Події

«упавшего в выгребную яму младенца мы собирались подсаком доставать, но дитя так истошно кричало, что фельдшер сам спустился в маленькое «очко» туалета

0:00 — 25 червня 2008 eye 389

Херсонские медики, вытащившие с того света новорожденную девочку, представлены к почетному званию «Герой-спасатель года»

В какие только передряги не приходится попадать медикам скорой помощи! Порой пациенты бросаются на них с ножами, травят собаками, даже стреляют. Люди в белых халатах уже ничему не удивляются. Однако случай, произошедший в Херсоне, поверг в шок даже самых невозмутимых.

«Меня с ребенком начали поднимать, и вдруг чувствую — застрял»

«25-я, на выезд!» — прозвучало по громкоговорителю, и анестезиолого-реанимационная бригада доктора Маматенко третьей подстанции городской службы скорой помощи привычно заняла места в машине. Ничего особенного вызов не предвещал — роды на дому. Это уже на месте оказалось, что 23-летняя жительница поселка Текстильщиков, что в областном центре, до последней секунды скрывавшая от родителей свою беременность, родила прямо в туалете. Пуповина разорвалась, и младенец плюхнулся в зловонную жижу. У молодой мамы хватило сил выбраться наружу, но на узенькой дорожке к дому она потеряла сознание. Родители, обнаружившие свою окровавленную дочь Таню, пришли в ужас. И вдруг услышали, что из туалета доносится истошный младенческий крик. Чтобы рассмотреть наполненную фекалиями темную яму, взяли фонарик, да так и обомлели: там был ребенок! Тут же кинулись вызывать «скорую»!

 — Новоиспеченная бабушка, заламывая от горя руки, встретила нас у калитки, — вспоминает фельдшер «скорой» Дмитрий Долгобородов.  — «Спасите детей!» — повторяла 45-летняя женщина. Роженица лежала на полу в прихожей. Наш фельдшер Николай остался с ней, а меня и доктора хозяин повел к туалету. Оттуда доносился такой крик! Я вам даже передать не могу! Никогда не слышал, чтобы настолько громко плакал младенец. Заглянув в яму, увидели, что дитя лежит на спинке, личико еще чистое. Мы заметались по двору в поисках приспособления, которым можно было бы достать малыша.

 — Сразу подумалось о подсаке, — рассказывает доктор Юрий Маматенко.  — Хозяин развел руками: «Я не рыбак». Понимаете, туалет там капитальный, забетонированный, «очко» узенькое. Мы по рации вызвали спасателей, но ждать нельзя было ни минуты — новорожденному оставаться в аммиачных парах крайне опасно, да и жижа засасывает. С чего же этот подсак делать? «Ищите какую-то жердь и сетку», — советую хозяину, а он растерян, не знает, за что хвататься.

 — Вижу, что с подсаком песня будет длинная, — говорит Дмитрий.  — Брать топор и крушить туалет? Но внутри он выложен плиткой, стекло может поранить ребенка. А время идет…

 — Вдруг наш Дмитрий говорит: «Держите меня, я попробую спуститься», — продолжает рассказ Юрий Александрович.  — Дима хоть и худенький, щуплый, но я усомнился, что пройдет в такое маленькое отверстие. «Ставьте греть воду!» — кричу хозяйке. Фельдшер эти слова воспринял как сигнал к действию и тут же сунул голову в туалетное «очко». Я схватил его за ноги.

 — Темнота кромешная, свет себе телом перекрыл, — вспоминает Дмитрий.  — Пошарил вокруг и… тут же нащупал младенца. Схватив его под ручки, дал сигнал, чтобы поднимали. Сначала все шло нормально, и вдруг чувствую — застрял.

 — Плечи обратно не проходят! — объясняет доктор.  — «Помогай!» — кричу хозяину дома. Тот подскочил, дергаем — никак! Я уже был близок к тому, чтобы отдать команду бросить ребенка. Случись что, мне ведь отвечать за бригаду. А без новорожденного Диме легче было бы протиснуться в отверстие. Новоиспеченный дедушка будто почувствовал мои настроения. Поднатужился, и вместе ка-ак рванем! Только чудом не разорвали Диму пополам. «Кто тут у нас родился? — едва став на ноги, сам себя спросил перепачканный нечистотами Дмитрий и улыбнулся.  — Де-воч-ка!» Передал новорожденную подоспевшей бабушке, помылся, потом принялся купать малышку. Мама роженицы поддерживала кроху дрожащими руками, успокаивая то ли себя, то ли медиков словами «не уроню, не бойтесь». Когда на место происшествия прибыли спасатели, бригада с носилками, на которых лежала роженица, направилась к машине, следом несли завернутую в полотенце малышку.

В роддом Днепровского района младенец поступил с диагнозом переохлаждение — температура его тельца после всех приключений была всего 32 градуса. Обложенную грелками кроху сотрудники роддома приняли с рук на руки. Специалисты спешили обследовать малышку, ведь столь плотный контакт с нечистотами мог обернуться для нее серьезными проблемами.

«Родственники спасенной девочки предложили Диме стать ее крестным отцом»

 — Дима старается не волновать нас с отцом лишний раз, поэтому о своих рабочих буднях не рассказывает, — улыбается Александра Прохоровна, мама Дмитрия.  — Но в этот раз пришел домой, разделся, а у него вся спина счесана, руки и плечи ободраны. Мам, говорит, мы такую красавицу сегодня спасли! Если б ты увидела ее, даже словом меня не упрекнула бы. Только из телерепортажей я узнала, с каким риском было связано это спасение, как сын жизнь свою поставил на самую грань. Но от него мы и не ожидали другого. Дима обожает детей. После медучилища два года проработал в областной детской больнице в отделении реанимации новорожденных. Бывало, придет домой после смены и восторгается: «Ах, какая цыганочка сегодня родилась!» Он их там купал в травках, выхаживал, часами мог о каждой своей малюсенькой пациентке рассказывать. А потом вдруг ушел на «скорую» — колесит уже 11 лет. Посчитал, что это для мужчины более подходящее занятие. Но тот его опыт, видите, пригодился.

