Культура та мистецтво

«королева великобритании во время визита в москву изъявила желание посмотреть в третьяковке… Только иконы. Чтобы показать ей и картины, пришлось прибегнуть к хитрости»

0:00 — 1 серпня 2008 eye 320

Приехав в Киев на открытие международной выставки «Православная икона в России, Украине и Белоруссии», директор московской Государственной Третьяковской галереи Валентин Родионов рассказал о vip-услугах музея и о скандале в искусстве, который бурно обсуждали Саркози и Путин

СПРАВКА

Третьяковская галерея входит в число крупнейших музеев мира. В ней сосредоточена одна из самых значительных коллекций русского изобразительного искусства за период с Х по ХХ век, все направления русской живописи — от икон до авангарда. Галерея носит имя своего создателя Павла Третьякова — богатого московского купца и текстильного фабриканта, страстного коллекционера картин русских художников: Перова, Шишкина, Поленова, Репина, Сурикова, Васнецова… Многих живописцев Павел Третьяков поддерживал материально. Частную галерею Третьякова мог бесплатно посетить любой человек — независимо от рода и звания — в любой день недели.

В 1892 году меценат принес свое собрание в дар городу Москве.

В столицу Украины директор знаменитой Третьяковки приехал в дни празднования 1020-летия Крещения Руси на открытие выставки «Православная икона России, Украины, Белоруссии» в Национальном Киево-Печерском историко-культурном заповеднике. Экспонируемые на ней третьяковские иконы (около трех десятков) — самые древние и, соответственно, самые дорогие. К примеру, по оценкам экспертов, икона «Успение Богородицы» ХV века сегодня стоит не меньше пяти миллионов долларов.

«Обычно в фонды музея никого не пускаем, но для богатых посетителей делаем исключение»

 — Разумеется, в нашем музее есть и более древние иконы, например, одна из знаменитых святынь Древней Руси — «Владимирская Богоматерь», датируемая ХII веком. Говорят, эта икона спасла Россию от монголо-татарского нашествия (по преданию, она была написана с лика живой Богородицы.  — Авт. ). Или, к примеру, глубоко почитаемая на Руси «Троица» Андрея Рублева, написанная в ХIV веке, и «Донская икона Богоматери» ХIV века (согласно преданию, святыня находилась среди русского войска в день Куликовской битвы 8 сентября 1380 года. В память о победе на берегах Дона икона названа Донской. Казаки передали ее в дар князю Дмитрию Донскому, он и привез ее в Москву.  — Авт. ).

Но такие древние иконы перевозить нежелательно — любое повреждение может стать для изветшавшего от времени произведения искусства непоправимым. Тем не менее киевляне и гости Киева увидят достаточно много раритетов. К примеру, икону «Спас Нерукотворный» ХV века (по преданию в 1447 году в Великом Устюге во время чумы горожане поместили ее на воротах крепостного вала «во спасение града».  — Авт. ).

 — Рассказывают, что королева Великобритании Елизавета II, посетив ваш музей, была потрясена иконами…

 — Это так. В 1994 году Ее Величество приезжала в Москву всего на один день и посетила Третьяковскую галерею. Причем планировала посмотреть только первый этаж, где размещаются иконы! Я связался с послом Великобритании, говорю: «Послушайте, я настаиваю: королеве обязательно надо побывать на втором этаже — увидеть картины, признанные шедеврами русского искусства!» Хотя протокол визита уже был утвержден, Елизавету II удалось все же убедить подняться и наверх. Правда, для этого пришлось пойти на хитрость — временно переместить на второй этаж три самые знаменитые наши иконы: Владимирскую, Донскую и «Троицу».

 — Читала, что музеи Ватикана и знаменитый мадридский музей Прадо ввели новшество. VIP-клиенты, заплатив 3,5-

4 тысячи евро за входной билет, могут любоваться шедеврами в гордом одиночестве. Залы картинных галерей на это время закрываются для посетителей. В Москве ведь тоже немало богатых людей, которые могут себе позволить подобную роскошь…

 — У нас практикуется услуга несколько иного рода — экскурсия в фонды. Обычно туда никого не пускают, но для состоятельных посетителей делаем исключение.

