Події

«обе пули так и остались в голове у женщины, но не представляют опасности для ее жизни. Это чудо, что она ушла из больницы своими ногами», -

0:00 — 29 серпня 2008 eye 361

говорят врачи, спасшие пожилую жительницу Бахмача, которую пытался убить ее 70-летний сосед. Несмотря на протесты следствия и районной прокуратуры, суд выпустил обвиняемого под залог

В то, что 68-летняя Вера Васильевна Евтух останется жива, не верил никто. Три прицельных выстрела в лицо из четырехствольного травматического пистолета «Оса-Лазер» пулями 18-го калибра… Стрелял неудавшийся убийца почти в упор, стоя в метре от жертвы. Теперь его ждет от семи до двенадцати лет тюрьмы. А бабушка Вера вынужденно носит в своей голове две пули длиной по 25 миллиметров, с трудом ест, тяжело дышит и с каждым днем все хуже видит. Но самое ужасное, что причина «разборок» оказалась самой что ни на есть банальной: спор о том, кто должен закопать вырытую под газ траншею в переулке…

«Он от зависти все время норовил то скандал учинить, то пакость сделать»

Переулок Достоевского в райцентре Бахмач Черниговской области одним своим названием напоминает о корыстном убийстве старушки-процентщицы из «Преступления и наказания». Маленькие домики с прохудившимися крышами, ветхие заборы, разделенные узенькой незаасфальтированной дорогой… Именно эта проселочная грунтовка и стала камнем преткновения для Веры Евтух и ее соседа, 70-летнего Владимира Ковтуна (имя и фамилия обвиняемого изменены).

 — Володя ко мне придирается уже много лет, — рассказывает «ФАКТАМ» Вера Васильевна, активная, несмотря на преклонный возраст, женщина отныне с изуродованным, перекошенным лицом и перебитым носом.  — А все зависть! Дело ведь в том, что, когда я выучилась на кондитера и была направлена в Бахмач на работу, мы с мужем жили у хозяев, своей хаты не было. Но они добрые были. Как умирали, разрешили нам тут строиться, вот мы и домик выгнали, и хозяйство завели: свинку, козочку, кроликов, кур пару десятков. Жили как люди, двух дочек растили, а потом и легковушку купили. Для соседа наше благополучие было, как нож в сердце. Он постоянно приходил скандалить. То кричал, что из-за удобрения от наших животных всей улице дышать нечем. Хотя перегной, как перегной. У каждого во дворе такой. Потом возмущался, что наши курочки бегают не там, где ему хочется. Только дальше нашего забора ни одна из них не забегала. А то и вовсе делал какие-то пакости исподтишка. Например, начнутся дожди — сосед возьмет и окопает свой забор, засыплет горой щебня. А зачем? Чтобы вся вода с дороги по наклонной стекала к нам во двор, а не в землю впитывалась. Или проедет возле нашей калитки на своем тяжеленном грузовике «Колхида», чтобы грунтовку размыло и мы не смогли никуда выехать на машине. И мы, и наши соседи просили его не делать этого. Все без толку, только матом обложит с головы до ног и снова за свое.

Последней каплей в череде соседских скандалов стала дорога. В переулке как раз проводили газ, строители вырыли посредине траншею, проложили трубы. А засыпать землей должны были местные жители. Люди решили сделать по-честному: каждая семья забросает щебнем и песком канаву напротив собственного забора с одной стороны, а их соседи напротив — с другой. С заданием все справились, яма осталась только между хатами Веры Васильевны и Владимира Михайловича.

 — Я его столько раз просил: «Вова, забросай канаву землей!» — сокрушается муж бабушки Веры, Андрей Николаевич.  — Мы-то на своей половине все сделали! Но он отмахивался, а то и грубил. В конце концов, сосед сказал, что закапывать его часть траншеи должны мы. Бог с ним, мы так мы. Только бы не связываться.

 — Тогда мужа как раз не было дома, — волнуясь, вспоминает Вера Васильевна.  — Я взяла лопатку, хотела немножко забросать яму песком. Но побоялась идти одна, позвала с собой знакомую. И, как оказалось, не зря! Только начала работать, как выскочил Владимир, выхватил из моих рук лопату и заорал: «Я тебя сейчас прикончу, поняла? Твоя голова в этой канаве и останется!» Соседка, которая со мной стояла, перепугалась, стала его успокаивать, мол, дядя Вова, утихомирьтесь! В общем, скандал был жуткий…

 — Но в тот раз на этом все и закончилось! — добавляет Андрей Николаевич.  — Потом целую неделю — никаких претензий, разборок и криков. Как говорится, ни слуху ни духу. Оказывается, все это время он обдумывал, как Веру жизни лишить!

