Поэтому специалисты советуют не поместившиеся в багажник вещи класть на пол, лучше у ног сидящего впереди пассажира
Европейцы поражаются — более безрассудных людей, чем украинские водители, трудно даже представить. Когда в Днепропетровске на железнодорожном вокзале садишься в такси, водитель, заметив, что ты пытаешься пристегнуться, страшно обижается. Мол, ремень — это знак крайнего к нему неуважения. «Ты первый пассажир, который пристегивается в этой машине», — заявил мне недавно таксист на «девятке», брезгливо наблюдая за моими потугами попасть концом ремня в защелку. Его коллега на раздолбанном «Москвиче» пошел еще дальше и провел лекцию на тему бесполезности пристегивания. «Я же в городе не гоню, — заявил он, — поэтому ничего страшного не может случиться. Это проверено. Я вот на скорости 40 километров в час врезался в стоящий автобус. Ударился без торможения. И что? Только разбил головой стекло — и всех делов!»
Клянусь вам, все эти разговоры не придуманы! К счастью, постепенно до наших водителей все-таки доходит: безопасность на дороге — это не шутки. В автосалонах говорят, что покупателей иномарок с недавних пор стала интересовать не только мощность мотора или наличие кондиционера, но и то, какими системами безопасности оборудована машина, есть ли в ней, скажем, аэрбеги? Увы, автопроизводители стараются сыграть на растущем интересе к вопросам безопасности. Один из «раскрученных мифов»: современные малолитражки не менее безопасны, нежели большие автомобили.
И в самом деле, так называемые международные краш-тесты EuroNCAP (Европейская программа оценки новых автомобилей), на которые так любят ссылаться в автосалонах, показывают, что многие «малыши» последних поколений заслуживают по безопасности максимальной оценки — пять звезд. Иными словами при ударе о неподвижное препятствие на скорости 56 километров в час (по правилам испытаний в столкновении непосредственно участвует только половина переда машины) новые малолитражки известных производителей не только сохраняют жизни своих пассажиров, но и позволяют им остаться целыми и невредимыми (к слову, после такой смоделированной аварии даже двери в пятизвездочных моделях не заклинивают, то есть водители и пассажиры могут выбраться из разбитого автомобиля без посторонней помощи).
Увы, покупателям маленьких автомобилей (а чаще всего это женщины), которые уверены, что защищены не хуже, чем в танке, не договаривают всю правду. Рейтинг EuroNCAP — это, если хотите, показатель конструктивного совершенства автомобиля с точки зрения пассивной безопасности. В реальной жизни столь же «безопасной», как на испытательном полигоне, маленькая машинка может быть лишь в случае, если столкнется с такой же «крохой», как она сама. Но попадись ей навстречу какой-нибудь джип угрожающих размеров, результаты будут самыми плачевными. Доказать этот факт и одновременно разрушить миф о безопасности малолитражек попытались недавно эксперты немецкого автомобильного союза ADAC. Они разыграли аварию двух автомобилей разных «весовых категорий», а именно: новенького Fiat 500 (признанного, к слову, автомобилем года в Европе), а также здоровенного внедорожника Audi Q7. Любопытно, что «немец» весом более двух тонн, в отличие от «итальянца» массой около 900 килограммов, получил лишь четыре звезды по безопасности.
Замедленный повтор во всех красках показывает, как внедорожник, словно ледокол, «съедает» капот Fiat, добирается до лобового стекла, разрывая его в нижней части. Водитель малолитражки не просто впрессовывается в переднее сиденье, он теряется в месиве из лопнувшей подушки, разлетающегося пластика и покореженного металла. Фиатовский аэрбег, кстати, не спасает голову водителя от удара о стойку лобового стекла. Чуть лучше дела обстоят у пассажира, ему повезло лишь в том, что удар пришелся на сторону водителя, иначе и для него исход аварии был бы летальным. Зона особого риска — колени. Здесь травмы и у водителя, и у пассажира серьезнейшие.
А вот в салоне внедорожника Audi риск получить травму минимальный. Все естественно, говорят эксперты, длинные, тяжелые, высокие автомобили (типа джипов) имеют колоссальные преимущества перед коротенькими, низенькими и легенькими. И никакие «звезды» здесь ничего не изменят. Так что не стоит себя обманывать. Выводы немцев подтвердили и российские специалисты, которые проводят регулярные испытания автомобилей производства СНГ и Китая. По словам россиян, если верить результатам краш-тестов, проведенных по международной методике, крохотный Daewoo Matiz узбекского производства формально в шесть раз безопаснее УАЗика с его допотопной конструкцией. Но в конечном счете после столкновения лоб в лоб больше пострадают пассажиры малолитражки. А вот в случаях, когда «весовые категории» не особенно отличаются, куда больше шансов выжить у пассажиров машин с более высоким уровнем безопасности. К слову, самым опасным автомобилем россияне признали вазовскую «семерку», которая на краш-тесте набрала за фронтальный удар ноль баллов из максимально возможных шестнадцати. Шансов выжить во время тестовой аварии нет ни у водителя, ни у пассажира. Для сравнения: вазовская «девятка» набрала четыре балла (хотя и в ней водитель получил смертельную травму головы). Немногим лучше дела у «десятки». А вот конкуренты российских моделей того же класса — Renault Simbol или Lanos — имеют уже вполне достойный уровень безопасности — 10-11 баллов.
Впрочем, предупреждают эксперты, даже в самом безопасном и большом автомобиле вы можете получить серьезные травмы. Причина — привычка разбрасывать по салону вещи. При ударе оставленный на заднем сиденье безобидный термос может превратиться в неуправляемую ракету, попадание которой в затылок водителя станет роковым. Поэтому, собираясь в дальнюю дорогу, не стоит забивать машину «под крышу». Тяжелые предметы специалисты советуют расположить как можно ниже. Все, что не поместилось в багажник, надо класть на пол — лучше у ног впереди сидящего пассажира. Это предпочтительнее и с точки зрения «развесовки». Лучшее место для аптечки и огнетушителя — под сиденьем водителя, в специальном креплении, а никак не на задней полке, которую, как показывают эксперименты, лучше вообще держать свободной.