Инцидент у Керченского пролива, когда российские военные протаранили украинский буксир, обстреляли и захватили два боевых катера, ранив нескольких моряков, стал причиной ввода военного положения в десяти областях Украины. Съемочная группа канала «Украина» всю прошедшую неделю провела на Азове, общаясь с военными, моряками и местными жителями. Для военного корреспондента программы «Сьогодні. Підсумки з Олегом Панютою» Андрея Кузакова и оператора Алексея Топчия это далеко не первая командировка в зону АТО. «Я на войне еще со времени захвата Крыма, — рассказал Андрей. — И буду освещать все события до ее победного конца».
— Это была уже наша третья поездка на Азовское море, — рассказал Андрей Кузаков. — Первый раз побывали там в июне этого года, когда началось блокирование наших судов. Поехали в Мариуполь, чтобы узнать обстановку. Тогда мы выходили вместе с пограничниками в море. Они рассказывали, что иногда корабли ФСБ подходили прямо к Бердянской косе ближе 12 морских миль — расстояние критически малое.
Второй раз побывали в этих местах, когда в район Мариуполя сухопутным путем доставили наши катера, изготовленные на заводе «Кузня на Рибальському». Это были катера «Кременчуг» и «Лубны». Когда на прошлой неделе украинские корабли были атакованы в районе Керченского моста, наша съемочная группа вновь выехала в район Мариуполя. Хотелось самим разобраться в произошедшей ситуации.
— И какие у вас впечатления?
— Понятно, что военные имеют оперативную информацию, но о ней не говорят журналистам. У противника есть намерения, о которых знает наше командование. И чтобы они не воплотились в жизнь, проводятся определенные мероприятия с украинской стороны. Знаете, это некая демонстрация силы, чтобы противник отказался от своих замыслов.
— Где вам удалось побывать за время поездки?
— Мы были в Урзуфе — поселке, расположенном на середине пути между Мариуполем и Бердянском. Там находится один из полигонов, где отрабатываются различные боевые задачи. Урзуф в подчинении командования операции Объединенных сил. В тот момент на полигоне проводили тренировки силы противовоздушной обороны.
Любая интервенция в современной войне начинается с воздушного удара. Отрабатывались различные маневры, отражение атак. По сценарию разыгрывалось, что происходит высадка десанта, соответственно, против него работала артиллерия. В общем, довольно впечатляющее зрелище. Затем мы отправились в Мариуполь.
* Андрей Кузаков всю прошедшую неделю провел на Азове. Фото из Facebook
— Вы говорили с моряками?
— Общались с экипажами кораблей «Корец» и «Донбасс», которые в сентябре нынешнего года прошли путь из Одессы в Мариуполь. Они двигались по той же схеме, по которой должна была выходить следующая группа в составе рейдового буксира «Яны Капу» и двух малых бронированных артиллерийских катеров «Бердянск» и «Никополь». Моряки «Донбасса» и «Корца» заранее предупредили российскую сторону о том, что будут проходить Керченский пролив. Кстати, провокации со стороны России были и в прошлый раз.
— Что тогда случилось?
— Российские корабли создавали помехи нашим экипажам во время их движения. Они маневрировали и переходили их курс, имитируя возможное столкновение кораблей. Моряки рассказали, как в воздух поднималась российская авиация, в том числе, бомбардировщик, пролетавший над украинскими кораблями, имитируя атаку (видео провокаций можно посмотреть здесь. — Авт.)
Когда подходили к Керченскому проливу, противостояние еще больше обострилось. Российская сторона заявила о том, что они попадают в зону так называемых ПРИПов. На языке военных это предписания о том, где находятся зоны, куда не должны заходить корабли. Они могут объявляться в связи с военно-морскими учениями. Когда наши моряки получили эти ПРИПы и наложили их на карту, увидели, что, судя по их расположению, они вообще не могут подойти к Керченскому проливу.
Но о подобных зонах заранее должны знать международные морские организации, которые занимаются мониторингом маршрутов. Украинская сторона сразу обратилась в эту организацию и получила ответ, что ни о каких зонах российская сторона не сообщала. Тогда наши экипажи приняли решение идти дальше. Подошли к Керченскому проливу и успешно его преодолели. Когда я говорил с моряками, они не могли понять, почему вторая группа кораблей была задержана и атакована. И все повторяли, что экипажи шли по той же, отработанной, схеме.
— Как они объясняют ситуацию?
— Не на камеру моряки говорили: «Нам сложно комментировать действия сумасшедшего». Имея в виду конкретного человека на вершине власти в России. Потому что другой мотивации пропустить одних и атаковать других не было.
Читайте также: В Украине показали, что на самом деле происходило в Керченском проливе (видео)
— В Мариуполе чувствуется напряжение среди простых жителей?
— Это прифронтовой город, уже переживший достаточно много потрясений за время войны. Никакой паники я не видел. Люди спокойно живут, ходят на работу, гуляют. Не заметил ажиотажа и в магазинах — никто ничего пачками не скупает. На прошлой неделе в городе проходил большой митинг с требованием к российской стороне отпустить наших ребят. Понятно, что все переживают, но ни минуты не сомневаются в боевом духе украинской армии.
— Знаю, вам удалось подняться в воздух над Азовским морем.
— Пролетели вдоль побережья на вертолете вместе с командующим ООС Сергеем Наевым. Вражеских кораблей замечено не было. Наев рассказал о том, что не так давно случились два инцидента, когда корабли пограничной службы России подходили на критически малое расстояние от морской границы с Украиной. Тогда он отдал приказ вывести на побережье артиллерию. Демонстративно она была наведена на эти корабли, возле гаубиц разложили снаряды. Увидев это, российские корабли поспешно развернулись и отошли. Когда подобное произошло во второй раз, Наев отдал приказ поднять в воздух авиацию. Нарушители тоже ретировались. Украинские военные готовы к любому развитию событий и наглядно демонстрируют это противнику.
— Что в этой поездке произвело на вас самое сильное впечатление?
— Наверное, факты, рассказанные нашими моряками. Например, о том, что малые артиллерийские бронированные катера, которые начали выпускать совсем недавно, прошли свое первое боевое испытание. Речь идет о «Бердянске», который был обстрелян российскими военными. По сути, это первый морской бой в международных водах Черного моря со времен Второй мировой войны. И наш катер выстоял!
Хотя раньше российские эксперты скептически заявляли, что подобный бронированный катер можно потопить, как они говорили, забросав картошкой. Но оказалось, что он способен выдержать попадание боевой ракеты, снарядов корабельной пушки и стрелкового оружия. Наш «Бердянск» выдержал — не развалился и не затонул.
Читайте также: «Геополитическое гопничество»: в Украине рассказали, как Путина наказывают за захват кораблей возле Крыма
— Как они отреагировали на таран российским судном нашего буксира?
— Это недопустимо, если придерживаться офицерской чести. Рассказывали, что еще с советских времен в Черном море военные использовали такой тактический прием. Он называется навал — когда одно судно всем корпусом наезжает на другое. Подобные инциденты были с кораблями США и НАТО, которые входили в Черное море.
Но тогда корабли были практически одинаковых размеров. А здесь большой российский буксир наваливался на небольшое рейдовое судно. Еще и делали это с таким азартом. Один из моряков говорил: «Это все равно что я зашел бы в седьмой класс и начал бить детей». Но в этом случае речь о военной чести не идет.
Как сообщали ранее «ФАКТЫ», из-за российской агрессии президент Петр Порошенко подал в Верховную Раду проект закона о прекращении действия Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.