Події

«я не хотел убивать! Хотел только… Поцарапать», — говорил на суде 21-летний наркоман, устроивший резню в христиновке черкасской области, где были тяжело ранены три женщины и ребенок

0:00 — 3 липня 2008 eye 1335

Семилетнего Сережу Бондаря, которому преступник перерезал спинной мозг, парализовало. Трагическую судьбу маленького героя «ФАКТОВ» с волнением обсуждала вся страна. Сегодня благодаря успешной операции, проведенной киевскими нейрохирургами, Сережа делает первые шаги. А ведь мальчику прочили полную неподвижность!

Сегодня в райцентре Христиновка Черкасской области двери частных домов тщательно закрываются на засов. А еще полгода назад люди ничего не боялись и можно было по-соседски зайти в любой дом. Незваный гость, невесть откуда взявшийся на самой тихой улочке райцентра 22 октября 2007 года, так и сделал. Увидев мальчишку, спешащего из школы домой, он неслышно последовал за ним. Ребенок зашел домой, включил телевизор, но раздеться не успел. Услышав, что залаяла собака, маленький хозяин решил выйти во двор, узнать, в чем дело. Но в коридоре увидел незнакомого мужчину… (Впервые «ФАКТЫ» рассказали об этой трагедии в ноябре минувшего года).

С криком «Спасите сына!» по больничному коридору бежал мужчина с ребенком на руках

«Родители есть?» — спросил мужчина. «Нет», — доверчиво ответил школьник. И тут же упал, сраженный ударом в голову.

 — Я пытался убежать из коридора в комнату, — вспоминал семилетний Сережа Бондарь, — но у меня кружилась голова. Я вставал, бежал, потом опять падал. А дядя гнался за мной и бил ножом… В шею, спину…

Прихватив фотоаппарат и сырое мясо из холодильника, мужчина опрокинул на лежащего без сознания мальчика книжный шкаф, переломав ему кости таза. Затем запер ключами входную дверь, выбросив их потом на улице. И уехал с подворья, украв у хозяев велосипед.

Сестра Сережи, 14-летняя Аня, зашла во двор и обмерла: повсюду валялись куски сырого мяса из холодильника. Ключей от двери в тайнике, куда их обычно клал брат, не было. Перепуганная девочка позвонила отцу. Когда мужчина взломал дверь, Сережа с закрытыми глазами лежал в луже крови. Услышав сдавленный крик отца, мальчик на минуту пришел в себя. Он открыл глаза, а потом стал их медленно закрывать. Боясь, что этот взгляд сына может оказаться последним, мужчина закричал: «Сынок, ты только дыши, только не закрывай глаза!»

Аня выбежала на улицу и затормозила микроавтобус. Водитель домчался до больницы за четыре минуты. Врачи до сих пор помнят эту картину: по коридору бежит мужчина, держа в руках неподвижное тело ребенка, и кричит: «Спасите сына!»

В больнице и так уже был переполох. До этого с серьезными ножевыми ранениями привезли соседей маленького Сережи, живущих с ними через хату. Мать и дочь не закрыли дверь в дом и тоже стали жертвами нападения. Позже в больницу поступила еще одна жертва — местный бармен Людмила. У всех пострадавших были колото-резаные раны. Стало понятно: орудует один и тот же человек.

Женщины запомнили нападавшего: маленький, тщедушный, черноволосый, в очках. Вскоре на выезде из города работники Христиновской милиции задержали мужчину с похожими приметами. Подозреваемый спокойно крутил педали краденого велосипеда в направлении ближайшей станции. В кармане у него лежал билет на киевский поезд, отправлявшийся через несколько часов…

Районные врачи насчитали на теле ребенка 13 ран. У Сережи были проникающие ранения в брюшную полость, пробито легкое, поражена печень, изрезан позвоночник. Сделав необходимые операции, медики отправили ребенка в областную больницу. Там врачи обнаружили повреждение спинного мозга и срочно доставили мальчика в Киевский институт нейрохирургии.

 — Нам объяснили, что практически весь мозг перерезан, — рассказывает Ольга Павловна, мама Сережи.  — Из-за этого у сына отнялись ноги, он перестал чувствовать, когда хочет в туалет. Но остался не задетым крохотный кусочек спинного мозга. Поэтому правая нога немного двигалась. Только стоять на ней он не мог. Врачи сказали, что нужны операции. Если их не делать, мой мальчик останется лежачим, не будет ощущать ног. Если сделать — сможет сидеть, чувствовать, когда хочет в туалет. Мы никак не могли решиться на этот шаг. Вдруг операции не помогут и сыну станет хуже? И тогда доктор Георгий Андреевич Кеворков сказал: «Думаете, когда Сережа вырастет, то скажет вам спасибо за то, что вы не дали ему хотя бы один шанс, чтобы он смог ходить?» Меня так поразили его слова, что мы решили полностью довериться врачам.

