В Испании провели Гран-при Европы по автогонкам в классе «Формула-1»
Вообще-то человеку, далекому от увлечения автоспортом, объяснить привлекательность гонок знаменитой «Формулы-1» достаточно сложно. Ну какая там привлекательность, если одинаково одетых пилотов сажают в почти одинаковые машины (которые называются тут болидами) — и запускают по ровной асфальтированной трассе накручивать круги! Можете себе представить созерцание такого удовольствия — двадцать практически одинаковых машин (ну разве что разукрашенных по-разному) по одной и той же дистанции несутся на бешеной скорости (до 300 километров в час!), преодолевая одни и те же изгибы и повороты дистанции?! Обогнать пилота, идущего со старта впереди, во время гонки практически невозможно. Вот и приходится значительно разнообразить впечатления от монотонно проносящихся перед тобой болидов ожиданием чего-нибудь экстраординарного типа (не дай Бог, конечно) столкновения двух и более машин, воспламенения двигателя у кого-либо из гонщиков или банальной ошибки команды, заправляющей болид во время гонки (нередко со сменой нескольких колес) не за привычные 5-7 секунд, а за целую треть минуты, что тут же может отбросить гонщика в список аутсайдеров.
Сразу замечу, что «Формула-1» изнутри выглядит совсем иначе. И понимать это начинаешь, не только узнав, что бюджеты целого ряда команд приближаются почти к полумиллиарду(!) долларов в год, а гонорар звездных пилотов составляет десятки миллионов долларов. Не одними, пусть даже столь потрясающими, суммами будоражит воображение любителей этого вида спорта фантастический мир «Формулы-1». Фантастический, должен признать, в полном смысле слова.
Судите сами. Прошедшая в минувший уик-энд в испанской Валенсии гонка на Кубок Европы впервые прописалась на новой трассе, созданной буквально в течение нескольких месяцев. Еще недавно на этом месте прекрасного средиземноморского города была шикарная набережная с огромными павильонами рыбного рынка, примыкающими к морскому порту. К моменту начала квалификационных заездов, предшествующих проведению очередного этапа «Формулы-1», здесь вырос целый суперсовременный город — с трибунами для 35-40 тысяч зрителей, с длинными улицами торговых павильонов и питейных заведений и, главное, со сказочно красивыми кварталами современнейших передвижных домов. Они так и называются — «моторхаузами». Эти яркие автобусно-транспортные конструкции каждая команда, как невероятно большущая улитка, перевозит с собой, путешествуя по всему миру. Словно волшебные конструкторы, эти мобильные фрагменты монтируются друг с другом, создавая отдельно стоящее здание с целым комплексом помещений, столь необходимых членам команды во время подготовки и проведения гонки, — барами, ресторанами закрытого типа, душевыми, комнатами отдыха, массажными кабинетами и небольшими конференц-залами.
Ажиотаж среди болельщиков накануне гонки был небывалым. Билеты на обычную трибуну — под палящим солнцем, с невероятным испытанием для человеческих ушей, буквально разрываемых на мелкие кусочки ревом проносящихся по трассе болидов — стоили порядка 270-500 евро (приблизительно 2000-3500 гривен). Ну а уж специальные «пакеты» на трибуны с повышенными удобствами в виде дополнительного телевизионного экрана, бесплатного бара с прохладительными напитками и возможностью сфотографироваться с кем-либо из пилотов «Формулы-1» стоили 1900 евро (почти тринадцать тысяч гривен!). И, представьте себе, к началу основной гонки на второй день соревнований ни одного свободного билета ни на обычных трибунах, ни на специальных трибунах практически не было!
