Одна из жемчужин эпохи Возрождения картина Караваджо «Взятие Христа под стражу», находившаяся в коллекции Одесского музея западного и восточного искусства, не была застрахована и практически не охранялась
Во вчерашнем номере «ФАКТЫ» сообщили о том, что в Одессе была украдена уникальная картина — одна из самых ценных, когда-либо принадлежавших Украине, «Взятие Христа под стражу» кисти великого итальянца Караваджо. Это полотно, известное также под названием «Поцелуй Иуды», оценивается экспертами в 100 миллионов долларов. Пропажу в Музее западного и восточного искусства обнаружили утром в четверг. Накануне, в среду, в музее был выходной. Прибывшие по вызову сотрудники милиции, кинологи со служебными собаками, эксперты сразу перекрыли все подходы к зданию. На двери центрального входа появилась табличка с надписью «Санитарный день».
«Взятие Христа под стражу» было написано предположительно в 1602 году и является одним из самых значительных произведений европейской живописи в музеях Украины. Это полотно внесено в каталог мировых шедевров. Картина неоднократно покидала стены нашего музея и экспонировалась на крупнейших международных выставках в Испании, Италии, Германии. Это произведение — национальное достояние! (По оценкам экспертов, Караваджо является сейчас самым дорогим автором, представленным на мировых аукционах Сотбис и Кристис. Менее значительные, этюдные, работы этого художника продавались за 80 миллионов долларов. Как выяснилось, украденная картина не была застрахована, поскольку музейные экспонаты страховке не подлежат. По нормативным актам ЮНЕСКО и украинскому законодательству, сотрудникам музеев нельзя разглашать стоимость картин, чтобы не привлекать внимания «нежелательных лиц». — Авт. ).
— Даже не посвященному в тайны следственной практики понятно, что злоумышленники — люди, далекие от искусства, — убежден старший научный сотрудник музея Сергей Ильин, — и не очень-то заботились о сохранности похищаемого шедевра. Полотно вырезано очень неаккуратно, вероятно, с помощью ножа. Похоже, похитителям пришлось забраться на стул. Они не доставали до верхнего края картины, поэтому холст обрезали очень неровно. Это означает, что бесценное произведение уже смертельно ранено.
— Никакой аукционист или торговец предметами искусства не решится на подобный вандализм, — говорит директор музея Виктор Никифоров. — Картина известна всему миру, и ни один серьезный человек не станет ее ни покупать, ни продавать. Самое страшное, что похитители не только варварски искромсали картину по ее периметру, но и могли сложить ее или свернуть краской вниз. В таком случае краска осыплется и полотно окажется серьезно повреждено На окне, через которое проникли воры, остались отпечатки пальцев и следы обуви. Нас заверили, что к поисковой операции подключены лучшие силы милиции и СБУ, поэтому мы убеждены, что грабителей удастся найти.
По словам директора музея, унести картину в раме было нереально. Ведь даже для того, чтобы снять со стены уже пустую раму и перенести в хранилище, понадобились шесть сотрудников музея.
Руководство не скрывает, что сигнализация в музее работает крайне плохо, поэтому такое ограбление и стало возможно. Администрация музея не раз просила выделить средства на переоборудование сигнализации или же установку новой, более усовершенствованной системы охраны. Однако все время получала отказ.
В помещениях музея и в хранилище идут ремонтно-восстановительные работы. В связи с этим в марте нынешнего года картину «Взятие Христа под стражу» перенесли в другой выставочный зал, в левом крыле здания.
По мнению первого заместителя начальника Одесского городского управления ГУ МВД полковника Владимира Босенко, похитителем может быть кто угодно. Милиции пока трудно предположить, связаны ли с произошедшим сотрудники музея. По предварительным данным, воры проникли в здание через крышу соседнего дома. Оказавшись на втором этаже, они аккуратно сняли штапики на оконной раме, вынули стекло и проникли в зал. Затем холст вырезали из подрамника, оставив раму на стене. Место совершения преступления грабители спокойно покинули через то же окно. Правда, оставили большое количество улик.
— У нас есть несколько версий произошедшего, но на начальном этапе я не могу их озвучивать, — подчеркнул Владимир Босенко.
Как стало известно «ФАКТАМ», при опросе работников музея, а также жителей соседних домов была установлена внешность предполагаемых злоумышленников, составлены их фотороботы. Вместе с информацией о ЧП они направлены во все отделения милиции, включая железнодорожные, а также в аэропорты, на пограничные заставы, в таможенные отделы и в Интерпол.
