Уже вскоре миллионы украинцев, проживающих в многоэтажках, должны будут выбрать форму совместного управления своим домом. Ведь с 1 мая вступает в силу новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах». Жильцы смогут не только создавать объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), но и нанимать профессиональных управителей. Хотя пока что жэки продолжат выполнять привычные обязанности. Не менее важные изменения произойдут и в сфере назначения платы за жилищно-коммунальные услуги. О том, как это будет происходить, «ФАКТАМ» рассказал эксперт в сфере жилищно-коммунальных услуг, кандидат юридических наук, исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики Андрей Никончук.
— Каким теперь будет механизм начисления платы за отопление, водоснабжение?
— Сумму в платежке разделят на две части. Помимо стоимости отопления или воды по счетчику появится отдельная графа — так называемая абонплата, которая будет выделена из нынешнего тарифа. Причем этот платеж будет начисляться в любом случае, независимо от объемов потребления. Например, даже если люди были в отъезде и не пользовались водой.
Однако хочу пояснить читателям, что широко используемый термин «абонплата» на самом деле в законе называется «плата за абонентское обслуживание» или, иными словами, расходы на обеспечение процесса заключения договоров. Но суть нового платежа не меняется, поэтому для удобства мы будем использовать термин «абонплата».
Абонплата будет начисляться в том случае, если между поставщиком и потребителем заключен индивидуальный договор. Фактически это оплата за счет жильцов содержания всей абонентской службы поставляющей компании, призванной общаться с огромным количеством людей, с которыми будут заключены индивидуальные договоры.
Сразу хочу отметить, что новый Закон «О жилищно-коммунальных услугах» предусматривает две формы договорных взаимоотношений между жильцами многоквартирных домов и компаниями, предоставляющими им различные услуги. Это коллективный или индивидуальный договор.
Коллективное потребление или коллективный договор подразумевают, что подписантом со стороны потребителей могут быть: ОСМД, выбранный жильцами управитель либо управляющая компания. Если жильцы не создали ОСМД или не наняли управителя, то они будут обязаны заключать индивидуальные договоры с поставщиками воды и отопления. Прямые договора с поставщиками электроэнергии и газа существуют уже давно. Данный документ подписывается между каждым отдельным собственником квартиры или нежилого помещения, то есть потребителем и компанией — поставщиком услуги. Так вот, абонплата будет начисляться за услуги, предоставленные этой компанией конкретному потребителю на основании индивидуального договора.
Читайте также: «Нафтогаз» снизил стоимость газа для населения: названа новая цена
— Внедрение абонплаты обязательно или это на усмотрение поставщика услуг?
— Это будет обязательно. Причем независимо от формы взаимоотношений поставщика и потребителей.
— Допустим, общий счетчик тепла или воды есть в доме, а также индивидуальные счетчики есть в квартирах. Как теперь будет рассчитываться и начисляться плата?
— Кабинетом министров утверждена специальная методика расчетов платы за отопление и водоснабжение на 80 страницах. Она чрезвычайно сложная и непонятная даже для специалистов. Признаюсь, я в ней не смог досконально разобраться. Поэтому ответить на ваш вопрос и понятными словами объяснить, как будут проводится начисления, я пока не могу.
— То есть потребитель разобраться в методике начисления не сможет?
— Думаю, что пока нет. Возможно, появятся какие-то дополнительные разъяснения.
— А как тогда можно контролировать поставщика?
— Пока никак.
Читайте также: Пеня за долги по коммуналке, выплата «живых» субсидий и помощь ветеранам: что ждет Украину в мае
— То есть компании смогут устанавливать цену на воду и отопление какую захотят?
— Думаю, что так и будет. Я хочу, чтобы тот гений, который в Минрегионе все эти формулы придумал, вышел к людям, обратился в средства массовой информации и рассказал, как мне и вам это понять. А ведь порядок начисления платы — очень важный вопрос, касающийся практически каждого украинца.
— Допустим, жильцам выставили плату, а они с ней не согласны, они могут куда-то обращаться с жалобой?
— Еще 27 декабря 2018 года было принято постановление Кабмина, утвердившее новый порядок проверки качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг. Если ознакомиться с содержанием постановления, то становится понятно, что документ касается качества услуг отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации, вывоза мусора и, что самое главное, деятельности во всей этой инфраструктуре управителей. Потому что, в отличие от предыдущих аналогичных подзаконных актов, появилась норма о том, что потребитель может обращаться с требованием к поставщикам коммунальных услуг или к управителю, который может быть посредником между ним и этими поставщиками. Но только в том случае, если этот управитель был избран совладельцами жилого дома, с ним заключен договор и он получает плату за свою работу.