После публикации в «ФАКТАХ» Сережа уезжал из больницы с тремя чемоданами игрушек

Сереже сделали две операции. Но мальчик по-прежнему не ходил. Ребенок стал осознавать, в какую беду попал. Он то плакал, то отворачивался к стенке и часами молчал. Когда же в ноябре прошлого года к нему пришли журналисты «ФАКТОВ», он повеселел, обрадовался гостям. Доверчиво рассказал, какие подарки ждет от родителей на Новый год. Сережа мечтал о мягких игрушках, фотоаппарате и мобилке. Кто бы мог подумать, что после выхода статьи его мечты исполнятся в удвоенном и даже утроенном размере?!

 — Помните сказку о волшебном горшочке, который сам варил кашу и она вылезла из горшка и стала растекаться по улицам? — улыбается мама.  — Что-то похожее произошло и после того, как вышла статья в газете «ФАКТЫ». Мягкие игрушки, мобилки и фотоаппараты к Сереже шли нескончаемым потоком. Люди присылали деньги, пекли для него пироги, привозили фрукты. Его кровать была завалена игрушечными обезьянками, львами и мишками. А мобилок сыну подарили целых шесть! Он их потом передарил своей сестре, двоюродному брату и дедушке.

Из больницы Сережа уезжал, как король. Ведь родители несли за ним три чемодана подаренных игрушек. Мальчик был уверен: как только он переступит порог родного дома, все плохое уйдет и ноги опять станут здоровыми и сильными. Поэтому, когда Сережу привезли в Христиновку и положили на кровать, он попытался… вскочить, чтобы побежать к своим рыбкам.

 — Когда сынок понял, что и дома у него не двигаются ножки, он так растерянно посмотрел на меня! — вспоминает мама.  — И спросил: «Мама, ведь я дома! Почему же я не могу ходить?»

 — Сережа учился дома?

 — Да, к нам приходили учителя. Постоянно прибегали дети: они очень любят Сережу. А он ведь хотел в школу! Часто спрашивал меня: «Почему так случилось? Я хочу в школу, но не могу!»

В феврале родители отвезли сына в Центр реабилитации спинальных больных «Медарс». Проявляя недюжинную волю и терпение, мальчик тренировался по несколько часов в день наряду со взрослыми мужчинами.

 — Именно в этом центре Сережа сделал первые шаги, держась за брусья, — вспоминает мама.  — Он был так счастлив! Считал, что уже почти такой же, как все. Взрослый, здоровый и сильный. Как ему было обидно, когда в одном из киевских парков, куда я вывезла его погулять, какой-то ребенок громко спросил: «Мама, почему мальчик такой большой, а сидит в коляске, как маленький?»

В апреле я съездила с сыном на полтора месяца в Крым, в Саки. Путевку на двоих в санаторий Бурденко нам купила страховая фирма «ИНГО». Они узнали о Сереже из статьи в газете «ФАКТЫ». Мы очень благодарны и вашей газете, и страховой компании, ведь путевка стоила огромных денег!

В Саках сын впервые увидел такое количество людей на колясках. Ему понравилось, что здесь никто на них не обращает внимания, не задает бестактных вопросов. Спрашиваю: «Сынок, может, останемся в Саках жить? Переедем сюда, будем ездить на процедуры?» Он: «Мама, ты что? А моя хата, мои друзья, моя школа? Я не хочу их ни на что и ни на кого променять!»

 — Его перестали мучить кошмары? Вы рассказывали, что мальчик не спал, ему постоянно чудился «тот страшный дядька»…

 — Он стал чуть спокойнее, но все равно всегда был настороже. Нервная система у него, конечно, расшатана. Я, например, не могу оставить Сережу в палате одного даже на двадцать минут. Говорю ему: «Сын, ты же в палате не один! Будешь с Вадимом, с Сашей». Он: «Мама, они же на колясках! Как они меня будут защищать, если на меня нападут?» Видно, он до сих пор боится, что «страшный дядька» вернется.

«На суде преступник ведет себя нагло»

 — Но сын знает, что преступник в тюрьме, что начался суд?

 — Мы от него это не скрываем. На суд, который начался в мае, в Черкассы ездит мой муж. Уже состоялось три заседания. Сережа постоянно спрашивал у меня: «Ну и что там в суде говорит этот дядька?» — «Говорит, что не хотел тебя убивать, хотел просто поцарапать!» «Ого! — возмущался Сережа, — вот это поцарапал!»

