Сергей Юрский умер рано утром 8 февраля в возрасте 83 лет. Многие помнят его прежде всего по роли Остапа Бендера в картине «Золотой теленок», хотя Юрский сыграл в кино около 50 ролей, был театральным актером и режиссером, написал несколько книг.
В разные годы Сергей Юрский рассказывал «ФАКТАМ» о великих актерах, с которыми ему посчастливилось работать, и о своих взаимоотношениях с властью. Предлагаем читателям «ФАКТОВ» отрывки из его интервью разных лет.
«Фаина Раневская была человеком неординарным — абсолютно ни на кого не похожим. Свою последнюю роль она сыграла в моем спектакле по пьесе Островского «Правда — хорошо, а счастье лучше». Я был последним ее режиссером и последним сценическим партнером. И этими воспоминаниями очень дорожу.
*Фаина Раневская и Сергей Юрский
Фаина Георгиевна была вегетарианкой, поэтому все невегетарианское доставалось и тем, кто к ней приходил. Меня она угощала творогом, который делала из кефира. Ей его рекомендовал употреблять доктор. «Ешьте, вы мало едите, — говорила. — Хотите, я вас научу делать творог? Он страшно полезный. Я сама его делаю. Если бы вы знали, как он мне надоел! Не ешьте творог, ешьте нормальную пищу».
Жила Раневская по сегодняшним меркам бедно. Все богатство Фаины Георгиевны — это памятные фотографии от великих людей XX века, ее друзей. Рихтер, Пастернак, Ахматова…
Еще она очень ценила книги. У меня есть несколько подаренных ею. Например, замечательная книга Михаила Чехова о технике актера. Раневская знала, что мне это интересно. Отдала со словами: «Вам это нужнее». Фаина Георгиевна, будучи актрисой интуитивной, актерскую технику не признавала. А еще подарила мне старое издание «Египетских ночей» Пушкина, так как я снимался в фильме «Маленькие трагедии».
Она дочь богатого человека. После Октябрьской социалистической революции семья из России эмигрировала, а Фаина Георгиевна осталась — из любви к театру. И как вы полагаете, она осталась с бриллиантами? Нет, конечно. Жила своим трудом. А актерские зарплаты всегда были очень скромны.
Деньги текли у нее между пальцев, и она радовалась тому, что утекают… Фаина Георгиевна вспоминала, как после съемок в «Золушке» получила большую пачку денег. И ей было это так непривычно и… стыдно. Раневская пошла в театр и стала спрашивать у актеров, не нужно ли кому денег на то, чтобы купить штаны или материю для платья. И очень быстро все раздала. А потом обнаружила, что у самой на ткань для платья не осталось. Об этом и многом другом я рассказал в своих книгах «Кого люблю, того здесь нет» и «Кто держит паузу».
Читайте также: Сергей Юрский: «Ненавижу комфорт. Он вредит искусству»
«Воплотить Паниковского (в «Золтом теленке». — Ред.) удалось только одному-единственному человеку — Зиновию Ефимовичу Гердту. Воплотить так, чтобы он стал не карикатурой, а живым человеком.
*Кадр из фильма «Золотой теленок». Шура Балаганов (Леонид Куравлев), Остап Бендер (Сергей Юрский), Паниковский (Зиновий Гердт)
В связи с этим расскажу историю. Летом 1968 года я и мой друг Симон Маркиш отдыхали в поселке Новый Свет, куда приехали дикарями. Вдруг я получаю телеграмму от мамы: «Тебя срочно вызывают, необходимо лететь в Чехословакию»! Ни до того, ни после я не был таким лицом, которое лично направляют за границу. Тем более это особенно загадочно после событий в Праге весной того же 1968 года. Наш самолет летел, разумеется, из Москвы. Из аэропортов других городов в то время за пределы Союза не летали. А мы как раз заканчивали озвучение «Золотого теленка», и режиссер Михаил Швейцер, узнав о моей командировке, назначил несколько срочных дополнительных смен в студии. Мы озвучивали с утра до вечера, делали по двадцать с лишним дублей. Я постоянно напоминал, что надо закончить до 7 августа, потому что 8-го я улетаю. Наш умопомрачительный Паниковский — Зиновий Гердт, исколесивший с Театром кукол практически всю планету, — жутко надо мной иронизировал: «Значит, Чехословакию вы называете заграницей?! У вас, Сережа, мания преувеличения! Что за аврал, что за паника? Вы едете в Чехо, извините за выражение, Словакию, а я еду в Красную, не при детях будь сказано, Пахру. Какая, к черту, разница?! Днем раньше, днем позже приедете — совершенно не важно!» Мы закончили озвучение, изнемогая от усталости, поздно вечером 7 августа. Гердт был необычайно весел, а мы смеялись над его шутками. «Прощайте, Сережа! — кричал он. — Ведите там себя хорошо. Все время напоминайте себе, что вы за границей». И когда мы уже вышли во двор студии, добавил: «Не продавайте Родину. Дешево».
«С властью (любой) предпочел бы не встречаться. Любопытство, конечно, вещь великая, и во мне оно тоже присутствует, но желание оставаться в своей скорлупе, которое тоже мне присуще, способно пересилить интерес приблизиться к власти…
… Я должен сам наблюдать и думать. Встречаться с властью никогда не хотел. И когда случалось делать это, то всегда испытывал большое внутреннее напряжение, сопротивление".
Ранее «ФАКТЫ» сообщали, что похороны артиста состоятся в Москве в понедельник, 11 февраля.
Несколько лет назад выдающийся артист и режиссер поделился с «ФАКТАМИ» своими сокровенными мыслями. Об этом в материале Сергей Юрский: «Испытываю ли страх перед смертью? Пожалуй, нет».