Події

С крыши норвежской национальной оперы, дебаты о строительстве которой в парламенте шли… 120 лет, можно нырнуть прямо в море

0:00 — 6 серпня 2008 eye 292

Норвегия, граждане которой получают в месяц сумму, равнозначную 25-30 тысячам гривен, не стремится, в отличие от Украины, стать членом Европейского Союза

Норвегия вот уже многие годы занимает первые места в различных рейтингах самых богатых государств мира. Эта скандинавская страна знаменита не только самыми высокими в мире доходами на душу населения и своими социальными достижениями. Норвегия славится прежде всего своими фьордами — глубокими заливами Атлантического океана в скалах ледникового происхождения, образовавшимися миллионы лет назад в результате таяния и движения ледников. Спускаясь с гор, ледники оставляли на своем пути неповторимые ландшафты, создавали водопады, горные реки и наполняли ущелья кристально чистой водой. Норвежские фьорды признаны лучшим туристическим направлением среди 115 уголков мира по результатам исследования престижного журнала National Geographic, а также включены ЮНЕСКО в список мирового наследия человечества.

Так что поводов для посещения этой северной страны более чем достаточно.

Если норвежцам захочется отведать яблок со своего участка, им придется заплатить штраф

Прямого воздушного сообщения между Норвегией и Украиной, увы, нет. Перелет из Киева в Осло с промежуточной посадкой в одной из прибалтийских столиц занимает четыре-пять часов. Поскольку мы с женой вылетали и возвращались в середине недели, а также брали билеты заранее (так дешевле), то уложились примерно в 400 долларов на человека.

Интересно, что сами норвежцы прилетев на родину, первым делом направляются не в зал получения багажа, а в магазин беспошлинной торговли — за сигаретами и алкоголем. Здесь они дешевле. В Норвегии курение запрещено. Не курят ни в барах, ни в ресторанах, ни в общественном транспорте, ни в офисах. Кроме того, табак облагается большими налогами. В обычном киоске пачка «Мальборо» стоит на наши деньги гривен 60 (одна украинская гривня — это примерно одна норвежская крона). Что же касается вина и крепких спиртных напитков, то в Норвегии их нельзя приобрести в обычных магазинах и супермаркетах. Монополия на продажу алкоголя принадлежит специализированным государственным магазинам, которые есть только в крупных населенных пунктах.

Добраться из аэропорта в центр Осло нам помогла бывшая соотечественница. Оказалось, что иностранным туристам размещаться в поезде можно далеко не везде. Например, вагоны с надписью «М» предназначены исключительно для обладателей специальных абонементов. За порядком строго следят кондукторы. Проехать в поезде, равно как и в междугородном или городском автобусе (одна поездка в общественном транспорте стоит примерно 23 гривни), на чужом месте или без билета не получится. У кондуктора с собой всегда есть компьютерная распечатка: где и сколько было куплено билетов, кто и на каком месте должен сидеть.

Вообще, в Норвегии все работают на совесть, не только кондукторы. Как рассказала наша попутчица, минимальная почасовая оплата в стране — 112 гривен при продолжительности рабочего дня 7,5 часа. Таким образом, даже самый низкооплачиваемый норвежец зарабатывает около

800 гривен в день, а минимальной считается зарплата в 16 тысяч гривен. За такие деньги грех не стараться. Средней же считается зарплата в 25-30 тысяч гривен, что примерно в два раза больше, чем в большинстве стран Европейского Союза. Так что легко понять, почему Норвегия, в отличие от Украины, не стремится стать членом ЕС.

Главная проблема норвежского государства — как потратить доходы от продажи черного золота, чтобы не спровоцировать инфляцию. Имеющиеся богатства (денег в стране, как выразилась наша собеседница, хватит на три поколения вперед) делятся между различными слоями общества более или менее равномерно.

Нефтью владеет национальная нефтяная компания, в которой государству принадлежит 80 процентов акций.

Еще на одно достояние Норвегии — рыбу — существуют весьма жесткие квоты. Всем туристам, желающим ловить семгу или лосося, необходимо получить лицензию (ее стоимость — 210 гривен в год на одного человека и 340 гривен — на семью) и разрешение местного землевладельца (разумеется, за отдельную плату), а также ознакомиться с законами и правилами, касающимися рыболовства.

