Події

«чтобы я взял на себя убийство женщины, меня избивали, применяли психотропные вещества и поместили на месяц в «психушку»

0:00 — 24 липня 2008 eye 250

59-летнего львовянина, который провел 10 месяцев в следственном изоляторе… освободили прямо в зале суда. Прокурор не возражал…

В последних числах декабря 2006 года в поселке Брюховичи в собственной квартире была найдена убитой пожилая женщина Юлия М. 30 декабря ей из Львова позвонил сын, но телефонную трубку никто не поднял. Встревоженный, он вечером был уже возле родительского дома. Дверь оказалась запертой. Зная, что мать практически не покидает квартиру, разве что на несколько минут выходит в расположенный рядом магазин, сын позвал соседа. Худощавый мужчина смог пролезть в квартиру через форточку и открыть двери. От увиденного оба оцепенели: на полу лежал окровавленный труп, вокруг него валялись мелкие бумажные купюры.

Экспертиза установит, что женщина пару дней назад была убита ударом ножа в шею. Орудие убийства рядом с телом не обнаружено…

«Допрашивали всю бригаду, но следователям почему-то «не понравился» именно я»

Следствие по делу об убийстве Юлии М. сразу пришло к выводу: весьма осторожная хозяйка хорошо знала злоумышленника, ведь открыла ему дверь и впустила в свою квартиру. Скорее всего, возник конфликт с пришедшим, который закончился для бабы Юли фатально. Выяснилось также, что она «подрабатывала» продажей односельчанам дешевого алкоголя. Поэтому оперативники и начали проверять ее клиентов. А вскоре в поле их внимания попала бригада стропальщиков местного лесного хозяйства.

 — Да, мы частенько наведывались к бабе Юле за бутылочкой, — признался корреспонденту «ФАКТОВ» 59-летний Осип Зеленый.  — Понимаете, ноябрь и декабрь были холодными и сырыми, а работали мы на улице. Вот и брали, чтобы хоть немного согреться. Естественно, сбрасывались и бежали по очереди к ней. Лично я последний раз был у нее в середине декабря. За несколько дней до того как нашли бабу Юлю, пришла моя очередь заглянуть к ней, но кто-то из ребят отсоветовал: «Говорят, что ее вот уже несколько дней не видно. Может, приболела?» Допрашивали всю бригаду, но следователям почему-то «не понравился» именно я. Может, потому, что я в возрасте, не женат, детей нет, из родственников — только сестра. Кто такого будет защищать?!

2 января 2007 года меня забрали в один из райотделов Львова, где четверо сотрудников милиции в кабинете так настойчиво «убеждали» взять на себя убийство и написать явку с повинной, что потом сестра меня не узнала — из Зеленого от зверских побоев я превратился в «синего». По словам следователей, один из членов нашей бригады заявил им, что я якобы рассказывал ему, как «завалил» бабу Юлю. Мол, у них зафиксированы эти показания. Я же продолжал категорически настаивать: «Никого не убивал!»

Потом в меня силой влили какую-то жидкость, которая не была ни водкой, ни другим каким-то алкогольным напитком. Может, психотропное вещество? Потому что у меня сильно разболелась голова, я перестал понимать и контролировать происходящее. В этот момент пришел следователь, что-то написал на листе и подсунул его мне. Ничего не соображая, я подписал его…

 — Из райотдела «сознавшегося убийцу» Осипа Зеленого попытались передать в управление, — рассказал «ФАКТАМ» защитник пострадавшего Анатолий Комаров.  — Но там уперлись — подозреваемый был сильно избит. Поэтому и направили его на судебно-медицинскую экспертизу. Но пройти ее Осип Степанович не успел — прямо у врачей свалился в эпилептическом припадке. Причем до задержания мой подзащитный эпилепсией не болел! Но в больницу его… не отправили, а везут в следственный изолятор! Через некоторое время Осипа Зеленого поместили в психиатрическую больницу, где ему делали какие-то уколы, от чего мой подзащитный терял контроль над собой, у него повышалось давление…

Только через месяц(!) Осипа Степановича вернули… опять в следственный изолятор. Причем во время следствия мужчине никто не разъяснил, что он имеет право иметь адвоката…

«Объективных доказательств, подтверждающих виновность подсудимого, в деле нет… »

Судебный процесс проходил в Шевченковском районном суде Львова. Вопросы защиты и судьи ставили следователей в тупик: «Где самая существенная улика — нож?» — «Его нет».  — «Кто избивал задержанного?» — «Никто».  — «Почему же тогда его повезли на судебно-медицинскую экспертизу?» — «Не знаем».  — «Почему протокол, в котором Зеленый якобы отказывается от адвоката, им не подписан?» — «Не помним».  — «Что давали пить Зеленому во время допроса?» — «Не знаем».

Свидетель, который якобы пересказал следователям признание Зеленого о совершенном убийстве, во время процесса заявил: «Осип мне этого не рассказывал. Почему это записано в протоколе моего допроса, не знаю. Я его не читал!»

Суд, оценивая «работу» следствия, отметил в своем постановлении: «… следствие и прокуратура должны были предоставить подозреваемому защитника… Запрещается добиваться показаний от подозреваемого путем насилия, угроз и других незаконных действий. Объективных доказательств, подтверждающих виновность подсудимого, в деле нет… Органы досудебного следствие не проверяли показания подсудимого… Не обратили внимание на показания свидетелей о том, что Юлию М. видели живой через два дня после того, как, по версии следствия, подсудимый ее убил».

Постановлением Шевченковского райсуда Львова Осип Зеленый был освобожден прямо в зале суда. Прокурор не возражал.

 — Еще не могу оценить полученную свободу, отвык! — плача, признается Осип Степанович.

 — Я долго отпаивала брата травами и лекарствами, пока он немного пришел в себя, — рассказывает сестра Осипа Зеленого Стефания.  — Но, боюсь, его сделали инвалидом. С работы Осипа уволили и обратно уже не взяли. А вы сами знаете, что такое в селе потерять работу! С большим трудом устроился сторожем, но вскоре ушел сам. После милиции и СИЗО боится даже своей тени.

 — При поддержке суда надеемся установить, кто конкретно избивал моего подзащитного, кто и какие вещества, подавляющие волю, вводил ему в организм, кто виноват в том, что он почти десять месяцев провел в СИЗО, — сообщил «ФАКТАМ» Анатолий Комаров.  — Все они должны быть привлечены к ответственности. Естественно, будем ставить и вопрос о возмещении моральных и материальных убытков..