Події

«в прежней нашей квартире из мебели были только десять кроватей и один письменный стол, за которым дети по очереди делали уроки. Больше ничего не помещалось»

0:00 — 18 липня 2008 eye 418

Благодаря программе Президента Украины Виктора Ющенко «Согрей любовью ребенка» и Фонду Виктора Пинчука семья криворожан Игоря и Светланы Завалишиных, где подрастают десять ребятишек, получила ключи от нового двухэтажного дома

Это только на словах квартирная очередь, в которой стоят сегодня сотни тысяч многодетных семей в Украине, считается льготной. Никаких преимуществ она на самом деле не дает и в последние годы практически не движется. Дети подрастают, уходят из родного дома, и это, по сути, единственная возможность улучшения жилищных условий для их младших братьев и сестер. Не случайно на встрече Президента Украины Виктора Ющенко с украинскими бизнесменами среди обсуждавшихся проблем многодетных семей квартирная была названа самой острой. Государство не может помочь даже половине стоящих в очереди льготников. Поэтому инициатива Виктора Пинчука дала надежду многим. Его благотворительный фонд в течение года решил обеспечить жильем

11 многодетных семей Днепропетровщины. По словам вице-президента этого фонда Валерия Вакарюка, на эти цели выделено 3 миллиона 200 тысяч гривен.

На днях дочь Президента, председатель Национального совета по вопросам благотворительности и проекта «Согрей любовью ребенка» Виталина Ющенко вручила ключи от нового дома уже второй по счету семье. Игорь и Светлана Завалишины, у которых подрастают десять детей, получили в подарок от фонда двухэтажный особняк с мансардой, мебель и бытовую технику, а от областной госадминистрации — микроавтобус «Газель».

«Сначала мы хотели троих детей, а потом решили: пусть будет столько, сколько Бог даст»

Они расписались в день Светиного 18-летия. Сами еще дети, а уже строили планы, сколько у них будет малышей. Игорь, который лишь на год старше жены, хотел сына и дочку. Но, поскольку через год родилась Наташа, а следом за ней Анюта, решили, что следующим обязательно будет мальчик. Мишка появился у них через три года и буквально перевернул их планы. Как оказалось, быть родителями большой семьи здорово! До рождения сына Светлана работала водителем трамвая, а жила семья в небольшой комнатке семейного общежития. Трое детей придали ей новый статус. Как многодетным Завалишиным выделили еще одну комнату с отдельным санузлом. И хотя кухня по-прежнему была общей, Светлана почувствовала себя хозяйкой. Ей казалось, что в таких райских условиях просто грех отказать себе еще в одном ребенке.

 — Самое неприятное было, что, кроме мужа, меня никто не понимал, — недоумевает Светлана.  — Когда через год после Мишеньки пришла в женскую консультацию становиться на учет по беременности, врачи меня отругали: мол, такая молодая, зачем вам это надо? А как объяснить, что я уже мечтаю о том, на кого он будет похож, представляю, как обрадуются Наташа и Анечка. Они, хоть и маленькие были, но с Мишкой так нянчились, с рук его не спускали. Да и не могла я убить будущего ребенка — ни вера, ни совесть мне этого не позволяли.

Так через два года после Миши в семье появилась Настенька. А после ее рождения к «хоромам» Завалишиных присоединилась еще одна комната. И было получено разрешение перепланировать их в трехкомнатную квартиру. Глава семейства — столяр по специальности — взялся за дело с энтузиазмом. Но успел только расширить две комнатушки за счет санузлов и провести газ на оборудованную в одной из комнат кухню. Поменять в квартире полы не позволяли появившиеся один за другим ребятишки — в 2000-м родился Вениамин, за ним — Любочка, потом Ева, Самуил и Олеся. Пока самые маленькие ползали и учились ходить, старшие пошли в детсад и школу.

 — Это были тяжелые времена, — вспоминает Светлана.  — Мы жили только на зарплату Игоря и 140 гривен пособия на всех детей. В те годы умерли родители мужа, которые нам очень помогали. Денег едва хватало на питание, за коммунальные услуги нечем было заплатить. Какой уж тут ремонт, если ребятишки беспрерывно болели. Стоило одному принести из школы или садика инфекцию, как квартира превращалась в лазарет. Изолировать заболевшего было некуда.