Один из самых необычных налогов, которые действуют в стране, это плата за использование земли в… сельскохозяйственных целях. Это означает, что если на участке растет яблоня, то хозяева не имеют права срывать и есть яблоки, иначе предстоит заплатить огромный штраф. Многие, тем не менее, рвут яблоки по ночам, причем отовсюду понемножку, чтобы с утра у яблони был такой вид, будто ночью ничего такого не произошло.

Хлеб в магазинах Норвегии нарезают тонкими ломтиками, а конфеты покупатели выбирают поштучно

На следующий день нам удалось увидеть тех, кто творит законы для почти пятимиллионной страны. Прогуливаясь около девяти часов утра по главной улице Осло, мы обратили внимание на мужчин и женщин с элегантными кожаными портфелями и папками, идущих пешком к стоящему на некотором возвышении скромному зданию. Как выяснилось, мы попали как раз к началу заседания стортинга — норвежского парламента, а люди, входящие через калитку внутрь никем не охраняемого здания, — депутаты парламента. Ни дорогих иномарок, ни армии депутатских помощников и охранников, ни полицейского оцепления вокруг здания нами замечено не было.

«Если власть имущие в Норвегии ведут себя столь скромно, то на что же тогда тратится национальное богатство?» — недоумевали мы, пока не подошли к только что построенному зданию Национальной оперы. Сразу и не поймешь, что больше напоминает это 32-метровое ультрасовременное здание: то ли горный ледник, то ли лыжный трамплин. Больше всего поражает воображение наклонная каменная крыша, составленная из 36 тысяч фрагментов, которая зрительно вырастает из воды, заполняющей фьорд. Эту крышу называют еще пятой стеной, по ней зрители могут, как по волшебному ковру, взобраться на самый верх театра и любоваться видом на город и Осло-фьорд. На крыше можно кататься на скейте, устраивать пикники и даже нырять отсюда в воду. Купальный сезон открывается уже при температуре в 14-16 градусов выше нуля.

Поскольку в Норвегии просто так и где попало не строят, парламентские дебаты о целесообразности возведения самого крупного в стране культурного центра растянулись на 120(!) лет. Об этом нам с гордостью сообщили на выставке, посвященной строительству. Само же здание, которое наверняка станет одной из главных европейских достопримечательностей, обошлось казне в 835 миллионов долларов.

В соответствии со скандинавскими традициями вход в Национальную оперу, но не на сами спектакли, бесплатный. Само же театральное действо зачастую начинается прямо на улице. Так, автору этих строк довелось пуститься в пляс с труппой артистов, переодетых в какие-то непонятные арестантские робы.

Внутреннее же убранство театра выполнено из натурального дерева, а сиденья обтянуты мягкой козьей кожей. Дизайн туалетных комнат напоминает ледниковые пещеры из скандинавских сказок.

Отдельно нужно сказать о ценах в этой северной стране, особенно на продукты питания. Буханка хлеба, например, стоит 35-40 гривен. Во всех магазинах есть хлеборезки, и покупатели нарезают хлеб тонкими ломтиками. Шоколадные конфеты из-за дороговизны также выбирают поштучно. Килограмм самого дешевого привозного, шведского, сыра стоит 66 гривен. Местные сыры значительно дороже — от 90 гривен. Кстати, только в Норвегии производится сладко-соленый сыр из козьего молока, по вкусу напоминающий нашу вареную сгущенку.

От 125 гривен начинаются цены на самый знаменитый норвежский продукт — копченый лосось. Бутылочка пива (0,33 литра) обойдется в 11 гривен, в кафе — в пять раз дороже. Полуторалитровая бутылка минеральной воды — от 15 гривен. Мясо, кроме оленины, сплошь импортное. На прилавках супермаркетов можно найти самые экзотические стейки — из мяса зебры, кенгуру, страуса стоимостью около 300 гривен за килограмм. Дешевле, чем в Украине, можно полакомиться лишь местным земляничным или клубничным вареньем: литровая банка обойдется в 20-25 гривен.

Простая жареная сосиска на улице стоит 40 гривен. Перекусить стандартным меню в «МакДоналдсе» обойдется в 85 гривен, обычной пиццей в кафе — в 95-100 гривен, спагетти — 150 гривен. Стоимость вторых блюд в ресторане начинается от 200 гривен.

Лекарства, парфюмерия и косметика в Норвегии стоят в полтора-два раза дороже, чем, скажем, во Франции. Одежду и обувь принято покупать на распродажах. Но даже уцененные тапочки из овечьей шерсти стоят 250 гривен, а необычайно теплый вязаный свитер со скидкой — от 650 до 900.