 — И сколько стоит такая услуга?

 — Недешево. Точную цифру назвать трудно — цены меняются.

«Недавно одна известная особа попросила шедевр… в аренду для офиса»

 — В аренду частным лицам шедевры сдаете? Наверняка есть желающие украсить кабинет или спальню собственного дома музейными экспонатами, чтобы похвастаться перед гостями…

 — Нет, такие предложения пока к нам не поступали. Иногда за определенную плату даем на время картины в банковские учреждения. Недавно одна очень известная особа попросила шедевр… в аренду для своего офиса. Но чтобы решить такой вопрос, деньги — еще не все. У нас два железных требования. В помещении, где будет экспонироваться полотно, необходимо с помощью специального оборудования, которое тоже стоит недешево, поддерживать музейный климат. Кроме того, нужна серьезная охрана. Ну и, конечно же, требуется разрешение Министерства культуры России.

 — Кстати, о Министерстве культуры. Прошлой осенью вокруг выставки, организованной Третьяковской галереей в Париже, разразился страшный скандал. Министр культуры Александр Соколов возмутился, что вы предложили для заграничной экспозиции неприличные картины. К примеру, с милиционерами, целующимися в березовой роще. Как писали СМИ, он сказал: «Это позор для России, отвечать за который нам придется по полной!» И обвинил вас… в коррупции. Вы подали на него в суд. Говорят, что скандал бурно обсуждали во время встречи Саркози и Путин… Чем закончилась эта история?

 — Судебный процесс будет продолжаться. Я написал письмо на имя министра с предложением, чтобы судебные эксперты были специалистами по искусству и могли объективно судить о художественной ценности того или иного произведения. В картине, о которой вы говорите, нет ничего такого: ну целуются милиционеры, и что?

 — Недавно вышел в свет двухтомный каталог поддельных картин, ставший сенсацией в мире антикваров. Говорят, кое-какие ошибочные заключения даны и экспертами Третьяковки…

 — Да, в некоторых случаях экспертиза ошибочна. Человек имеет право ошибаться…

 — Ваша галерея участвует в аукционах «Сотбис», «Кристис»? Что-то покупаете, продаете?

 — Продавать могут только частные музеи. Покупать для пополнения экспозиций не можем по очень простой причине — русское искусство сильно подорожало. В разы! Для нас эти цены просто заоблачные. Иногда с аукционными домами «Кристис» и «Сотбис» проводим предаукционные выставки.

«Картина Шагала в буквальном смысле пролетела над Лондоном. И так же через разобранную крышу покинула город»

 — Русское искусство как предмет коллекционирования интересует исключительно россиян и выходцев из СНГ?

 — Не только. К примеру, не так давно один американец организовал музей русского искусства послевоенного периода в Миннеаполисе. На наши выставки, которые проводим за рубежом, выстраиваются огромные очереди.

Не так давно проводили выставку в Лондоне. При подготовке экспозиции картина Марка Шагала, на которой влюбленные летят над городом, не проходила в дверь музея. Сначала решили: не проходит — так не проходит, интересных экспонатов хватает. Но англичане так хотели посмотреть Шагала, что предложили разобрать крышу музея и таким образом доставить картину в зал. В буквальном смысле полотно пролетело над Лондоном. И так же через разобранную крышу покинуло город.

 — Случается, что люди дарят музею картины?

 — Да, в основном современные. Причем художников, желающих презентовать свои работы, немало. Но полотна отбирают специалисты. Если бы мы брали все подряд, думаю, эти подарки не поместились бы в музее.

 — А работы известных художников ХIХ века дарили?

 — Есть коллекционеры, которые приносят старинные картины, иконы. Но это редкие случаи.

 — Какие новые модные тенденции на московском арт-рынке?

 — «Возвращаются» художники, которые уехали за рубеж в советское время, в том числе запрещенные в СССР.

 — Как вам сегодняшний Киев? Понравился?

 — Последний раз я был в Киеве лет сорок назад. Пока успел посмотреть только выставку. После открытия хочу пройтись по улицам, посмотреть город не спеша…