Події

«в аварийном запасе космонавтов есть даже рыболовные снасти и удочки»

0:00 — 27 червня 2008 eye 477

В Черном море недалеко от Севастополя уже шестой по счету космический турист из США миллионер Ричард Герриот вместе с астронавткой НАСА Шеннон Вокер тренировались на случай посадки спускаемого аппарата на воду

При содействии Национального космического агентства Украины возле Севастополя началась подготовка группы российских космонавтов и астронавтов США на случай посадки спускаемого аппарата на воду. Среди них шестой по счету космический турист — 46-летний американский миллионер Ричард Герриот. Он, кстати, сын астронавта НАСА Уэна Герриота, летавшего в космос в 1972 году.

Ричард, разбогатевший на разработке и продаже компьютерных игр (прежде всего «Ультима» и «Табула Раса»), станет первым туристом, который полетит на орбиту после резкого подорожания «путевок» в космос — с 20 до 30 миллионов долларов. Ричард подчеркивает, что эти деньги заплатит не его компания, а лично он из своих сбережений.

«Во время тренировок космонавты несколько часов проводят в спускаемом аппарате, привыкая к качке»

На Международной космической станции американский турист займется выполнением конкретной научной программы: экспериментами по материаловедению и фотосъемкой Земли. Интересно, что он будет фотографировать и по заказу частных лиц. Стоимость одного снимка — 500 долларов. «Отец считает, что работа, которая мне предстоит на орбите, более сложная, чем он выполнял в ходе своего полета», — заявил Ричард. Кстати, он предлагал «Роскосмосу» 15 миллионов долларов за выход в открытый космос в сопровождении профессионального астронавта. Но получил отказ.

Девятисуточный полет Ричарда Герриота намечен на октябрь нынешнего года. Если этому ничего не помешает, то миллионер станет первым в истории США астронавтом во втором поколении. А пока турист проходит курс подготовки по российской программе, ведь лететь ему предстоит на корабле «Союз».

Самое сложное для него, признается миллионер, — выучить русский язык. А это нужно, ведь на орбите предстоит общаться с российскими космонавтами. Кроме того, на «Союзе» все надписи, например возле кнопок, сделаны на русском. Свои действия в случае посадки на воду Ричард отрабатывал вместе с астронавткой Шеннон Вокер.

Морскими тренировками в Севастополе руководит начальник управления «Роскосмоса», космонавт, родившийся и выросший в Николаевской области, Юрий Гидзенко. «ФАКТЫ» связались с ним по телефону.

 — Космический турист Ричард Герриот на днях успешно завершил тренировки на море, теперь к ним приступили еще несколько космонавтов и астронавтов, — говорит Юрий Гидзенко.  — Ричард отрабатывал в воде те же упражнения, что и профессиональные космонавты. Тренажером служит макет спускаемого аппарата, на котором экипажи возвращаются с орбиты.

Аппарат держится на воде, так что, закупорившись, люди могут находится в нем довольно долго. Во время тренировок космонавты по несколько часов проводят в аппарате, привыкают к качке, овладевают навыками связи с группой поиска. Потом выбираются наружу.

Скафандр сам по себе имеет запас плавучести. Но еще поверх него одевается надувной спасательный жилет. Кроме того, у экипажа есть так называемый аварийный носимый запас с сублимированными (обезвоженными) продуктами, средствами связи и подачи сигналов.

На имеющемся запасе еды космонавты могут продержаться трое суток — считается, что за этот срок их обязательно найдут и спасут. Но мы столь экстремальных тренировок не проводим, их продолжительность измеряется часами, а не сутками.

Затем космонавтов находит поисковая группа и проводит эвакуацию. К слову, в экипировке экипажа даже рыболовные снасти и удочки есть — можно приготовить рыбу на сухом спирте.

 — А какой запас пресной воды?

 — Не очень большой — шесть литров на троих. Именно столько человек помещается в спускаемый аппарат корабля «Союз».

«Парашют перевернул капсулу люком вниз, и воздух перестал поступать внутрь»

Живущий ныне в Киеве космонавт, уроженец Херсонщины Виталий Жолобов (вместе с Борисом Волыновым он летал на орбиту в 1976 году) рассказал «ФАКТАМ»:

 — Я, конечно же, проходил тренировку на случай приводнения спускаемого аппарата. К счастью, нам с Борисом эти навыки не понадобились, хотя посадка у нас вышла не очень-то мягкой — аппарат несколько раз подскакивал и ударялся о землю. Кости и зубы, к счастью, остались целы, мы даже испугаться не успели.

А вот спускаемый аппарат Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского (они побывали на орбитальной станции «Салют» сразу после нас) угодил в соленое озеро Тынгыз на территории Казахстана. Это был первый и единственный случай посадки на воду. Парашют перевернул капсулу люком вниз, и воздух перестал поступать внутрь. Дело было зимой.

Озеро покрыла шуга (битый лед). Поэтому сразу добраться на резиновых лодках к месту посадки — в трех километрах от берега! — поисковой группе не удалось. Ребятам пришлось провести в загерметизированной капсуле целую ночь. Вся надежда была на систему регенерации (восстановления) воздуха внутри капсулы. Но из-за ограниченного ресурса аккумуляторов системе регенерации могло не хватить электричества. Поэтому пришлось даже свет выключить. Кроме того, космонавты сильно мерзли… К счастью, утром к ребятам таки пробилась группа поиска и спасла их.

А первому космонавту независимой Украины Леониду Каденюку довелось пройти тренировки приводнения как по советской программе, так и по программе полета на американском шаттле.

 — В Атлантическом океане у берегов полуострова Флорида (США) во время подготовки к моему полету на космическом корабле «Колумбия» я и другие члены нашего экипажа прыгали с парашютом в оранжевых скафандрах, — вспоминает Леонид Каденюк.  — Цвет скафандра заметен издалека. При необходимости можно бросить в воду краситель, и вокруг тебя образуется большое оранжевое пятно. Кроме того, у нас были надувные лодки. Ну и, конечно же, средства связи, пища…