Мир

Гастрономический туризм: как в Польше фермерство сделали доходным бизнесом

8:07 — 12 марта 2019 1307
Вячеслав НОВИКОВ, специально для «ФАКТОВ»

Петра Пильха можно считать не столько профессиональным политиком, сколько профессионалом вообще. Он получил классическое образование в лучшей в Польше Краковской высшей педагогической школе, долгие годы учил детей, а потом педагогов в центре повышения квалификации. А поскольку любимая им география — наука о земле, то и профиль работы в сельскохозяйственном Подкарпатском воеводстве ему оказался не чужд. Как и проблемы, главная из которых — малоземельность. Крестьянские наделы здесь мелкие, по нескольку гектаров, а человек, имеющий, скажем, гектаров 150, считается чуть ли не местным олигархом. Интересно, что еда в магазинчиках (супермаркетов здесь, на границе с Украиной, немного) — вся местного производства и вкусная. А еще обращаешь внимание на полки, заставленные до боли знакомыми баночками, некоторые из них даже не закатаны крышками, а просто накрыты бумагой и перевязаны тонкой бечевкой…

Ранее в интервью «ФАКТАМ» Станислав Сава из граничащего с Украиной Радымно Подкарпатского воеводства рассказал, как его земляки на маленьких фермах умудряются производить колбасу и сыр европейского уровня.

— Господин вице-маршал, граница с Украиной рядом, поневоле сравниваешь возможности фермеров польских с украинскими…

— Что делать! (Вздыхает.) Пахотной земли у вас действительно больше. Воеводство расположено в предгорьях Карпат, места здесь чудесные, от туристов отбоя нет, да только для традиционного земледелия, в смысле выращивания злаков, они малопригодны. При социализме эту проблему пытались решить известным способом: пахали везде, куда мог заехать трактор. Распахивались даже предгорья. Что там росло, можно только представить, но люди считались занятыми. Сейчас, кстати, мы этих же людей заняли другим способом: сажаем леса, а местные крестьяне за ними ухаживают. Присматривают за молодым лесом, получая при этом от государства и Евросоюза определенную плату. Пока деревья не вырастут. При этом они могут заниматься еще и дополнительным бизнесом на своих небольших участках.

— Как раз об этом и хотелось бы поговорить. На встречу с вами я принес каталог «75 подкарпатских вкусняшек». Издание чудесное, от фотографий глаз не оторвать. В Украине ассортимент таких продуктов победнее, да и производятся они на больших предприятиях — хоть и частных, но находящихся под государственным контролем. А здесь мы с моим польским коллегой заезжаем в зажиточную крестьянскую усадьбу и закупаем все необходимое — колбасу, сыр…

За оценку каталога спасибо, приятно это услышать от профессионала. Разработали его сами, напечатали при содействии евросоюзовского фонда, раздаем бесплатно.

А насчет государства… Был разработан общегосударственный реестр традиционных польских продуктов питания. В этот реестр внесли около тысячи восьмисот продуктов со всей Польши. Так вот, подкарпатских там целых двести двадцать семь, больше, чем из любого другого воеводства!

— И все они производятся местными крестьянами?

— Больше трети, скажем так, в товарном производстве. Остальные находятся в процессе. Просто до поры до времени все готовится для потребностей семьи, друзей. Потом начинается продажа в собственном магазинчике, расположенном на границе усадьбы. А затем уже крестьяне со своей продукцией пробиваются в торговые сети.

Читайте также: Роман Давид Таубер: «Только национальная кухня помогает понять страну, ее душу»

— И со спиртным тоже? Вот меня удивили две вещи. Во-первых, сам факт виноделия в Польше. Не верил, пока не попробовал. Вкусное выдержанное вино. Но ведь страна ваша находится ближе к северу, это не Сицилия, не юг Франции и даже не украинское Причерноморье. К слову, в Украине еще недавно для того, чтобы производить вино, надо было заплатить за лицензию полмиллиона гривен — неподъемная сумма.

У нас тоже так было. Начну с виноделия. Одна из возвышенностей нашего Перемышля носит историческое название «винная гора». Согласитесь, что в девятнадцатом веке (а может, и в восемнадцатом), когда на этой горе возделывался виноград и производили вино, большинства нынешних контролирующих инстанций не было.

