Україна

Льготный период растаможки «евроблях» заканчивается 22 февраля: дальше будет дороже

16:05 — 1 лютого 2019 eye 4774

Спустя месяц в Украине закончится время действия так называемой льготной растаможки автомобилей, согласно которой предусмотрена 50-процентная скидка при уплате акцизного сбора (как сообщали ранее «ФАКТЫ», власти категорически отказались продлевать этот период). После чего всем автомобилистам придется платить данный налог по полной ставке. А спустя еще три месяца водителей нерастаможенных «евроблях» ждут драконовские штрафы. Впрочем, судя по всему, это не сильно стимулирует пользователей такого транспорта. Согласно данным Минфина, на сегодняшний день растаможено 44 тысячи «евроблях» из более 500 тысяч. В большинстве случаев обязательные таможенные платежи равны, а то и превышают стоимость машины с иностранной регистрацией, а по окончании «скидочного периода» их легализация вообще утратит смысл!

Чтобы легализовать «евробляху», придется потратить сумму, равную стоимости автомобиля

Законопроекты о растаможивании «евроблях» (№ 8487 и 8488) Верховная Рада приняла в начале ноября прошлого года и уже 25 ноября они вступили в законную силу. Первый из документов ввел новый порядок начисления акцизного сбора, а второй установил административную ответственность за нарушение таможенных правил при ввозе.

Напомним, что теперь акциз рассчитывается по специальной формуле: ставка = ставка базовая х «К двигатель» х «К возраст». В ней ставка для бензиновых двигателей объемом до 3000 см³ установлена в размере 50 евро, а для более мощных — 100 евро, для дизельных с мотором до 3500 см3 — 75 евро, а свыше — 150 евро. «К двигатель» — это коэффициент объема двигателя соответствующего транспортного средства, разделенного на 1000 см³ (например, при объеме мотора в 2000 см³ ставка будет 2). «К возраст» — коэффициент, равный возрасту машины. Он исчисляется с года, следующего за годом ее производства, и до года определения ставки акциза. Для нового автомобиля и бэушного, использовавшегося до одного полного календарного года, коэффициент равен 1, а для эксплуатирующегося 15 лет и выше применяется неизменный коэффициент 15.

Благодаря приведенной норме была отменена привязка к экологическим стандартам Евро-5, обязательная ранее при растаможке автомобилей в Украине, и теперь все владельцы старых «евроблях» имеют возможность узаконить свои машины, просто заплатив повышенный акциз. Предусмотрено, что все поступления, полученные при растаможке подобных машин, направляются в Пенсионный фонд.

Законопроектом был также установлен льготный период уплаты акцизного сбора — в течение 90 дней принимаются 50 процентов от начисленной ставки налога. Время скидки заканчивается уже 25 февраля. После этой даты акциз придется платить по полной программе. Всего же владельцам «евроблях» выделен 180-дневный срок для легализации автомобилей, по истечении которого, с конца мая, их ждут драконовские штрафы и жесткий контроль со стороны полиции и таможенников. К примеру, с конца мая за езду на нерастаможенном авто водителю грозит штраф в 8500 гривен, за просрочку растаможивания на день — штраф в размере 170 гривен, а на месяц — 170 000 гривен!

Однако, по данным Минфина, на сегодняшний день растаможено 44 тысячи «евроблях» из более 500 тысяч. Заместитель министра финансов Сергей Верланов сообщил:

«На сегодняшний день государственный бюджет получил три миллиарда гривен от растаможивания автомобилей с еврономерами». Заместитель министра также подчеркнул, что для Министерства финансов и Пенсионного фонда эти поступления стали «приятным и незапланированным доходом». По прогнозам Минфина, всего будет растаможено 250—300 тысяч «евроблях».

Отметим, что прогнозы чиновников весьма оптимистичны. Ведь на практике растаможивание «евроблях» нередко оказывается экономически необоснованным мероприятием. Для примера рассчитаем обязательные таможенные сборы при узаконивании популярного в Украине автомобиля на иностранной регистрации — Audi A6 2000 года выпуска с пробегом под 500 тысяч километров и дизельным мотором 2500 см³. Такую машину можно приобрести в соседней Польше за 2500 долларов. Итак, на сегодня 50-процентный акциз на нее составит 1400 долларов (согласно формуле: 75Х2,5Х15/2). К этой сумме прибавим 250 долларов пошлины и 830 долларов НДС. Итого общая стоимость таможенных платежей составит 2480 долларов, что, по сути, равно цене самого автомобиля. Но и это еще не все!

Для легализации машины на еврономерах в Украине сначала нужно снять ее с иностранной регистрации. И это может сделать только юридический владелец машины. Но вспомним, что «евробляхи» в таком количестве появились на наших дорогах благодаря использованию множества схем. В частности, попадали в Украину с помощью «верблюдов» — людей, зарабатывающих на ввозе, (как правило, студентов-иностранцев и малообеспеченных граждан из соседних стран). На них регистрировались десятки авто. Сейчас найти этих людей будет очень непросто. Другая часть авто регистрировалась за рубежом на подставные фирмы, которые, получив доход, закрывались. Есть также немалая часть «евроблях», на которые закончился обязательный техосмотр или страховка, ввиду чего эти автомобили уже сняты с иностранной регистрации и пребывают вне закона.

Но, помимо снятия с иностранной регистрации, украинскому пользователю «евробляхи» нужно получить от иностранного владельца документ, подтверждающий изменение права собственности, оформить с ним договор купли-продажи. То есть если нашему соотечественнику невероятно повезет найти юридического владельца транспорта, бесплатно помогать тот не будет. На практике за эту услугу приходится отдавать порядка 100 евро и еще около 30—50 евро за оформление договора. Такие предложения от посредников, предлагающих сейчас услуги по переоформлению уже ввезенных машин на иностранной регистрации, на рынке есть.