 — На суде преступник вел себя очень нагло, — рассказал мне Василий Владимирович, папа Сережи.  — Этот «герой» по тюрьмам с четырнадцати лет. Сам откуда-то из Волынской области. Но там у него ни кола ни двора. Сюда он приехал, выйдя в очередной раз из тюрьмы, к сестре и гражданской жене. Между ними случилась какая-то ссора, он наглотался, как он объяснял, «колес», запил это пивом и мартини — и пошел резать людей…

Было ощущение, что подсудимый до сих пор под кайфом. Он грубил, оскорблял женщин, которых ранил. Наговаривал, что они были пьяные, хамили ему. Дескать, сами виноваты, сами его спровоцировали. Ему инкриминируют разбойное нападение и покушение на убийство, но он ничего не признает. Жалости к людям, которых серьезно ранил (ведь и мой сын, и пострадавшие женщины до сих пор до конца не вылечились), он не проявлял. По поводу Сережи объяснил: «Я не хотел его убивать! Хотел просто поцарапать и напугать». И гордо добавил: «Я не убийца, я вор!»

Я сказал: «Вы так вонзали в тело сына раскладной нож, что аж ручка расшаталась! Загоняли до упора! Это называется хотели «напугать»? А зачем шкаф потом еще на ребенка надо было бросать?» — «Я ничего не помню, шкаф сам упал!» — ответил он.

Сейчас в судебных заседаниях сделали перерыв. Сколько ему дадут, не знаю. Но бандиту только 21 год, и он еще сто раз успеет выйти из тюрьмы и натворить беды. Такие люди опасны для общества, их пожизненно нужно держать в тюрьме!

… С фотокорреспондентом «ФАКТОВ» мы отправились к Сереже в Институт нейрохирургии, где он опять находится на лечении. Помня наши встречи в ноябре и декабре, я ожидала увидеть того же маленького наивного мальчика, мечтающего о мобилке и игрушечной обезьянке. Но с кровати поднялся совсем другой человек.

На нас смотрели глаза взрослого исстрадавшегося человека. Детская округлость щек ушла, и проступили сухие волевые скулы. ТОТ Сережа умел смеяться, ЭТОТ — разучился. В ответ на наши попытки поднять ему настроение, он лишь попытался улыбнуться, но какой же горькой и измученной была эта его улыбка… О чем было спрашивать мальчика, перенесшего столько боли и страданий? И страдающего по сей день? Любой вопрос казался неуместным. И тут мы вспомнили главную новость — Сережа стал ходить!

Но то, что для нас казалось радостью, прорывом, счастьем, для мальчика было тяжким трудом. Показывая свои успехи, мальчик взял ходунки и медленно, с напряжением переставляя ноги, переваливаясь с боку на бок (левой ногой мальчик управляет с помощью туловища), пошел…

 — Это успех, Георгий Андреевич? — тихо начинаем мы разговаривать с пришедшим в палату доктором.  — Но раньше вы сами давали не очень оптимистические прогнозы…

«То, что ребенок может передвигаться, это замечательный эффект для спинального больного!»

 — Медицина — наука неточная! — шутит заведующий отделением детской нейротравматологии киевского Института нейрохирургии имени А. П. Ромоданова АМН Украины главный детский нейрохирург Главного управления здравоохранения и медобеспечения Киева Георгий Кеворков.  — Мы предпочитаем давать прогнозы по результатам лечения. И вот теперь, видя результат, могу сказать: операция, сделанная в декабре минувшего года, была эффективной. Осуществленная с применением современных технологий, она была направлена на улучшение функции оставшейся крошечной части спинного мозга и создания благоприятных условий для его функционирования. (Операцию провели ведущие нейрохирурги института заместитель директора института профессор Виталий Цымбалюк и заведующий отделением Георгий Кеворков.  — Авт. )

У мальчика восстановилась функция правой стопы. Он теперь может на нее опираться. Восстанавливаются функции тазовых органов, а ведь это большая проблема для спинальных больных! У Сережи также появились движения в левой ноге.

 — Но левой ножкой он пока управляет с помощью туловища, встать на нее не может…

 — Да. Это ведь только начало восстановительного процесса, и мы уже видим, что мышцы, поднимающие бедро левой ноги, начали действовать. Ребенку необходимо продолжать восстановительную терапию. Надеемся, что современные технологии позволят мальчику в дальнейшем ходить с использованием специальных ортопедических приспособлений. Но уже то, что ребенок может самостоятельно передвигаться, это замечательный эффект для спинального больного!

 — Почему у мальчика постоянные боли?

 — Боли такого характера, как у Сережи, это хорошо! Это свидетельствует, что функции ноги восстанавливаются и у организма есть резервные возможности.

Все это время Сережа внимательно прислушивался к нашему разговору. Поняв, что боли, которые приносят ему столько слез, совсем уж не такая плохая вещь, мальчишка радостно стал бить по левой ноге кулаком:

 — Опять болит!.. Вот непослушная нога! Замучила ты меня!..

P. S. Кто готов поддержать родителей мальчика, могут позвонить его отцу Василию Владимировичу по телефону 8097 46 82 985.