Более того. Поскольку некоторые изгибы гоночной трассы пролегали по самому берегу моря, с палуб стоявших в порту на якоре океанских лайнеров и шикарных белоснежных яхт за гонкой наблюдали еще сотни, если не тысячи, неучтенных организаторами соревнований зрителей. Кстати, зрители на гонках «Формулы-1» — вопрос особый. Одни, фанатично следящие за этим видом спорта и буквально сходящие с ума от всего лишь упоминания имени любимого пилота, путешествуют по всему миру, стараясь не пропускать ни одного этапа «Формулы-1». Другие, не способные позволить себе жить и зарабатывать деньги только на это увлечение, как правило, один-два раза в году, собрав приличную компанию друзей, на машинах добираются до места очередного этапа — только для того, чтобы несколько дней пожить в атмосфере небывалого праздника, попить с друзьями пива, повеселиться вечерком, а днем во время гонки пострадать на жутком солнцепеке, наслаждаясь надрывным ревом болидов, созерцанием полуобнаженных тел прекрасных болельщиц и снова спасая свою душу, испепеленную солнцем и любовью к «Формуле-1», десятком бокалов холодного испанского (или голландского) пива.
Есть еще одна категория фанатов, видеть которых лично мне пришлось впервые. Они всю ночь (под дождем!) и весь день (уже без дождя, но на жгучем солнце) дежурили у входа нашей гостиницы, где проживали и их кумиры. В одной лишь надежде заполучить автограф или просто даже на минуту увидеть, подышать одним воздухом со своим героем, посмотреть ему вслед, чтобы потом целый год рассказывать на работе и дома, какой он чудный, какой неповторимый и какой желанный. Как вы понимаете, большинство таких страдальцев относилось к женскому полу.
Правда, в этот раз любимцу испанской публики и лидеру «нашей» команды «ING Renault» Фернандо Алонсо катастрофически не повезло. Сначала и ему, и его партнеру по команде Нельсону Пике не удалось «забронировать» для себя выгодные места на старте основной гонки. Затем, уже во время гонки, из-за поломки машины Алонсо вообще вынужден был покинуть трассу соревнований. Не добился особых успехов и Пике, финишировавший лишь 11-м с отставанием от победившего в гонке бразильца Фелиппе Массы из команды «Феррари» на полторы минуты. Впрочем, не повезло в этот день и другому лидеру «Феррари» — финну Кими Райкконену. Первая беда с ним приключилась во время дозаправки машины, когда гонщик, не дождавшись условного сигнала, так рванул с места, что травмировал ногу одного из механиков команды. Затем публика громко ахнула, заметив машину Райкконена, внезапно охваченную белым дымом. Пришлось финну через 45(!) кругов гонки, оставив заглушенный болид в одном из безопасных «карманов» трассы, пешком топать к своему «моторхаузу».
Призерами валенсийского этапа «Формулы-1», кроме бразильца Фелиппе Массы, стали также англичанин Льюис Хэмилтон из команды «McLAREN-MERSEDES» и польский гонщик Роберт Кубица из «BMW-SAUBER». Кстати, успешно выступающий в этом сезоне Кубица в общем зачете пилотов лишь на 2 минуты отстает от Райкконена, занимающего третью позицию. А лидируют по-прежнему Хэмилтон и Масса. В Кубке конструкторов на первом месте остается команда «Феррари». Популярная же в Испании команда «ING RENAULT» пока занимает пятое место.
За несколько дней пребывания на этапе «Формулы-1» Мочанов так нагрузил нас своими историями об автоспорте, что мы даже в полной мере не смогли оценить, сколь по-настоящему редким был наш комментатор. Только вернувшись в Киев, мы узнали о том, что Алексей, по версии авторитетного немецкого издания «Auto Bild», вошел в число самых успешных автогонщиков в Европе. И это, заметьте, скромный парень из Украины, где найти спонсорские деньги на развитие автоспорта так же сложно, как отыскать следы цивилизации на спутнике Марса.
Конечно же, хочется верить, что когда-нибудь придет время и Украина сможет создавать свои трассы для профессиональных автогонок. И не только, кстати говоря, автогонок. Просто, может быть, когда-нибудь и в нашей стране наступит время профессионалов-умельцев, а не профессиональных политиков-болтунов, судя по всему, застолбивших за собой право отметить нынешний этап развития державы своим феноменальным словоблудием. Впрочем, о политике — ни слова
Эксклюзивный фоторепортаж с этапа «Формулы-1» — Гран-при Европы, который завершился в испанской Валенсии, смотрите в понедельник в цветном еженедельнике «СОБЫТИЯ» (»ФАКТЫ» по понедельникам).