Події

«похитители — люди, скорее всего, далекие от искусства. Они варварски вырезали холст и повредили бесценное полотно»

0:00 — 2 серпня 2008 eye 340

Одна из жемчужин эпохи Возрождения картина Караваджо «Взятие Христа под стражу», находившаяся в коллекции Одесского музея западного и восточного искусства, не была застрахована и практически не охранялась

Во вчерашнем номере «ФАКТЫ» сообщили о том, что в Одессе была украдена уникальная картина — одна из самых ценных, когда-либо принадлежавших Украине, «Взятие Христа под стражу» кисти великого итальянца Караваджо. Это полотно, известное также под названием «Поцелуй Иуды», оценивается экспертами в 100 миллионов долларов. Пропажу в Музее западного и восточного искусства обнаружили утром в четверг. Накануне, в среду, в музее был выходной. Прибывшие по вызову сотрудники милиции, кинологи со служебными собаками, эксперты сразу перекрыли все подходы к зданию. На двери центрального входа появилась табличка с надписью «Санитарный день».

«На окне остались отпечатки пальцев и следы обуви грабителей»

- В 10 часов утра я вместе с дежурным охранником обходила экспозиционные залы, часть из которых сейчас находится на реставрации, — рассказала «ФАКТАМ» заместитель директора музея по научной работе, кандидат филологических наук Людмила Сауленко.  — Буквально через две-три минуты мы вошли в один из залов второго этажа и почувствовали дуновение ветра из окна. Оно было открыто. Оглянувшись, увидели, что на месте полотна Караваджо висит пустая рама, светлый подрамник… Сразу же позвонили в милицию.

«Взятие Христа под стражу» было написано предположительно в 1602 году и является одним из самых значительных произведений европейской живописи в музеях Украины. Это полотно внесено в каталог мировых шедевров. Картина неоднократно покидала стены нашего музея и экспонировалась на крупнейших международных выставках в Испании, Италии, Германии. Это произведение — национальное достояние! (По оценкам экспертов, Караваджо является сейчас самым дорогим автором, представленным на мировых аукционах Сотбис и Кристис. Менее значительные, этюдные, работы этого художника продавались за 80 миллионов долларов. Как выяснилось, украденная картина не была застрахована, поскольку музейные экспонаты страховке не подлежат. По нормативным актам ЮНЕСКО и украинскому законодательству, сотрудникам музеев нельзя разглашать стоимость картин, чтобы не привлекать внимания «нежелательных лиц».  — Авт. ).

 — Даже не посвященному в тайны следственной практики понятно, что злоумышленники — люди, далекие от искусства, — убежден старший научный сотрудник музея Сергей Ильин, — и не очень-то заботились о сохранности похищаемого шедевра. Полотно вырезано очень неаккуратно, вероятно, с помощью ножа. Похоже, похитителям пришлось забраться на стул. Они не доставали до верхнего края картины, поэтому холст обрезали очень неровно. Это означает, что бесценное произведение уже смертельно ранено.

 — Никакой аукционист или торговец предметами искусства не решится на подобный вандализм, — говорит директор музея Виктор Никифоров.  — Картина известна всему миру, и ни один серьезный человек не станет ее ни покупать, ни продавать. Самое страшное, что похитители не только варварски искромсали картину по ее периметру, но и могли сложить ее или свернуть краской вниз. В таком случае краска осыплется и полотно окажется серьезно повреждено… На окне, через которое проникли воры, остались отпечатки пальцев и следы обуви. Нас заверили, что к поисковой операции подключены лучшие силы милиции и СБУ, поэтому мы убеждены, что грабителей удастся найти.

По словам директора музея, унести картину в раме было нереально. Ведь даже для того, чтобы снять со стены уже пустую раму и перенести в хранилище, понадобились шесть сотрудников музея.

Руководство не скрывает, что сигнализация в музее работает крайне плохо, поэтому такое ограбление и стало возможно. Администрация музея не раз просила выделить средства на переоборудование сигнализации или же установку новой, более усовершенствованной системы охраны. Однако все время получала отказ.

В помещениях музея и в хранилище идут ремонтно-восстановительные работы. В связи с этим в марте нынешнего года картину «Взятие Христа под стражу» перенесли в другой выставочный зал, в левом крыле здания.

Сэкономив пару тысяч гривен, потеряли порядка ста миллионов долларов

По мнению первого заместителя начальника Одесского городского управления ГУ МВД полковника Владимира Босенко, похитителем может быть кто угодно. Милиции пока трудно предположить, связаны ли с произошедшим сотрудники музея. По предварительным данным, воры проникли в здание через крышу соседнего дома. Оказавшись на втором этаже, они аккуратно сняли штапики на оконной раме, вынули стекло и проникли в зал. Затем холст вырезали из подрамника, оставив раму на стене. Место совершения преступления грабители спокойно покинули через то же окно. Правда, оставили большое количество улик.

 — У нас есть несколько версий произошедшего, но на начальном этапе я не могу их озвучивать, — подчеркнул Владимир Босенко.

Как стало известно «ФАКТАМ», при опросе работников музея, а также жителей соседних домов была установлена внешность предполагаемых злоумышленников, составлены их фотороботы. Вместе с информацией о ЧП они направлены во все отделения милиции, включая железнодорожные, а также в аэропорты, на пограничные заставы, в таможенные отделы и в Интерпол.

