Первые упоминания о празднике Сретения, который православные и грекокатолики отмечают 15 февраля, относятся к IV веку. Но торжественно отмечать его, по одной из гипотез, начали с 528 года. Этому предшествовали события, происходившие при императоре Юстиниане в Антиохии (современная Антакья на территории Турции). Тогда на жителей Антиохии обрушились беды, которым не было конца: тысячи людей гибли в этом регионе то во время землетрясений, то в пожарах, то от моровой язвы. И тут одному из христиан было видение: катастрофы закончатся, когда будет установлено торжество праздника Сретения Господня. В тот же день было совершено праздничное богослужение, проведен крестный ход. И бедствия действительно прекратились на длительное время. А со 2 февраля 544 года в знак благодарности Богу уже повсеместно христиане торжественно отмечали этот праздник, посвященный описанной в Евангелие от Луки встрече жившего в Иерусалиме праведника старца Симеона с младенцем Иисусом (на старословянском языке слово «сретение» имеет два значения — «встреча» и «радость»).
Симеон — один из 72 толкователей-переводчиков Священного Писания с еврейского языка на греческий. Работая над Книгой пророка Исайи, старец решил, что в текст вкралась ошибка (он засомневался в возможности непорочного зачатия и рождения Девой Сына, как было предсказано пророком), и хотел заменить слово «дева» на «жена». Тогда ему явился Ангел и сказал: «Симеон, имей веру Божию. Не умрешь до тех пор, пока не увидишь спасение мира — Христа на своих руках».
Предсказанная встреча произошла, когда, по преданию, старцу было уже более 360 лет. Тогда, исполняя закон Моисея, на 40-й день после рождения Иисуса Дева Мария и Иосиф принесли младенца в Иерусалимский храм, чтобы посвятить его Богу и совершить благодарственный и очистительный обряд жертвоприношения. Находившийся там Симеон узнал Божье Дитя и, взяв его на руки, сказал: «Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое…». Узнала в младенце Спасителя и молившаяся в храме 84-летняя пророчица Анна. После этого Симеон вернулся домой и, уснув вечным сном, предстал пред Господом.
Сретение Господне относится к Богородичным праздникам. Священники служат в этот день в облачении голубого или синего цвета. Эти цвета символизируют Духа Святого и чистоту (Именно Деву Марию церковь называет сосудом Духа Святого).
На Сретение в храмах освящают церковные свечи и воду. Их приносят домой и бережно хранят, чтобы в течение года использовать при необходимости.
Освященные свечи с давних времен называли громничными. Их зажигали, чтобы защитить свой дом от удара молнии или от пожара, чтобы спасти урожай от заморозков, бури, града и от любой другой стихии. (Кстати, и в наше время первый раз громничную свечу зажигают на Сретение сразу после возвращения из церкви: «щоб весняна повiнь не нашкодила посiвам, щоб мороз дерев не побив».) Считалось, что огонь такой свечи может помочь во время тяжелых родов или, например, при лечении эпилепсии. А еще сретенскую свечу вкладывали умирающему человеку в руки при чтении отходной молитвы, чтобы ее пламя помогло ему защититься от нечистой силы во время загробных мытарств.
Издавна очень ценилась и освященная на Сретение вода — считалось, что она почти так же сильна, как крещенская, полезна для беременных женщин и младенцев, хорошо помогает при лечении различных болезней, особенно вызванных «дурным глазом», а также защищает от ведьминских чар. Ею со словами: «Боже тебя храни!» и «Боже тебе помоги!» родные кропили воинов, идущих в бой, и отправлявшихся в путь чумаков. Сретенской водой окропляли скот перед первым выгоном на пастбище и ульи на пасеке в начале сезона.
В народе Сретение, которое в Украине называли еще Стрiчення, Стрiчання, Громниця и Зимобор, считали временем встречи зимы с летом и утверждали, что это единственный зимний день, когда можно увидеть молнию и услышать гром. По народным приметам, если на Сретение метель, то весна и осень будут поздними и дождливыми; оттепель — к ранней и теплой весне; если перед закатом небо затянет облаками и солнца из-за них не будет видно — 24 февраля жди морозов, а если солнечно — снега выпадет больше, чем было до того.
По погоде в этот день еще определяли, каким будет урожай. Утверждали: если под крышами есть сосульки, уродится кукурузы, капель предвещала урожай пшеницы, ясная и тихая погода на Сретение — к хорошему урожаю льна и к роению пчел, а ветер — к урожаю плодовых деревьев. А еще хозяева пытались узнать о будущем урожае, выставив в ночь на Сретение тарелку с зерном во двор. Если утром на зерне будет роса — соберут хороший урожай, нет росы — жди недорода.
Верующие люди в этот, как и в любой другой христианский праздник, обязательно посещают церковь, чтобы присутствовать на торжественном богослужении, молятся за ближних, за свою страну и занимаются делами во славу Божью. А чтобы мирские дела не отвлекали от духовных, стараются не делать работу, выполнение которой может подождать (исключения делаются только для самых необходимых хозяйственных дел или тех, от которых зависит чья-то жизнь или здоровье), а также избегают ссор.
Народная молва кое-что добавляла к этим правилам поведения. Например, одни говорили, что в этот день нельзя не только заниматься стиркой, но и мыться в бане, и вообще желательно воздерживаться от каких-либо действий, которые могут замутить воду. Другие верили, что ни в коем случае на Сретение нельзя класть деньги на кухонный стол: как исчезают с него остатки еды, так и деньги исчезнут без следа. А еще утверждалось, что большие неприятности ожидают того, кто решится в этот день отправиться в дальний путь. Об этом даже предупреждала народная пословица: «На Сретение отправишься в дорогу — скоро домой не вернешься».
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о дне святой мученицы Татианы. В народе праздник называли «Бабий кут», и с ним было связано множество примет и традиций.