В самой маленькой комнате жили старшие девочки Наташа с Аней. Там стоял письменный стол, за которым пятеро школьников по очереди делали уроки, в самой большой — впритык стояли только кровати, на которых по двое спали семь младшеньких. В то время мы с мужем уж было решили больше детей не рожать. Дай Бог этих поставить на ноги! Но тут государство увеличило пособие для многодетных семей, и нам стали платить аж полторы тысячи гривен. Да и мужу на металлургическом комбинате увеличили зарплату. Удавалось даже потихоньку погашать коммунальные долги. Словом, когда через два года в проекте возникла Кристинка, мы решили: где девять, там и десять.

Этот откровенный рассказ я слушала с двойственным чувством. Ведь если так трудно, то зачем? Жить на пределе возможностей, обрекать детей на лишения? Но стоило взглянуть на улыбчивые, добродушные мордашки ребятишек, окруживших маму тесным кольцом, как любые сомнения рассеивались: «Какая же все-таки Светлана счастливая… »

«За характер мы детей не наказываем»

Феномен многодетной семьи еще требует своего изучения. Действительно, почему весьма обеспеченные родители, которые могут дать детям все мыслимые и немыслимые блага, не решаются заводить десяток наследников, а люди скромного достатка осознанно идут на это? Впрочем, вряд ли стремление иметь многочисленное потомство вопреки всем проблемам может поддаваться какой-то типичной для всех житейской логике. Как правило, если дети не случайные, а желанные, причина эта очень личная, выстраданная и у каждой семьи своя. Светлана тоже на мой вопрос конкретного ответа не дала. Конечно, ее вера не позволяет ей убивать будущую жизнь. Но я уверена, даже не будь она столь набожной, ребятишек у них с Игорем все равно было бы много. Потому что в этой семье все от мала до велика излучают любовь.

Мой приезд в Кривой Рог к семье Завалишиных совпал с 17-летием старшей дочери Наташи, поэтому коробка конфет, привезенная по случаю новоселья, была вручена имениннице. Уверена, что конфетами эта миловидная девочка вовсе не избалована, но, ни секунды не колеблясь, она распаковала коробку и протянула ее малышам и маме. Пока мы говорили со Светланой, самая младшая Завалишина, двухлетняя Кристина, ни на минуту не оставалась одна, кочуя с рук на руки. Даже четырехлетняя Ева принимала участие во всеобщей опеке. Не в силах удержать малышку, она втащила ее себе на колени. Эта искренняя готовность помочь была удивительной. Узнав, что в моем фотоаппарате сели батарейки, и Миша, и Настя, и Венька, у которого после падения с велосипеда была в кровь сбита нога, наперебой предложили сбегать в ближайший универсам. А до него было не меньше двух километров.

 — Как вам удается воспитывать в ребятах такую отзывчивость? — восторгаюсь я.  — Ведь обычно в больших семьях дети соперничают, ревнуют, каждый требует к себе повышенного внимания.

 — Сама не знаю, — улыбается Света.  — Просто ко всем стараюсь найти свой ключик и не подавлять их желания. Они ведь очень разные, каждый со своим характером, даже внешне непохожие. Наташа, к примеру, тоненькая, светловолосая, а Анечка — крепко сбитая, русая. Самый покладистый у нас — Миша, а вот Веня безумно упрямый. Когда-то Миша поехал к бабушке, а шестилетнего Веню мы с ним не пустили. Так он тайком сбежал и на трамвае сам добрался. Мы так переволновались, но наказывать его не стали. Что же делать, если такой характер?

Скоро в новом доме появится еще один малыш

С появлением Кристины теснота в трех комнатах общежития стала невыносимой. Новорожденную малышку пришлось укладывать спать в одной кроватке с четырехлетней Лесей, уроки школьники делали на полу, и даже погулять детям было негде — общежитие выходило на улицу с оживленной проезжей частью. О ближайшей перспективе Светлана с Игорем даже боялись думать. Ведь надежды получить квартиру за 17 лет пребывания на льготной очереди практически не осталось. Светлану порой охватывало отчаяние. Даже бесплатными путевками в детский лагерь семья воспользоваться не могла, не говоря уже о совместной поездке на море.

 — Профкомы и моего предприятия «Криворожэлектротранс», и завода «Арселор Миттал Кривой Рог», где работает муж, помогали нам чем могли. Но как отправить в лагерь пятерых школьников? Это же сколько всего купить им нужно! — сетует Светлана.  — Мы не могли себе этого позволить. Поэтому дети ни разу никуда не выезжали. Была у нас идея обменять три комнаты в общежитии на какой-нибудь домик, чтобы они росли на природе, но и это не получилось — слишком много проблем с приватизацией.