 — Этот музей охраняется нашей службой, но полноценно выполнить возложенные на нас задачи можно лишь при создании определенных условий, — заметил начальник управления Государственной службы охраны при ГУ МВД Украины в Одесской области полковник милиции Александр Ивановский.  — В Музее западного и восточного искусства эти условия, определенные совместным приказом МВД и Минкультуры в 2004 году, не выполнялись. В частности, на окнах должны быть решетки, обязательна и техническая охрана. Но в выставочном зале не было выводов на пульт сигнализационного наблюдения. На окнах стояли устаревшие акустические датчики, которые срабатывают лишь тогда, когда стекла разбивают. Мы лишены возможности наблюдать, что происходит в залах, поскольку они закрыты и опечатаны. Имеющаяся в музее сигнализация была установлена еще в 1996 году, она морально и технически устарела. А ведь сегодня существуют современные средства охраны, которые позволяют реагировать даже на дрожание стекла. Кроме того, подобные уникальные картины, представляющие культурную и историческую ценность, желательно подключать к индивидуальной сигнализации. В данном случае этого тоже не сделали.

Государственная служба охраны неоднократно обращала на это внимание. Только в 2008 году мы трижды делали проверки и писали в управление культуры Одесской областной администрации. К слову, последний раз — 2 июля. Однако ответ был один и тот же: пока на охрану нет денег.

Выходит, сэкономив пару тысяч гривен, потеряли порядка ста миллионов долларов…

«Картина неоднократно реставрировалась, причем не всегда удачно»

Как считает Владимир Босенко, предотвратить повторение подобной ситуации в дальнейшем будет довольно сложно, поскольку финансирования по-прежнему нет. А ведь в Одесском музее хранится множество ценнейших полотен…

Кстати, украденная картина — один из немногих подлинников кисти Караваджо. Сегодня в мире насчитывается порядка 40 ее копий. (На постсоветском пространстве подлинник Караваджо находится еще лишь в России в Эрмитаже).

Искусствоведы утверждают, что знаменитый живописец часто создавал сразу несколько авторских копий своих работ. В середине 50-х годов минувшего столетия московский искусствовед Ксения Малицкая обосновала принадлежность картины, хранившейся в Одессе, кисти Караваджо.

В конце 90-х это полотно побывало на выставке в Мюнхене, а также на международной выставке «От Караваджо до Маттиа Прети» в миланском Палаццо Реале.

Картина качественно отреставрирована и выставлена в зале музея два года назад, в июне 2006 года.

 — За свою долгую жизнь «Взятие под стражу Христа» неоднократно реставрировалась, причем не всегда удачно, — рассказали «ФАКТАМ» сотрудники музея.  — Предпоследний раз ее реставрировали в Москве еще во времена СССР.

Через несколько десятилетий благодаря спонсорской помощи бывшего одессита — владельца престижной итальянской фирмы одежды — картину привели в надлежащий вид реставраторы Владимир Цитович и Татьяна Тимченко-Цитович. Двух тысяч долларов, полученных от мецената, хватило на расчистку полотна от разложившегося местами лака, а также следов прежних не совсем удачных реставраций. Лицевую сторону картины покрыли специальным прозрачным лаком немецкого производства, а оборотную защитили бескислотным картоном.

Остается надеяться, что одесским правоохранителям вскоре удастся отыскать злоумышленников. За всю историю музея лишь один его экспонат был похищен, да и то во время выездной выставки…

 — В 60-е годы на выставке в Москве в Музее имени Пушкина была украдена работа Франца Хальца «Святой Лука», — рассказывает Виктор Никифоров.  — Тогда ее нашли, полотно сильно пострадало из-за неправильного хранения, но было отреставрировано. Теперь картина снова украшает экспозицию музея.

Напомним, что в июне 2005 года из Художественного музея Одессы была похищена картина Айвазовского «Морской вид» (об этом «ФАКТЫ» подробно писали). Злоумышленники, также разбив оконное стекло бельэтажа, через решетку проникли в помещение экспозиционного зала, который расположен на втором этаже музея. В январе 2006 года вора задержали в Кировоградской области, а картину возвратили музею.

За комментариями «ФАКТЫ» обратились к заведующей отделом Музея искусств Богдана и Варвары Ханенко (Киевского музея западного и восточного искусства) Елене Живковой:

 — Предвосхищаю ваш вопрос о стоимости полотна (со ссылкой на историка-искусствоведа Анну Глазкову в прессе появилась информация о том, что полотно «Взятие Христа под стражу» может стоить около 100 миллионов долларов.  — Авт. ) и отвечу прописной истиной: картина бесценна. Потеря денег, пусть даже больших, в принципе, восполнима, а утрату шедевра восполнить невозможно. То, что угроза уничтожения полотна реальна, сомнений нет. Ведь злоумышленники в случае опасности могут его уничтожить как вещественное доказательство или погубить неумелым хранением.

Эта кража произошла из-за бедности: в Украине нет денег на создание современной системы охраны. Хотя проблему можно было бы решить. Для этого парламент должен принять такой закон о меценатстве, который оградил бы от налогообложения пожертвования на нужды культуры. Такова мировая практика: значительная часть расходов музеев покрывается за счет пожертвований.