— Этот музей охраняется нашей службой, но полноценно выполнить возложенные на нас задачи можно лишь при создании определенных условий, — заметил начальник управления Государственной службы охраны при ГУ МВД Украины в Одесской области полковник милиции Александр Ивановский. — В Музее западного и восточного искусства эти условия, определенные совместным приказом МВД и Минкультуры в 2004 году, не выполнялись. В частности, на окнах должны быть решетки, обязательна и техническая охрана. Но в выставочном зале не было выводов на пульт сигнализационного наблюдения. На окнах стояли устаревшие акустические датчики, которые срабатывают лишь тогда, когда стекла разбивают. Мы лишены возможности наблюдать, что происходит в залах, поскольку они закрыты и опечатаны. Имеющаяся в музее сигнализация была установлена еще в 1996 году, она морально и технически устарела. А ведь сегодня существуют современные средства охраны, которые позволяют реагировать даже на дрожание стекла. Кроме того, подобные уникальные картины, представляющие культурную и историческую ценность, желательно подключать к индивидуальной сигнализации. В данном случае этого тоже не сделали.
Государственная служба охраны неоднократно обращала на это внимание. Только в 2008 году мы трижды делали проверки и писали в управление культуры Одесской областной администрации. К слову, последний раз — 2 июля. Однако ответ был один и тот же: пока на охрану нет денег.
Выходит, сэкономив пару тысяч гривен, потеряли порядка ста миллионов долларов
Как считает Владимир Босенко, предотвратить повторение подобной ситуации в дальнейшем будет довольно сложно, поскольку финансирования по-прежнему нет. А ведь в Одесском музее хранится множество ценнейших полотен
Кстати, украденная картина — один из немногих подлинников кисти Караваджо. Сегодня в мире насчитывается порядка 40 ее копий. (На постсоветском пространстве подлинник Караваджо находится еще лишь в России в Эрмитаже).
Искусствоведы утверждают, что знаменитый живописец часто создавал сразу несколько авторских копий своих работ. В середине 50-х годов минувшего столетия московский искусствовед Ксения Малицкая обосновала принадлежность картины, хранившейся в Одессе, кисти Караваджо.
В конце 90-х это полотно побывало на выставке в Мюнхене, а также на международной выставке «От Караваджо до Маттиа Прети» в миланском Палаццо Реале.
Картина качественно отреставрирована и выставлена в зале музея два года назад, в июне 2006 года.
— За свою долгую жизнь «Взятие под стражу Христа» неоднократно реставрировалась, причем не всегда удачно, — рассказали «ФАКТАМ» сотрудники музея. — Предпоследний раз ее реставрировали в Москве еще во времена СССР.
Через несколько десятилетий благодаря спонсорской помощи бывшего одессита — владельца престижной итальянской фирмы одежды — картину привели в надлежащий вид реставраторы Владимир Цитович и Татьяна Тимченко-Цитович. Двух тысяч долларов, полученных от мецената, хватило на расчистку полотна от разложившегося местами лака, а также следов прежних не совсем удачных реставраций. Лицевую сторону картины покрыли специальным прозрачным лаком немецкого производства, а оборотную защитили бескислотным картоном.
Остается надеяться, что одесским правоохранителям вскоре удастся отыскать злоумышленников. За всю историю музея лишь один его экспонат был похищен, да и то во время выездной выставки
— В 60-е годы на выставке в Москве в Музее имени Пушкина была украдена работа Франца Хальца «Святой Лука», — рассказывает Виктор Никифоров. — Тогда ее нашли, полотно сильно пострадало из-за неправильного хранения, но было отреставрировано. Теперь картина снова украшает экспозицию музея.
Напомним, что в июне 2005 года из Художественного музея Одессы была похищена картина Айвазовского «Морской вид» (об этом «ФАКТЫ» подробно писали). Злоумышленники, также разбив оконное стекло бельэтажа, через решетку проникли в помещение экспозиционного зала, который расположен на втором этаже музея. В январе 2006 года вора задержали в Кировоградской области, а картину возвратили музею.
За комментариями «ФАКТЫ» обратились к заведующей отделом Музея искусств Богдана и Варвары Ханенко (Киевского музея западного и восточного искусства) Елене Живковой:
— Предвосхищаю ваш вопрос о стоимости полотна (со ссылкой на историка-искусствоведа Анну Глазкову в прессе появилась информация о том, что полотно «Взятие Христа под стражу» может стоить около 100 миллионов долларов. — Авт. ) и отвечу прописной истиной: картина бесценна. Потеря денег, пусть даже больших, в принципе, восполнима, а утрату шедевра восполнить невозможно. То, что угроза уничтожения полотна реальна, сомнений нет. Ведь злоумышленники в случае опасности могут его уничтожить как вещественное доказательство или погубить неумелым хранением.
Эта кража произошла из-за бедности: в Украине нет денег на создание современной системы охраны. Хотя проблему можно было бы решить. Для этого парламент должен принять такой закон о меценатстве, который оградил бы от налогообложения пожертвования на нужды культуры. Такова мировая практика: значительная часть расходов музеев покрывается за счет пожертвований.