И поляки, проживающие на этой земле, веками производили и наливки, и вино. Жили при этом долго и не болели. Так вот, возвращая людей к истокам, призывая их вкладываться в виноделие (а это занятие затратное с точки зрения как финансов, так и времени), мы должны им всячески помогать.


* «Продукция крестьян дороже той, что продается в супермаркете. Но люди становятся зажиточнее и отдают предпочтение экологически чистым продуктам», — говорит Петр Пильх

— Мы стараемся поддерживать наших внутренних инвесторов, — продолжает Петр Пильх. — Оформление документов, лицензий (на производство тех же традиционных польских наливок), отвод земли, организация народных фестивалей, праздников, куда приглашаются производители наших «бабушкиных» вкусняшек… Все это происходит с помощью воеводской власти, местного самоуправления. В результате люди поверили и местной власти, и в свои силы. Иначе не было бы у нас фермеров, которые учились виноделию в Венгрии и Румынии, а саженцы привозили из Италии и Германии. С юга Украины, кстати, тоже… Причем среди наших виноделов не только местные жители, но и варшавяне. Как, например, Катажина и Лешек Шченх, которые поменяли столичную жизнь на домик на нашей подкарпатской земле и работу с утра до вечера возле виноградной лозы.

Винодельческие хозяйства у нас есть совсем крошечные. Вплоть до таких, которые имеют полгектара винограда плюс небольшой винный погреб. Но, что интересно, люди к таким хозяйствам тянутся. У нас активно развивается гастрономически познавательный туризм. А спрос рождает предложение: некоторые наши винные хозяйства построили небольшие гостиницы с залами приемов, где можно не просто поесть и выпить вина, но и сыграть свадьбу или отпраздновать день рождения.

Читайте также: Поляки как начали «утепляться» 25 лет назад, так до сих пор остановиться не могут

— Звучит заманчиво. Но, если сравнить цены, то продукты в супермаркете, содержащие эмульгаторы, стабилизаторы, разрыхлители и улучшители вкуса, привлекательнее для потребителей — они значительно дешевле. Достаточно сравнить две упаковки продуктов со значком «эко» и без него. Поэтому люди во всем мире покупают продукты массовые, ориентируясь на цену, а не на то, содержат ли эти продукты ГМО или те же красители.

Глупо было бы утверждать, что продукция наших крестьян дешевле той, что продается в супермаркете. Она дороже. Ведь для того, чтобы создать все эти колбасы и копчености, вина и наливки домашнего приготовления, традиционные карпатские козьи и овечьи сыры, повидла, йогурты, джемы, смалец в баночках и в нем же законсервированное тушеное мясо, разную выпечку и множество другого, надо приложить очень много усилий, а зачастую и ручной труд. Влияют на цену и жесткие требования экологических стандартов.

Тем не менее потребление таких товаров растет. Экохозяйства развиваются, увеличивают производство, их становится все больше. Есть в этом и заслуга власти. В плюсы ей можно зачислить упрощенные до минимума разрешительные документы и моральную поддержку фермеров.

Но не только в этом причина. Польское общество становится зажиточнее. Реальные доходы населения растут. Новый фактор — их перераспределение. К примеру, программа «500 плюс» (общепольская программа, согласно которой за каждого второго ребенка государство ежемесячно доплачивает семье 500 злотых, что в пересчете составляет 3500 гривен. — Авт.) позволяет не очень зажиточным семьям на протяжении года скопить достаточно денег, чтобы показать детям столицу соседнего государства или выехать летом на польское побережье Балтийского моря. Но люди все чаще задумываются о том, что они едят, и отдают предпочтение дешевому отдыху в родных Карпатах, а заодно и экологически чистым и вкусным подкарпатским продуктам. Тем самым они финансово поддерживают своих соотечественников. Возможно, это одна из форм нашего польского патриотизма.

Ранее председатель городского совета Вроцлава Яцек Оссовский рассказал корреспонденту «ФАКТОВ», что пришлось сделать не самому крупному городу Польши, чтобы стать одним из самых привлекательных для зарубежных инвесторов.