Как показывает практика, воспользоваться услугами таких «контор» можно, и некоторые из них действительно успешно выполняют свою работу. А чтобы не нарваться на мошенников, рекомендуем обращаться в проверенные фирмы, которые на протяжении нескольких лет занимаются пригоном «евроблях», имеют позитивные рекомендации ваших друзей или хороших знакомых. В среднем пакет услуг по растаможиванию и постановке на учет «евробляхи» в Украине стоит порядка 350—500 евро. За подачу и оформление всех необходимых для растаможивания документов нужно заплатить брокеру около 200 долларов.

Многие приняли решение вообще не растаможивать свои автомобили

После завершения таможенной процедуры владельцу машины необходимо пройти обязательную сертификацию на соответствие транспортного средства действующим в Украине нормам безопасности. На этом этапе тоже могут возникнуть серьезные проблемы. Так, пообщавшись с представителями государственного предприятия «Укрметртестстандарт», мы выяснили, что чаще всего владельцам бывших «евроблях» отказывают в выдаче этого документа из-за завышенного уровня СО2 в отработавших газах двигателя, сколов на лобовом стекле, тонировки на передних боковых стеклах, несоответствующей работоспособности подвески, тормозной системы и светораспределения световых приборов. При успешной сдаче технического экзамена за оформление сертификата соответствия владельцу придется выложить около 2800 гривен.

Последний этап — постановка «евробляхи» на регистрацию в сервисном центре МВД. Эта процедура в среднем обойдется в 800—1000 гривен.

Суммировав все расходы, выясняем, что для легализации взятой нами для примера Audi A6, которую можно приобрести в соседней Польше за 2500 долларов, нужно потратить 3300 долларов! И это не учитывая личного времени и нервов.

А после истечения 50-процентного льготного периода на уплату акцизного налога общая сумма обязательных таможенных платежей при растаможивании упомянутого автомобиля возрастет приблизительно на две тысячи долларов, и экономическая целесообразность узаконивания «евробляхи» вообще утратит смысл!

Как видим, легализация автомобилей на иностранной регистрации, особенно старых, — мероприятие дорогостоящее. И сейчас владельцы «евроблях» выбирают для себя подходящие варианты разрешения ситуации. Наиболее хитрые по-прежнему ищут возможность не платить государству. Самой свежей схемой ухода от налогов и ответственности стал временный консульский учет. Об этом сообщила руководитель консульского отдела посольства Украины в Варшаве Светлана Крыса. Временный консульский учет дает право «евробляхе» находиться в Украине до 60 дней. Правда, стать на него могут только владельцы годовых виз, а также те, кто имеет разрешение на временное и постоянное проживание в Польше.

Малая доля украинцев все же решается на легализацию авто на иностранной регистрации. Самые сознательные даже отваживаются взять кредит, чтобы получить возможность оплатить растаможивание. «ФАКТЫ» поговорили с несколькими столичными пользователями подобного транспорта. Вот что рассказал нам владелец «евробляхи» Максим:

— У меня двое детей, и нашей семье очень нужен был автомобиль. Однако купить в Украине нормальную машину не мог. Поэтому по совету друзей, которые уже имели «евробляху», решился приобрести Skoda Octavia на европейской регистрации за три тысячи долларов. Машиной пользуюсь уже больше года, она для меня буквально стала палочкой-выручалочкой. Обойтись без машины я уже не смогу. Подсчитали, что для полной легализации необходимо выложить около 2500 долларов. Но такой суммы у меня нет, поэтому я решился взять кредит в одном из банков. Его сотрудники рассказали, что я не первый их клиент, который берет кредит на легализацию авто. На сегодня моя Skoda Octavia уже на украинской регистрации. Кредит мне нужно погасить в течение года.

Также растаможил свою «евробляху» киевлянин Анатолий. Однако его история несколько отличается от предыдущей:

— Я мог купить автомобиль с нашей регистрацией. Но решил взять машину, которая, во-первых, ездила по ровным европейским дорогам и обслуживалась на качественном сервисе с соответствующими расходными материалами. А во-вторых, считаю, что государство и так обдирает нас везде, где только возможно, поэтому дарить свои деньги еще и за недешевое растаможивание не хотел. На время покупки VW Touareg общая сумма таможенных платежей составила бы около 15 тысяч долларов, поэтому я почти два года проездил на литовской регистрации. Теперь же, с введением нового законодательства, растаможивание моего автомобиля снизилось практически вдвое и, пользуясь случаем, я его совсем недавно растаможил. Воспользовался услугами одной из фирм, это обошлось мне почти в 500 евро. Все сделали быстро и качественно.

Историю владельца «евробляхи» Павла можно назвать самой типичной из тех, что нам удалось услышать.

— Я уже отъездил на своей машине два года, — говорит мужчина. — Покупал Ford Mondeo для работы — развожу на нем легкие грузы. Автомобиль уже полностью себя окупил. За машину 2003 года отдал две тысячи долларов. После введения новых правил подсчитал, что для растаможки моего авто и постановки его на учет придется выложить практически ту же сумму, что и за саму машину. Для меня это большие расходы, поэтому принял решение не легализовать. Планирую отъездить до конца срока, отведенного на растаможивание «евроблях», а там видно будет. Слышал, если достаточное количество автомобилей на иностранных номерах не успеют растаможить, то сроки легализации еще продлят. Если так и будет, то еще какое-то время поезжу, а в конце концов — отдам свой автомобиль на разборку…

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали, как растаможить автомобиль на еврономерах, если он оформлен на польскую или литовскую фирму.

*Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»