Слушать, как истошно кричит малыш, и ждать приезда спасателей… Нет, это не для Димы. Александра Прохоровна жалуется лишь на одно: сыну уже 31, внуков нянчить пора, а Дима не женится. В каждой девушке сына матери видится будущая невестка, но парень пока в поиске своей единственной.

 — Скажу вам честно, никто другой не полез бы за тем ребенком, — признается Михаил Колбаса, старший фельдшер третьей подстанции.  — У каждого ведь семья, свои дети. Рискуешь не только собственной жизнью. Да и по инструкции запрещено без средств защиты иметь дело с парами аммиака — они могут вызвать моментальный отек легких. Тут все зависит от человека, какое решение он примет.

Сам Дмитрий с таким мнением не согласен.

 — Почему никто не полез бы? — недоумевает фельдшер.  — Ну, разве что в бригаде оказались бы одни девушки. Да и что тут героического? Меня опустили и вытащили, всего и дел-то на пять минут. Просто раздули историю до невероятных размеров: мэр Херсона благодарность объявил, грамоту привезли, телевидение бросилось снимать, журналисты проходу не дают. Ребенок жив-здоров, а это главное.

Девочку назвали Валерией, вместе с мамой они уже выписаны домой. В душной тишине летнего полудня звонок на калитке будит даже спящих соседских собак. Через минуту из дома выходит крупная симпатичная молодая женщина. Общаться с прессой Татьяна не хочет. Видно, как под раскидистыми кронами орешника бабушка катает красную коляску, залитый солнцем двор лениво дышит покоем — ничто уже не напоминает тут о недавних переживаниях.

 — Родственники маленькой Валерии предлагали моему сыну стать для малышки крестным отцом, — говорит мне по секрету Димина мама.  — Только я бы не советовала. Думаю, им надо поскорее все забыть. Дима же всегда будет живым напоминанием о тех страшных минутах.

 — Я на стороне мамы и ребенка, — говорит Юрий Маматенко.  — Возбудить уголовное дело, отобрать у малышки мать — пара пустяков. Но зачем? Семья хорошая, это видно с первого взгляда. К тому же мы не знаем, что на самом деле произошло. Пуповина у новорожденной была не отрезана, а разорвана. Обычно пупочный канатик, соединяющий маму и ребенка, очень прочный, и все же он мог оборваться. Лучше все оставить без разбирательств.

Дима тоже из тех, кто пытается в любом человеке выискать хорошее.

 — Не пишите о Тане ничего плохого, — просит он.  — Роды — это серьезная нагрузка для женщины. А Таня попала в такую сложную ситуацию — тревога, неопределенность. Надо понять и быть милосердными. Весь поселок в них пальцами тычет, а Валерочкиной маме нужен покой, она кормит дочку.

Было бы здорово получить новый реанимобиль — старый разбит окончательно

Медики рады, что у истории благополучный конец. Ведь месяцем раньше в этом же Днепровском районе роды на дому обернулись настоящей драмой. Молодая женщина произвела на свет первенца, задушила дитя, спрятала тельце в диван в надежде, что немножко придет в себя и вынесет улику из квартиры. Однако состояние роженицы стало ухудшаться, ей пришлось вызвать «скорую». Соврав доктору, будто простудилась на даче, женщина пожаловалась на температуру, общее недомогание. Начали лечение, но оно не приносило результата. Больная вызывала «неотложку» еще несколько раз, от госпитализации упорно отказываясь. Когда стало совсем худо, согласилась поехать в больницу, где при обследовании установили, что она недавно родила, а плохое самочувствие спровоцировано сепсисом (заражением крови). Маму спасти не удалось. Вскрыв квартиру умершей, правоохранители обнаружили в диване мертвого мальчика.

 — Доктора Маматенко и фельдшера Долгобородова мы премировали, вручив каждому по 300 гривен, — сообщил «ФАКТАМ» Станислав Синченко, начмед Херсонской городской станции скорой помощи.  — В этой бригаде у нас настоящие профессионалы. А Дима просто всеобщий любимец. Когда он поступил в институт, остался на «скорой» на полставки. Без него вся общественная жизнь замерла. Ведь он организовывал разнообразные вечера, сам их вел, пел. А год назад Долгобородов вернулся на полную ставку, и жизнь на подстанции опять забурлила. Дмитрий удивительный человек — тонкий, мягкий, интеллигентный. Его невозможно не любить.

 — Мы подали представление на участие в ежегодной всеукраинской акции «Герой-спасатель года» Дмитрия Долгобородова и Юрия Маматенко — о таких людях должна знать страна, — считает Галина Лысенко, помощник начальника ГУ МЧС Украины в Херсонской области.  — В экстремальной ситуации они, не задумываясь, рискнули: один жизнью, другой — карьерой, чтобы спасти от верной смерти младенца. Такой поступок достоин восхищения!

Доктор и фельдшер полушутя интересуются: какие награды полагаются победителям этой акции? Было бы здорово получить в качестве премии новенький реанимобиль, ведь старый, подаренный спонсорами десять лет назад, разбит окончательно, и теперь бригада ездит на вызовы на «газельке»-развалюшке. «Это вряд ли,- не оставляют медикам надежды спасатели.  — Специализированный автомобиль — машина очень дорогая».

Но то, что эти люди делают для нас каждый день, тоже дорогого стоит.