Киевлянин Эрнест Дерябин занимается музыкой с детства. С пяти лет учился играть на гитаре и брал уроки вокала, с восьми начал писать песни, а с десяти — делать аранжировки. Семь лет назад он уехал в США, поступив в престижный музыкальный колледж Беркли. А недавно вместе с гитаристом, выпускником Бостонской консерватории Эриком Годэттом записал в Америке первый альбом с песнями в стиле фолк-поп. Кстати, несколько из них — с элементами украинского фолка.
— В музыке к песне «Если ты посмеешь» использованы элементы мелодии украинского танца «Плескач», а в «Священной ночи» — щедривка «Щедрий вечір, добрий вечір», — рассказывает Эрнест Дерябин. — Цель моего первого альбома в США — поделиться украинской музыкой. Можно сказать, смешать ее с американской культурой. Ведь в альбоме есть влияние композиторов Стива Райка, Макса Рихтера, фолк-групп «Мамфорд энд Санс», «Бон Ивер»…
Я пригласил музыкантов из разных стран мира: США, Японии, Польши, Иордании, Норвегии — выпускников Беркли, Бостонской консерватории, Консерватории Новой Англии. Такой симбиоз культур невероятно ценен для Америки. Альбом можно послушать на всех официальных платформах — iTunes, Apple Music, Google Play, Amazon Music, Shazam…
— Америке интересна украинская музыка?
— Ни одно празднование Дня независимости в США не проходит без увертюры «1812 год» композитора Петра Чайковского (из украинского рода Чаек). В партитуре увертюры прописаны выстрелы пушек, сегодня в этих местах во время ее исполнения гремит салют. Влияние Чайковского очень сильно видно в работах известного композитора Джона Уильямса, написавшего музыку к фильму «Один дома». Я уже не говорю о повсеместном исполнении рождественской украинской народной песни «Щедрик» в музыкальной обработке Николая Леонтовича (Carol of the Bells).
История знаменитого колледжа Беркли тоже имеет украинские корни. Уроженец Харькова композитор Иосиф Шиллингер в СССР работал над темой джаза. Позже, когда начались репрессии, он переехал в США, а одним из учеников Шиллингера стал Ли Берк — именно он затем создал колледж Беркли.
Я поступил туда учиться в 2012 году. Учился по специальностям «музыкальная продукция и инжиниринг», «музыкальный бизнес». В Беркли я выступал во всевозможных ансамблях, мюзиклах. Позже взял еще одну специальность — «композиторство и написание сценариев для музыкального театра». Сразу понял, что именно к этому у меня лежит сердце. Учиться в Америке без стипендии очень дорого. В Беркли мне дали грант — свыше 100 тысяч долларов.
* «Цель моего первого альбома в США — поделиться украинской музыкой», — говорит Эрнест Дерябин
— Где могут получить работу студенты?
— Они имеют право работать в колледже до 20 часов в неделю. Я трудился в офисе звукозаписывающих студий, которых в Беркли больше шестидесяти. Студенты могут быть заняты на работах, связанных с образовательным процессом, в библиотеке, на кампусе. Я старался выбирать подработку, связанную с моей непосредственной деятельностью.
— Как вы оказались в Нью-Йорке?
— После окончания вуза иностранцу дается еще год, в течение которого он может искать работу. Поэтому я уехал из Бостона в Лос-Анджелес — меня пригласили на собеседование в известную звукозаписывающую компанию Sphere Studios, где регулярно записываются Адель, Эд Ширен и другие известные певцы. Параллельно подал документы на поступление в магистратуру Школы искусств Тиш (Tisch School of The Arts) при Нью-Йоркском университете по специальности «композиторство и сценарное искусство для музыкального театра». Эту известную школу закончили Леди Гага, Алек Болдуин, Пирс Броснан, Анджелина Джоли, Мартин Скорсезе.
В студии звукозаписи мне предложили работу. Также стало известно, что я принят в университет и вуз выделяет мне полную стипендию — более 62 тысяч в год. К слову, это единственная программа в США, да и во всем мире, где дают знания знаменитости, получившие самую престижную театральную премию Tony за свои мюзиклы. За исключением двух британок, я — единственный студент из Европы. Учеба, конечно, нелегкая, студенты спят всего по четыре-пять часов.
