Руководство днепровского производственного объединения «Южный машиностроительный завод им. Александра Максимовича Макарова» («Южмаш») и Херсонского государственного завода «Паллада» заявили о том, что готовы построить в Украине плавучий космопорт. Об этом сообщил генеральный директор «Южмаша» Сергей Войт.
По мнению Дмитрия Легезы, основателя компании Space Logistics Ukraine, цена его непомерно высока по сравнению с подобными наземными площадками, а экономическое обоснование, мягко говоря, не впечатляет.
Впервые о необходимости строительства своего, украинского космопорта заговорили представители отечественной компании Space Logistics Ukraine. Они же первыми развеяли миф, что это — «безумно дорого». В качестве примера основатель Space Logistics Ukraine (Днепр) Дмитрий Легеза назвал стоимость частного космодрома в Техасе (США), который строит Илон Маск — 150 миллионов долларов. Кроме того, развитие космической отрасли имеет большое значение не только для внутренней экономики, науки, но и для международной политики. Ведь государства, имеющие свое окно в космос, — это элита.
В компании Space Logistics Ukraine не ограничились разговорами, встречами с руководством страны, «Укроборонпрома» и других профильных предприятий. Компания готова оплатить научно-исследовательскую работу, где лучше строить космопорт (и наиболее перспективный в этом плане регион — Херсонская область). Известно, что несколькими днями ранее компания объявила о начале такой работы. Исполнителем выступит частная украинская компания, чьи сотрудники уже участвовали в подобном проекте при постройке космодрома в Бразилии.
Но стоило компании Space Logistics Ukraine сообщить, что они уже готовы приступить к конкретным, практическим шагам для реализации своей идеи, как руководство двух вышеупомянутых предприятий («Южмаш» и «Паллада») тут же заявило, что космодром будут строить они и что уже готовится эскиз проекта.
В отличие от Space Logistics Ukraine, «Южмаш» и «Паллада» собираются строить не стационарный космодром, а плавучий. Пусковая платформа, которую уже назвали «Оболонь» будет дрейфовать на плавучих доках (именно доки планируют изготавливаться в Херсоне) по океанам, их жизнедеятельность будет обеспечиваться тремя атомными реакторами, а обслуживать их будут до 4 500 человек. Общая стоимость комплекса составит — без учета реакторов, двигателей и отделки жилых помещений платформы — от 12 до 15 миллиардов долларов, а полная — порядка 50 миллиардов долларов. То есть более чем в 30 раз дороже (!), чем техасский проект.
«Неважно, кто в Украине построит космопорт, — комментирует заявление руководства вышеуказанных госпредприятий основатель Space Logistics Ukraine Дмитрий Легеза. — В таком вопросе не может быть конкуренции. Важно, чтобы этот процесс был полностью прозрачный и в интересах страны. Я глубоко убежден, что такие инфраструктурные проекты должны реализовываться в первую очередь прозрачно, при поддержке общества и с его согласия. Что касается наших намерений, то они неизменны. Чуть позже на нашем сайте появится пресс-релиз со всеми подробностями. Пока предварительно могу сказать, что через два месяца мы получим документ с ответом на главный вопрос: где в Украине может быть построен космопорт. А параллельно работаем над его экономическим обоснованием, что также будет обнародовано».