— Что изменилось в порядке составления акта и подачи жалобы на некачественную услугу.
— Такой механизм уже существует, и новое постановление на 95% эти механизмы сохраняет. Но некоторые важные дополнения все же внесены. В частности, уточнено, что если потребитель вызывает представителя поставщика услуги и тот не является, то человек сам может составить акт, но его должны подписать еще два потребителя, живущих в этом же доме. То есть должно быть не менее трех подписей. Раньше эта норма была прописана расплывчато, что создавало почву для двоякого трактования, чем и пользовались нерадивые поставщики услуг.
Также теперь указано четкое время, когда поставщик обязан проводить контрольные замеры, например горячей воды в кране. Это с 7 до 9 часов утра, либо с 19 до 22 часов вечером. То есть в периоды максимального потребления и нагрузки на систему. Раньше такой нормы не было, что позволяло поставщикам манипулировать.
— На практике поставщик сможет отключить должника от услуги, например, от водоснабжения, за долги, за что-то еще?
— По закону предусмотрена такая возможность, но технически это сделать вряд ли удастся. Если нет возможности индивидуального отключения конкретного должника, то он не имеет права отключать весь дом. Однако у поставщика есть другие механизмы воздействия.
В частности, если жильцы дома имеют с поставщиком индивидуальные договора, то вода или отопление поставляются до общедомового счетчика. Плата начисляется по показаниям этого прибора учета, то есть на весь дом. А значит если кто-то из жильцов не платит, то за него придется платить соседям. Иначе постепенно будет накапливаться общая задолженность дома, которая может стать поводом для отключения всего строения.
И наличие квартирных счетчиков вряд ли спасет ситуацию. Потому что поставщик скажет: а меня не интересует, куда делась эта вода, я вам поставил по счетчику 100% процентов, а совокупность ваших индивидуальных счетчиков — 95%. Почему? Потому что кто-то из вас украл, кто-то из вас поставил магниты, кто-то из вас не вовремя передал показания, поэтому я все это раскину на тех, кто заплатил, кто вовремя передал показания и по этим показаниям я раскину на них общее потребление. А те, кто не платит, кто не передает показания, кто не пускают к себе инспекторов — они будут головной болью соседей, тех, кто добросовестно платит. Воспитывайте их все вместе, коллективно, уговаривайте, подавайте в суд. Решайте вопрос сами. Вот так скажет поставщик.
Читайте также: Должники по кредитам или «коммуналке» смогут объявить себя банкротами: как это делается
— А, допустим, в условиях, когда в доме есть управитель, и кто-то имеет долги перед поставщиком, то есть не платит, как эти вопросы будут решаться?
— Тогда воспитательным процессом будет заниматься управитель.
— А какие он имеет меры воздействия по закону?
— Никаких.
— То есть уговаривать?
— Да, уговаривать. Содействовать процессу рождения гражданского общества в отдельно взятом доме, когда все должны понимать, что все они в одной лодке и что если кто-то из них ворует, то ворует это у вас, у соседей, ворует у тех, кто своевременно платит и таким образом поддерживает работоспособность системы. А тот, кто не платит — тот наживается на общем благе и как бы кредитует свои финансовые возможности за счет финансовых возможностей своих соседей, добросовестных плательщиков.
— Но ведь есть штрафные санкции, которые поставщик теперь имеет право накладывать на неплательщиков.
— Да, есть пеня за несвоевременную оплату. По закону она составляет 0,01% за каждый день просрочки платежа. То есть 3,65% в год. Вряд ли такая пеня вразумит злостного неплательщика. Но опять же, эта пеня не автоматическая — эта пеня договорная. В договоре с поставщиком или управителем такая возможность должна быть прописана, — подытожил Андрей Никончук.
Стоит напомнить, что новый закон дает возможность людям по-новому управлять многоэтажным домом, выбрав управителя, который станет профессиональным посредником в решении проблем, возникающих у людей в жилищно-коммунальной сфере. Но за это ему нужно будет платить. Перед людьми стоит выбор: либо решать все вопросы самим, либо доверить это специалисту, который будет получать за это зарплату.
Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»