«Слышала, что пенсионерам нужно будет поменять пенсионное удостоверение на новое, более современное. Представляю, какие очереди выстроятся в пенсионных управлениях на местах! Хотелось бы узнать подробнее, есть ли необходимость менять старое бумажное удостоверение сейчас, что это дает и как получить электронное пенсионное удостоверение?» Надежда, пос. Бородянка, Киевская область
В Главном управлении Пенсионного фонда Украины в Киевской области «ФАКТАМ» разъяснили, что согласно «Порядку оформления, изготовления и выдачи документов, подтверждающих назначение пенсии» (утвержден постановлением Пенсионного фонда Украины от 3 ноября 2017 года № 26−1), пенсионные удостоверения изготавливаются как в бумажной форме, так и в виде платежной карточки. Карточка служит одновременно и удостоверением (электронное пенсионное). Пенсионер сам выбирает, какой документ заказывать.
В электронном удостоверении объединены функции привычного пенсионного удостоверения и банковской платежной карты, что обеспечивает его владельцу немало выгод. Пользуясь таким документом, пенсионер может получать пенсию, оплачивать коммунальные услуги, расчитываться за покупки в торговой сети, по интернету, получать доступ к другим онлайн-сервисам. Прежде всего, электронные пенсионные удостоверения содержат банковское платежное приложение, позволяющее получать полный спектр банковских услуг (согласно правилам и нормативным актам банковского учреждения). Этот документ владелец может предъявлять для льготного проезда в общественном транспорте или при получении скидки в аптечной и торговой сети.
Благодаря тому, что электронное удостоверение содержит графическую и электронную информацию о владельце, а также ключи электронной цифровой подписи, с его помощью (при условии приобретения специального технического приспособления — ридера старт-карт) пенсионер может полноценно пользоваться всеми государственными электронными сервисами, получать документы на веб-порталах органов власти и даже пересматривать информацию о размере пенсии, данные о страховом стаже, заработной плате, оплаченных страховых взносах. Владелец такого удостоверения может подавать заявления в органы Пенсионного фонда, не посещая их лично, а через официальный сайт фонда. Пенсионерам присылают письма-уведомления с информацией о внедрении новых форм сервиса в сфере пенсионного обеспечения.
Тем не менее пенсионеры ни коим образом не обязаны обменивать бумажные удостоверения на электронные.
Чтобы оформить модернизированный электронный пенсионный документ, пенсионер должен обратиться лично в территориальный орган Пенсионного фонда Украины (по месту регистрации получателя пенсиии) и подать такие документы: заявление, паспорт, идентификационный код, фотокарточку размером 30×25 мм. Изготавливается удостоверение бесплатно в течение месяца. А выдают его уже в банке.