холодное место для маринования. Затем мясо положить в казанок и запекать в духовке до готовности.
Готовую буженину нарезать тонкими ломтиками, разложить на блюде, полить растопленным сливочным маслом и украсить зеленью петрушки. Отдельно подать жареный картофель, огурцы, помидоры и сладкий перец.
Для приготовления понадобится: мука — 500 г, сметана — 100 г, сливочное масло — 100 г, сахар — 50 г, яйца — 2 штуки, вареные желтки — 2 штуки, сода — 5 г, клубника — 300 г, сахар — 100 г.
Замесить тесто из муки, масла, сахара, сметаны, яиц и соды. Тесто раскатать и вырезать небольшие коржики.
Клубнику очистить, посыпать сахаром и выложить на коржики. Слепить концы коржиков и испечь мандрыки в духовке.