«Я почувствовала, что глаза заливает кровь, упала и потеряла сознание»

Как следует из материалов уголовного дела, возбужденного Бахмачским РОВД против гражданина Ковтуна, 15 июля в 9. 40 утра он, «пребывая в состоянии алкогольного опьянения, на почве неприязненных отношений к соседке Евтух умышленно нанес ей в голову с близкого расстояния четыре выстрела из пистолета травматического действия «Оса-Лазер», чем нанес потерпевшей телесные повреждения в виде трех проникающих пулевых ранений головы… »

 — Стояла себе во дворе возле рукомойника, мыла зеленый лучок, — вспоминает тот день Вера Васильевна.  — Муж был на кухне. Я увидела, как в калитку входит Владимир, и крикнула: «Андрей, выйди, к тебе сосед пришел!» Тот быстрым шагом подошел ко мне и прошипел: «Я не к Андрею, я к тебе!» Быстро поднял руку с пистолетом, я даже ничего не успела сообразить! Почувствовала только, что глаза заливает кровь, упала и потеряла сознание.

 — Я услышал несколько оглушительных выстрелов подряд, — рассказывает Андрей Николаевич, — выбежал, увидел, что Вера упала, а Вова стоит над ней с револьвером. Подскочил, ударил его по руке, закричал: «Что ты делаешь?» — и бросился к жене посмотреть, жива ли она. А тот быстренько выскочил в калитку. Времени догонять его у меня не было, я кинулся вызывать «скорую» и милицию.

Подоспевшая к месту происшествия бригада врачей увезла пострадавшую в районную больницу. Неизвестно, спасли бы местные доктора умирающую бабушку, но ее дочь, сама медработник с многолетним стажем, настояла, чтобы маму оперировали в Чернигове.

 — Вера Васильевна поступила к нам в тяжелейшем

состоянии, — сообщил «ФАКТАМ» заведующий отделением нейрохирургии Черниговской областной больницы Геннадий Дубина.  — Правого глаза нет, нос раздроблен на множество осколков, возле переносицы огромное отверстие: ведь пуля была длиной два с половиной сантиметра и диаметром около полутора! Обе пули остались в голове у пострадавшей. В таком состоянии, как сейчас, они не представляют опасности для жизни, а операция по их удалению сопряжена с огромным риском. Кстати, одна из пуль находится у основания черепа, очень близко к первому позвонку, так называемому атланту. Еще бы миллиметр — и у больной был бы перебит позвоночник, что неминуемо привело бы к летальному исходу. Да вообще, то, что наша пациентка осталась жива, — это чудо. С таким огнестрельным ранением в голову остаться не парализованной, жизнедеятельной и вполне адекватной, уйти из больницы своими ногами! Такой случай в моей практике происходит впервые.

Сама Вера Васильевна не вполне довольна своим состоянием. Она не привыкла сидеть без дела, а наклоняться на огороде или ухаживать за скотиной ей настрого запретили.

 — У меня ощущение, что в носу как кирпичами все забито, — жалуется пожилая женщина.  — Ослепла на один глаз, да и второй с каждым днем видит все хуже и хуже. Нижнюю челюсть совсем не чувствую, зубы между собой не соединяются, а кушать не получается совсем: только укушу что-то твердое — чувствую адскую боль. За что мне это на старости лет? Но все равно каждый день благодарю Бога, что жива осталась. Врачи говорят: в рубашке родилась.

«Этот нелюдь ни перед чем не остановится и добьет меня!»

В том, что Вере Евтух повезло, не сомневаются и сотрудники Бахмачского райотдела милиции. По словам старшего следователя Владимира Шевченко, если бы убийца с такого расстояния стрелял из ружья или револьвера, шансы жертвы выжить были бы равны нулю. А в «Осе» пули, несмотря на большой калибр, имеют специфическую форму. Благодаря имеющейся в пуле «перепонке», она, попав в голову, не прошла навылет и пострадавшая не умерла от потери крови.

 — Когда в дежурную часть поступило сообщение о том, что гражданин Ковтун стрелял в свою соседку, мы немедленно выехали на место происшествия, — рассказал «ФАКТАМ» Владимир Шевченко.  — Подозреваемый был задержан у себя дома, не скрывался и не отрицал, что стрелял. Хотя впоследствии начал говорить, мол, был уверен, что пистолет газовый, и хотел просто напугать соседку. На момент происшествия Ковтун был в состоянии алкогольного опьянения и воспользовался оружием, принадлежащим его сыну, которого в то время не было дома. Сейчас проводятся необходимые экспертизы. Против Ковтуна возбуждено уголовное дело. За попытку убийства ему грозит от семи до пятнадцати лет лишения свободы.

Несколько недель неудавшийся убийца провел под стражей, но в конце июля был выпущен под залог в семнадцать тысяч гривен. Прокуратура немедленно подала апелляцию о недопустимости такой меры пресечения, однако Черниговский апелляционный суд оставил свое решение без изменений.

 — Людей за гораздо менее тяжкие преступления, такие как, например, воровство, держат под стражей — говорит Вера Васильевна.  — А тут выпустили на свободу человека, который пытался меня убить, и он постоянно находится бок о бок со мной! Этот нелюдь ни перед чем не остановится и добьет меня.

По закону, обвиняемому, выпущенному под залог, разъясняется, что он обязан не отлучаться с постоянного места жительства без разрешения следствия или суда и являться по первому же требованию следствия в органы дознания. В случае нарушения этих правил сумма залога переводится в пользу государства. Только как все это может обезопасить несчастную женщину, вынужденную жить в постоянном страхе?