Когда в апреле нынешнего года к Завалишиным приехал представитель горисполкома и сообщил, что их документы подали для участия в президентской программе «Согрей любовью ребенка», особого значения этому Игорь и Светлана не придали. К тому времени они уже твердо уяснили, что чудес на свете не бывает. Но поверить в чудо все-таки пришлось: вскоре к Завалишиным в общежитие заглянула куратор Фонда Виктора Пинчука Нина Мухина.

 — Она как-то так обыденно спросила у нас: «Вам квартиру или дом?» У меня просто речь отняло, не могла слова произнести, — сквозь слезы улыбается Светлана.  — Думаю: может, это шутка? Но дети быстрее пришли в себя и дружно закричали: «Дом! Конечно, дом!» Боже мой, сколько мы об этом мечтали, какие планы строили о собственной детской площадке, огородике, цветнике, но даже подумать не смели, что все это может осуществиться.

На подбор вариантов семье дали две недели, даже не ограничивая в цене, но поставив единственное условие: чтобы было не меньше пяти комнат. Накупив газет с объявлениями о продаже жилья, Игорь со Светланой и старшими девочками с утра до ночи обзванивали и объезжали адреса. Дом на улице Южной они нашли уже на второй день. «Наташа, тебе нравится? — спросили у самой старшей из семи дочерей.  — Тогда берем!»

 — Нам тоже понравился дом, который подобрали для себя Завалишины, — рассказывает Нина Мухина.  — Его общая площадь 216 квадратных метров, в нем семь комнат, мансарда, большая кухня, ванная, два санузла, гараж, что очень кстати, ведь областная администрация подарила семье микроавтобус «Газель». Несколько месяцев ушло на то, чтобы оформить покупку и обставить дом мебелью и бытовой техникой. Кроме кроватей, шкафов, письменных столов, светильников, мы подарили многодетной семье кухонный гарнитур, а криворожская мэрия — холодильник и музыкальный центр. Кстати, не так давно подобное новоселье справила еще одна криворожская семья, Блохиных, в которой растет одиннадцать детей. Еще двум семьям поможем достроить и реконструировать имеющееся жилье. Всего же на Днепропетровщине наш фонд до конца года решит жилищные проблемы одиннадцати семей, в которых воспитывается 121(!) ребенок.

Когда я приехала в Кривой Рог, все Завалишины от мала до велика уже освоили новую территорию. Малыши привели в дом бездомных котят и щенят и были счастливы. Самуил и четырехлетняя Леся даже не хотели фотографироваться без своих домашних любимцев.

 — Просто беда, — шутит Светлана, — что ни поставлю им поесть, особенно двухлетней Кристинке, все несут котикам.

Впрочем, она надеется, что бегающая по двору живность занимает малышню до поры до времени.

 — Вот купим телевизор, сделаем игровую площадку, разобьем грядки на огороде, запишем всех в кружки и спортивные секции — каждому найдется занятие по душе, — строит планы мама.

Со своими пристрастиями Завалишины-младшие уже в основном определились. От папы, который играет на аккордеоне и гитаре, детям достался хороший слух. Настя учится в музыкальной школе по классу домбры, а Миша играет на ударных. От папы же у Мишки и кулинарные способности. Когда в тяжелые времена Игорю приходилось печь дома хлеб, ему всегда помогал старший из трех сыновей. Он и сейчас главный кулинар: печет пирожки и коржики, а по праздникам готовит для всей семьи горячий шоколад. Миша мечтает выучиться на повара. Старшая Наташа уже учится на кассира-контролера, а Анюта мечтает стать дизайнером. Она уже сейчас первая на всю школу художница.

Пока я разговариваю со Светланой, малыши всеми силами демонстрируют таланты: несут мне свои рисунки, включают музыкальный центр, а двухлетняя Кристинка, найдя оставшийся без присмотра фотоаппарат, безошибочно нажимает на нужные кнопочки. Усмотреть за всеми и то проблема! А этой 36-летней женщине еще необходимо всех накормить, обстирать, воспитать и каждому дать понять, что его любят. Как только она успевает все это?!

 — Мне дети помогают! — с улыбкой повторяет Светлана слова героини известного фильма «Однажды 20 лет спустя». Эта картина о многодетной семье — ее самая любимая.

На мой очередной киношный вопрос о том, чего же ждет она от жизни, когда все желания, кажется, исполнились, мама отвечает уже от себя:

 — Я жду ребенка! К папиной радости у нас будет еще один мальчик, и мы даже имя ему уже придумали.