Местные жители специально ходят с рюкзаками и собирают в них тару, оставленную туристами

Гостиничный номер без особых излишеств, но с подогревом пола в ванной, каждый день облегчал наш семейный бюджет на тысячу гривен. Столько же (на одного человека) стоило 12-часовое путешествие из Осло в Берген по самому популярному среди туристов маршруту «Норвегия в миниатюре». Согласно путеводителям, это самая высокая железнодорожная трасса, проложенная между двумя европейскими городами (больше 1200 метров над уровнем моря).

Через четыре с половиной часа после отправления из Осло и не доехав примерно 250 километров до Бергена, мы вышли из комфортабельного современного вагона, чтобы пересесть в поезд конца 40-х годов прошлого века, который должен был провезти нас по знаменитой Фломской железной дороге, признанной шедевром мировой инженерной мысли. Строительство этой дороги продолжалось 20 лет — с 1923-го по 1943 год. Инженеры, изменив встретившееся по пути русло одной из рек, построили 20 тоннелей протяженностью шесть километров и проложили дорогу по крутым склонам, которая сейчас используется в основном в туристических целях.

И вот кондуктор в старинной форме приветствует пассажиров и сообщает, какие интересные места и красивые пейзажи мы будем проезжать, и с какой стороны их можно будет наблюдать. Мы, как и остальные пассажиры, то и дело перебегали от одного окна к другому, чтобы успеть сфотографировать очередное глубокое ущелье, горную вершину, излучину реки, живописный хутор или поворот дороги перед въездом в очередной туннель.

Но еще красивее и величественнее выглядит норвежская природа с палубы корабля, который уже ждет туристов. Двухчасовый круиз проходит через окруженный высокими горами самый узкий участок Согне-фьорда. Потрясают суровые скалы, нависающие над кораблем, чайки, выхватывающие хлеб прямо из рук. По склонам гор разбросаны старинные крошечные селения.

На пристани городка Гудванген в ожидании автобуса, который должен везти нас дальше по горному серпантину, мы зашли в сувенирный магазин. Цены опять же запредельные! Маленькая фигурка символа страны — тролля с длинными волосами из натуральной козьей шерсти, необычайно мягкой и теплой на ощупь, — стоит 170 гривен. Простенький магнит на холодильник — 35 гривен, а обычная открытка — 5.

Зато Норвегия — рай для покупателей, увлеченных домашним хозяйством. Один этаж в тамошних супермаркетах посвящен ванным комнатам, другой — кухням, третий — шторам. Льняная верхняя шторка (два метра в длину и полметра в ширину) для кухонного окна с народной вышивкой обошлась нам всего в 25 гривен, а небольшая прозрачная гардина модной расцветки, обработанная тесьмой для крючков и подшитая со всех сторон, — в 50 гривен. Ажурная отделочная тесьма и вовсе в пять гривен.

«А где же скатерти для круглого стола?» — с удивлением спросила жена у продавщицы. «У нас в Норвегии столы только длинные и прямоугольные, а скатерть потому и узкая, что кладется посередине. Такая традиция существует уже многие столетия», — последовал вежливый ответ.

Еще одна норвежская застольная традиция, на которую мы обратили внимание, — полное отсутствие в кафе и ресторанах какой-либо музыки. Это не значит, что норвежцы так любят тишину. Например, в нашем номере постоянно слышался барабанный бой. Служащие отеля рассказали, что издают эти звуки юные барабанщики, а первые их отряды появились еще в 50-е годы XIX в связи с разразившейся Крымской войной. Сегодня основная обязанность молодых барабанщиков, одетых в униформу, дополненную игрушечными ружьями, — достойно подготовиться к торжественному параду, ежегодно проводящемуся в День независимости Норвегии. У каждого отряда своя униформа и свои неписаные законы.

Коренной норвежец никогда не пройдет мимо брошенной бумажки или другого мусора — обязательно выбросит их в урну. Многие местные жители специально ходят с рюкзаками, собирая в них тару, оставленную туристами. И для экологии хорошо, и для себя — дополнительный заработок. За жестяные банки и стеклянные бутылки автоматы, установленные в каждом магазине, выплачивают одну гривню, а за пластиковые бутылки с закруткой — две с половиной гривни.