К счастью для 13-летнего Гоши Муканова из города Гадяча Полтавской области, на берегу речки оказался курсант Черкасской академии пожарной безопасности Сергей Рудкин, который вовремя вытянул бездыханное тело мальчика из воды
Уезжая в субботу на дачу, родители уговаривали Гошу поехать вместе с ними. Как раз поспели вишня, малина, смородина. Но тот — всегда послушный и спокойный — вдруг заупрямился: «Не хочу, не поеду!» Впервые так себя почему-то повел. Материнское сердце будто предчувствовало беду. Татьяна Трофимовна и сама хотела уже отложить отъезд. Но все же после некоторых сомнений решилась впервые оставить Гошу одного дома на несколько дней. А в понедельник под вечер ей сообщили по телефону, что ребенок попал в больницу.
— Нам сын сказал, что плескался у берега и вдруг почувствовал себя плохо, — капая успокоительные лекарства в чашку с водой, находит в себе силы говорить Татьяна Трофимовна. — Знает, что у меня давление до двухсот поднимается при волнении, и придумал невинную историю, решил поберечь меня
— Когда я примчался из Петровки Роменской, где у нас дача, в Гадяч, и узнал, что Гоша был на волосок от смерти, чуть сам не лишился чувств прямо на пороге реанимации, — подхватывает разговор эмоциональный Георгий Муканов, Гошин отец. — Врачи меня к сыну не пустили, велели только на утро приготовить бульон и чай. Я человек непьющий, но, выйдя из больницы, купил чекушку водки и тут же осушил ее из горла. А дома не знал, кого спасать — жена с тещей по очереди начали терять сознание.
Татьяна Трофимовна считает, что еще одной трагедии в своей жизни она не перенесла бы. Ее первый муж утонул в реке, оставив молодую женщину с двумя маленькими детьми. С Георгием Мукановым они познакомились гораздо позже, когда обоим было уже под сорок. Новый муж Татьяны принял ее детей, как родных. А вскоре у супругов родился общий ребенок. У Георгия после развода осталась в Болгарии дочь, и появление сына в сорокалетнем возрасте он расценивает как самый щедрый подарок судьбы. Тем более что Гоша-маленький — копия отца. В этом ребенке все взрослые души не чают, особенно 83-летний дедушка Бисер. Приезд внука в гости для него всегда праздник
Но судьба словно испытывает супругов. Чуть больше года назад в их дом пришла страшная беда — трагически погибла дочь Татьяны Трофимовны от первого брака. Бабушка с дедушкой взяли на себя заботы о воспитании девятилетней внучки Настеньки. Хоть им и морально, и физически тяжело, жизнь постепенно входит в привычную колею. Для Настеньки в семье ничего не жалеют. Вот и Гоша, отказавшись ехать с родителями на дачу, успокоил их тем, что с ними будет Настюша, мол, девочка с удовольствием проведет в селе время, наестся вволю ягод
— Друзей в городе не осталось, разъехались на каникулах кто куда, — рассказывая о случившемся, поднимается на больничной койке Гоша. — А мне не хотелось сидеть одному в квартире, решил сходить на речку. На детском пляже неглубоко. Минут двадцать плескался в воде у берега, а потом решил попробовать переплыть с одного берега на другой. Но меня вдруг начало затягивать к камышам, растущим возле пологого берега. Запутался в них ногами, пытался выбраться, но не мог. Чувствовал, как уходят силы. Испугался, конечно, сильно, даже на помощь никого не успел позвать. Понял, что тону, и потерял сознание
На реке Псел, тихо несущей свои воды под городом Гадячем, в жаркую погоду яблоку негде упасть. Вдоль покатого берега под вербами располагаются пляжники. Вода, кажется, кишит от загорелых тел. Вот где отдых, веселье и настоящее раздолье в знойный день!.. Зато и утонуть среди множества народа — раз плюнуть. Ведь окружающие заняты собственным развлечением, тут особо не следят за теми, кто рядом. Нырнул человек под воду, а вынырнул ли на поверхность, не заметят.
