Французские парфюмеры гарантируют стойкость своих духов на коже на протяжении 12-24 часов
Никак не соберусь отправить в стирку свитер, в котором гуляла по Парижу. Он пропитан запахами столицы мира. Какими именно парфюмами, понятия не имею, но так приятно вдыхать смесь этих ароматов!
В больших магазинах Парижа и возле них стоят столики с тестерами всевозможных духов, одеколонов, парфюмированных и туалетных вод. Продавцы, получив разрешение у прохожих, направляют на них струйки различных запахов. Весь Париж увешан рекламными щитами духов «Хлоя».
Купить французские духи во Франции не каждому туристу по карману. Флакончик емкостью всего 7,5 миллилитра в среднем стоит 87-88 евро. Поэтому обычно наши гиды останавливают автобусы с туристами возле парфюмерной фабрики Fragonard в Париже, которая создает духи и косметику с 1926 года. У производителя можно купить гораздо дешевле. Здесь же все известные парфюмерные фирмы приобретают ароматические масла, на основе которых затем создают собственные запахи, которые стоят уже гораздо дороже.
Сегодня духи — один из самых рентабельных предметов моды. Мы не одеваемся в «Шанель», «Диор», «Дольче и Габбана» с ног до головы. Вещи от кутюр стоят бешеных денег. Духи же намного доступнее, и использовать их можно годами. «Шанель Ь 5», например, в моде уже почти целое столетие. Они появились — страшно подумать! — еще в 1921 году.
На фабрике Fragonard есть музей, и экскурсовод расскажет вам, что парфюмерия возникла еще в Древнем Египте. Первоначально запахами люди лечились, через них обращались к богам. На дно флакончиков укладывали цветы, коренья, древесину, ставили на разогретый камень и вдыхали ароматы. Вообще слово «парфюм» означает «через дым».
Жидкие духи появились только в ХVI веке, а до этого ароматические вещества помещались в сосуды без крышечек, и дамы подвешивали их на шею как амулеты. Но как только были созданы жидкие духи, они тут же стали предметом роскоши. Дело в том, что для них потребовались флакончики с крышечками, которые изготoвляли из непрозрачного материала вручную, в единственном экземпляре, украшали бриллиантами, золотом и серебром. Естественно, они стоили дороже самих духов, и простому люду были не по карману. Ни в сумочки, ни в коробочки флакончики с духами не клали. Пузырьки, изготовленные в форме фигурок животных или людей, выставляли на самые видные места в доме.
В ХIХ веке флаконы стали делать по индивидуальным заказам из хрусталя. Украшенные золотом, драгоценными и полудрагоценными камнями, они стали еще дороже. Увы, имена авторов этих шедевров, собранных в музее, неизвестны: тогда не принято было ставить собственное клеймо мастера. Стоимость духов упала после того, как для их изготовления научились добывать синтетические масла, но только выпуск стеклянных флаконов сделал их доступными для народа. (Сейчас, как известно, каждая фирма разрабатывает свой дизайн упаковки духов, и в любой стране мира каждая серия продается в одинаковых бутылочках. )
Кстати, раньше не существовало разделения парфюмерных запахов на мужские и женские. Но дамы знали, как завладеть мужчиной с помощью заветного флакончика. Было замечено, что женщины, туго зашнурованные в корсеты, нередко теряли сознание. Чтобы окружающие как можно быстрее могли привести их в чувство, в декольте они клали пузырьки с ароматической жидкостью, напоминающей нашатырный спирт. Некоторые дамы пользовались ситуацией и притворялись бесчувственными, оставаясь наедине с кавалером. Но как только молодой человек начинал искать в декольте надежно спрятанный «нашатырь», на пороге комнаты появлялись заранее предупрежденные об этом родственники. Как истинный джентльмен мужчина был обязан после этого жениться
В наше время представителям противоположных полов не стоит прибегать к столь экстравагантным мерам, чтобы привлечь к себе внимание. Ведь в состав многих парфюмов входят амбра и мускус — так называемые феромоны, или афродизиаки. Именно они способны пробуждать физиологические реакции человека. Но стоит знать: настоящие феромоны могут быть только в качественных духах. А природных афродизиаков сейчас в парфюмах как раз и нет. Все они синтетические, поскольку животные, из которых их извлекают, находятся под охраной. Кстати, нелишне знать, что амбра — это не что иное, как продукт пищеварения кашалота, который можно использовать только после того, как животное состарится. Тогда амбра приобретает очень теплый, приятный аромат и хорошо фиксирует духи. А мускус выделяют железы ондатры и сибирской косули, расположенные у них на животе.