Читайте также: «В США для работающих студентов ставка — 8—8,5 доллара в час. Все зависит от штата»
— Сложно было получить стипендию в Школе искусств Тиш?
— Это определяют профессора по многим аспектам. Сначала подается заявка на поступление, с которой ты присылаешь свои материалы. Потом из вуза приходит задание. Например, присылают стихотворение XIX века, которое следует положить на музыку. И профессора оценивают, как ты это делаешь, как у тебя прописана фортепианная партия, насколько выразительна твоя музыка, как она подчеркивает контекст или же меняет его. Без экстраординарных способностей, скажу честно, получить полную стипендию невозможно.
Есть творческие задания, а есть твои личные наработки, которые отправляются в университет вместе с заявкой. Я предоставил на суд профессоров часть мюзикла, над которым работал еще в Беркли. Он называется «Пунктирная линия» и написан по мотивам произведения Миколы Хвылевого «Я (Романтика)». Отправлял и финальную сцену, где революционер-коммунист ради своих идеалов убивает собственную мать. Планирую поставить этот мюзикл на Бродвее, сейчас уже ведутся переговоры по продюсированию.
* «Нью-Йорк — это прекрасное место для тех, кто хочет писать мюзиклы», — говорит Эрнест. На фото с ведущим культового бродвейского шоу Jim Caruso’s Cast Party Джимом Карузо (слева) и бродвейским пианистом-виртузом Билли Стритчем (справа)
— Не сложновата ли эта тема для Бродвея?
— Америке интересны новые вещи. На Бродвее ставили и «Отверженных» — о революции во Франции, и всемирно известный мюзикл «Кабаре» — о приходе фашизма в Европу. От тоталитаризма не застрахована ни одна страна мира. Бродвей ценит людей, которые делают вклад в американскую культуру.
Я с раннего детства мечтал о том, чтобы пробиться на Бродвей, но это — не самоцель. Хочу с помощью своего искусства заставить людей задуматься над определенными явлениями, которые в свое время были в Украине, но могут произойти где угодно. А Нью-Йорк — это прекрасное место для тех, кто хочет писать мюзиклы.
Читайте также: 17-летняя Таня Цуник: «Я выиграла 80 тысяч долларов на учебу в любом из университетов США»
Не стану говорить, что мне просто повезло, ведь я много для этого работал. Хотя некоторая толика везения есть. К примеру, в вузах мне посчастливилось работать с настоящими мэтрами, «топами» в своей индустрии. В Беркли известный бродвейский композитор и мой учитель Майкл Вартовски рекомендовал мне поступать в Школу искусств Тиш. Моим профессором по специальности «музыкальная продукция» была Сюзен Роджерс — личный аудиоинженер покойного Принца. Она, кстати, ранее работала с группой Queen. Профессор очень хорошо отозвалась о «Пунктирной линии». Она была одной из тех, кто мне говорил: «Эрнест, это не должно пропасть. Ты просто обязан поехать в Нью-Йорк и дальше заниматься этим».
Такой же совет дал и Адам Гетель, который написал The Light in the Piazza и получил две премии Tony за лучшую музыку и лучшую оркестровку. Он сказал, что «Пунктирная линия», по его мнению, — одно из самых перспективных произведений, посоветовал «довести» его до Бродвея.
— Эрнест, вы уже достаточно давно живете в США. Что больше всего поражает вас в этой стране?
— Думаю, что люди в Украине и Америке мало отличаются. Но в США больше обращают внимание на наличие или отсутствие таланта. Здесь нужно быть коммуникативным, иметь много друзей, связи. Но главное — талант и трудолюбие. Если они есть, то Америка дает колоссальные возможности для осуществления своей мечты и своего предназначения в жизни.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как украинским студентам на время каникул отправиться на подработку в Америку, совмещая ее со знакомством с США, а также легко ли трудоустроиться в Соединенных Штатах, получив рабочую визу. О том, с какими неожиданностями сталкиваются наши соотечественники за океаном, читайте в материале «Иммигрант, имеющий постоянный вид на жительство в США, обладает практически такими же правами, как и граждане страны».