— Четырнадцатого июля с утра мне пришлось заниматься ликвидацией последствий ДТП возле Псла, — рассказывает старший инспектор по организации службы и реагирования на чрезвычайные происшествия Гадячского районного отдела МЧС майор Владимир Мироненко. — Ночью на спуске с горы перевернулся КамАЗ — нужно было аккуратно поднять машину Работая у реки, обратил внимание на то, что люди купаются в основном в неразрешенных местах. Не откладывая в долгий ящик, в тот же день после обеда решил выехать на проверку несанкционированных пляжей — нужно было определиться с подъездными путями к ним. На случай чрезвычайных происшествий. С собой взял курсанта Сергея Рудкина. Парень окончил первый курс Черкасской академии пожарной безопасности и прибыл к нам на стажировку. Понедельник был первым днем его практики.
На третьем (иногда его называют детским) пляже Сергей встретил своего давнего друга Владимира Петренко. Дальше, вверх по течению, майор двинулся сам, оставив ребят поговорить.
— Мы находились на высоком берегу реки, где мало людей, и нам было видно все, как на ладони, — немного смущаясь, продолжает рассказ Сергей Рудкин. — Может, минут пять обменивались с Вовкой новостями, уже собирались расходиться, как вдруг он заметил: «Посмотри, возле катамарана утопленник плавает». Посредине Псла две девочки лет четырнадцати-пятнадцати катались на катамаране — плыли со стороны лодочной станции. А метрах в пяти от них, им навстречу, по течению плыло тело с распростертыми руками. Макушки над водой не было видно, только шорты вздымались. Было впечатление, что мальчик «выделывается» перед девочками, пытаясь их удивить. «Дурачатся дети», — вырвалось у меня. И тут раздался крик: «Он утопился!» Водный велосипед девчат буквально столкнулся с бездыханным пацаненком, от ужаса они сами чуть не потеряли сознание. Мы тогда с Вовкой прыгнули с обрыва и изо всех сил поплыли к середине реки, это метров двадцать пять от берега. Первым добрался я. Перевернул утопленника: губы синие, глаза закрыты. «И пульса нет», — сказал друг, когда я поднял тело на катамаран.
Сколько Гоша пробыл в воде в бессознательном состоянии, никто сказать не может. Возможно, минуты три-четыре. Необратимые процессы в коре головного мозга, как правило, начинаются после семи минут кислородного голодания. К счастью, в данном случае помощь подоспела вовремя.
— Я потянул катамаран к берегу, а Володя по моей указке занялся реанимацией пацана, — рассказывает Сергей. — Он положил его себе на колено, повернув боком, и несколько раз нажал на грудную клетку. Мальчишка закашлялся, из легких пошла вода. А на берегу к нам сразу же подбежал какой-то мужчина, представился врачом. Он, удалив остатки воды, принялся делать мальчику искусственное дыхание. И пацан буквально через полминуты ожил: открыл глаза. Какая-то женщина вызвала по мобильному «скорую». Когда минут через пятнадцать появилась машина, спасенный мальчик уже пришел в сознание и сидел, опершись о дерево.
— Ребенок поступил к нам около пяти часов вечера, бледный, синюшный, дыхание было жестким, а температура тела — 36 градусов, — говорит исполняющая обязанности заведующего детским отделением Гадячской центральной районной больницы София Фесенко. — Его тут же поместили в реанимацию, подключили к капельнице. В кровать наложили грелок, укутали ватным одеялом. Спустя пару часов у пациента порозовели губы и щеки. А вот зеленые водоросли еще долго выходили со слизью из носа. Сейчас состояние стабильное, но мальчик требует медицинского наблюдения. Во избежание осложнений проводим лечение антибиотиками.
София Григорьевна, врач с многолетним стажем, уверена, что для Гоши спасительным фактором оказалось то, что он не упал плашмя в воду, а, потеряв сознание плавно плыл по течению. В этом случае вода в легкие набирается постепенно. Но самое важное, что ребенка быстро вытащили из реки и восстановили ему дыхание.
Муканов-старший очень хотел разыскать спасителей своего сына, чтобы отблагодарить их. И когда 17-летний Сергей Рудкин, только в прошлом году окончивший гимназию, в которой сейчас учится Гоша, зашел к нему в квартиру, мужчина чуть не расплакался.
— Мы теперь всю жизнь будем дружить, — повторял он, обнимая за плечи хрупкого скромного паренька.
А будущий инспектор службы гражданской защиты, смущаясь, отвечал:
— Не стоит благодарности Не я один спасал вашего ребенка. Лишь бы он был здоров.