Если же в состав духов входит масло лаванды, то о страстных порывах со стороны противоположного пола можно забыть, поскольку лаванда обладает успокоительным свойством.
Вообще, как я убедилась из рассказа экскурсовода фабрики, природных компонентов в современных духах практически нет. Во всяком случае, стопроцентно натуральных парфюмов не существует. Зато благодаря достижениям химиков запахи стали более разнообразными, насыщенными. Ученые долго бились над тем, чтобы повторить запахи яблока, клубники, винограда, ландыша, сирени, шоколада, карамели и множества других ароматных продуктов и растений, у которых отсутствуют эфирные масла. Однако ничего не получалось. И только во второй половине ХIХ века химикам удалось-таки синтезировать эти запахи. Они брали, например, клубнику, накрывали ее колпаком и пропускали через нее газ. И уже по нему «считывали» химическую формулу запаха.
Фабрика, о которой идет речь, добывает довольно много натуральных масел. На юге Франции, на Лазурном берегу, у нее есть собственные плантации жасмина. Сбор цветов идет с июля до середины октября. Раньше жасмин собирали исключительно ночью, когда аромат наиболее насыщен, но потом пришли к выводу, что это нерентабельно, и теперь работы ведутся практически круглосуточно. Между прочим, чтобы получить литр жасминового масла, необходима тонна цветов! А опытная сборщица за смену может собрать всего четыре килограмма. За 1 килограмм платят 20 евро без вычета налогов. С вычетом за день реально заработать 64 евро. Неплохо, если проживание и питание берет на себя предприятие. (Это на заметку студентам, которых фабрика обычно принимает на сезонные работы. )
Там же, на юге Франции, есть и плантации роз, принадлежащие фабрике Fragonard. В мире существует пять тысяч сортов роз. Но только два из них используются в парфюмерии. Один сорт культивируют во Франции и в Марокко, а другой — в Турции и в Болгарии. Из-за границы ввозят не сами цветы (иначе они бы погибли в дороге), а уже обработанные масла из них. Из Америки Франция импортирует для парфюмерной промышленности апельсины, другие цитрусовые завозит из Италии и Испании, а Россия поставляет шалфей и кориандр.
Получение ароматических масел очень похоже на самогоноварение. (Кстати, французы большие специалисты по этой части, хотя крепкие напитки почти не употребляют. ) Аппараты, которые позже приспособили для самогоноварения, были придуманы арабами три тысячи лет назад. В VII- VIII веках их начали использовать для добычи эфирных масел. Принцип действия таких аппаратов сохранился до наших дней. На сеточку, помещенную в закрытую емкость, наполненную водой, кладут сырье и ждут, когда вода закипит. Пар проходит через сеточку, ароматические молекулы поднимаются вверх и попадают в бак с холодной водой, где превращаются в жидкость. Через некоторое время масло всплывает на поверхность, его отфильтровывают и таким образом получают самый важный ингредиент любой парфюмерной продукции.
Наибольшее количество различных масел содержат духи — 20-24 процента. В парфюмированной воде их 12-15 процентов, а в туалетной — всего 7-8 процентов.
Запах качественных духов обычно держится на коже от 12 до 24 часов. Но чтобы не испортить парфюм, с ним нужно обращаться очень аккуратно. Духи боятся света, влаги, воздуха и колебаний температуры. А если их неплотно закрывать, испаряются (вместе со спиртом) самые легкие молекулы ароматического вещества. Например, молекулы бергамота более летучие, чем молекулы сандала, и если они испарятся первыми, букет духов, естественно, будет нарушен. Если хозяйка не прячет их от света или держит открытыми, она рискует превратить свой любимый парфюм в коньяк по цвету и в уксус по запаху. Желательно флакон духов использовать в течение 3-4 лет. Но они могут храниться без изменения качества на протяжении 15-20 лет, при условии, что их ни разу не вынимали из коробочки и не открывали. Впрочем, кто же из покупательниц будет проводить такие эксперименты, чтобы убедиться в истинности этого утверждения?
P. S. За возможность реализации давней мечты — побывать в Париже — автор благодарит директора полтавской туристической фирмы «Листопад» Валерия Соловива.