Во вторник, 12 марта, Палата общин британского парламента в очередной раз отвергла соглашение о выходе Великобритании из Евросоюза, который во всем мире называют Brexit. Как уже сообщали «ФАКТЫ», 11 марта премьер-министр Великобритании Тереза Мэй предприняла отчаянную попытку спасти не только свой план «развода» с ЕС, но и свою политическую карьеру. Она отправилась в Страсбург на переговоры с председателем Еврокомиссии Жан-Клодом Юнкером. По итогам этой экстренной встречи было подписано два документа — декларации о так называемом «ирландском бэкстопе» и о том, какими видят Брюссель и Лондон отношения между Евросоюзом и Соединенным Королевством после Brexit.
«Бэкстоп» стал камнем преткновения для Мэй. Он подразумевает временное сохранение прозрачной границы между Ирландией, которая является и остается членом ЕС, и Северной Ирландией, которая входит в состав Великобритании и после «развода» окажется вне ЕС. Следовательно, между двумя Ирландиями должна возникнуть строгая граница с паспортным контролем, таможней и прочими атрибутами. Ирландцы в большинстве своим против такого сценария. Они хотят, чтобы соглашение по Brexitчетко оговаривало их дальнейшее существование.
А вот большинство членов британского парламента выступают против «бэкстопа». Главный советник правительства по правовым вопросам Джеффри Кокс, проанализировав проект соглашения, одобренный правительством Мэй и Евросоюзом, пришел к выводу, что существует огромный риск того, что «бэкстоп» превратится из временной меры в постоянное положение вещей. Именно мнение Кокса привело к тому, что в январе Палата общин уже дважды отвергала план Мэй.
Нынешнее голосование было уже третьим по счету. И снова на его исход повлиял Кокс. Он заявил, что подписанные в Страсбурге дополнительные декларации существенно ничего не меняют. Следовательно, риск постоянного «бэкстопа» по-прежнему велик.
В результате соглашение поддержали 242 депутата. А 391 член Палаты общин высказался против.
Для Мэй это означает полное поражение. Британский премьер дала понять, что готова теперь рассматривать вопрос о проведении повторного референдума по Brexit. Это то, что ранее она категорически отвергала и называла насмешкой над решением британских избирателей.
А пока 13 марта Мэй вынесет на голосование Палаты общин вопрос о жестком Brexit. Такой «развод» означает выход Британии из состава ЕС без всякого соглашения. Такой вариант поддерживает бывший министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон. Однако многих британцев нерегулируемый Brexit пугает. Он грозит потерей работы, изоляцией Британии, разрывом торговых отношений, дефицитом товаров в магазинах, нехваткой многих лекарств. Это вполне реальные угрозы.
Если депутаты отклонят и такой вариант, то 14 марта им придется решать вопрос о попытке договориться с Евросоюзом о переносе даты Brexit, которая пока назначена на 29 марта. Это означает на 99 процентов отставку правительства Терезы Мэй. И тогда британцы могут оказаться не только перед лицом нерегулируемого Brexit, но и перед необходимостью проведения досрочных парламентских выборов.
Это понимают и в Брюсселе. Как сообщают британские газеты, ссылаясь на свои источники в руководящих органах ЕС, там готовы перенести Brexit. Называются различные сроки — от одного года до двух лет.
Впрочем, есть и еще один вариант. Британский парламент, зайдя в тупик, может вообще отменить Brexit. Такое право ему дает статья 50 Договора о Европейском Союзе, регламентирующая выход одной из стран из состава ЕС.