Події

«собачка ко мне под одеяло пришла и спаслась. Кошка выжила. Про котят не знаю… Про папу тоже… »

0:00 — 30 серпня 2008 eye 634

Девятилетний житель Донецкой области чудом остался жив после того, как сторожку, в которой он находился с родителями и младшей сестрой, подожгли. Теперь мальчик — круглый сирота

В поселке Балаган Красноармейского района Донецкой области утром в минувшую субботу запылала сторожка в дачном кооперативе. Как выяснилось, в объятой пламенем железной будке были люди — двое взрослых и двое детей. Шансов спастись у них было мало: будку заперли снаружи…

«Все работают, а они пьют и деньги получают»

Как рассказал начальник отдела по связям с общественностью ГУ МВД Украины в Донецкой области Игорь Демин, ранним утром 23 августа в Красноармейский городской отдел милиции от местных жителей поступило сообщение о том, что в дачном кооперативе близ хутора горит сторожка. Следственно-оперативной группе, выехавшей на место пожара, сразу стало ясно, что это поджог. Как было установлено, в сгоревшей будке временно проживали двое взрослых, гражданские супруги, и их двое детей — сын девяти лет и восьмилетняя дочь. Взрослые занимались охраной дачного кооператива, дети жили с ними в сторожке — до начала занятий в школе.

Чудом выживший девятилетний Андрейка пояснил милиции, что вся семья еще спала, когда кто-то поджег их вагончик. Двери в помещение оказались запертыми снаружи. Кто-то плеснул на сторожку бензином, подложил под дверь транспортерную ленту и автомобильные скаты, которые тоже полил бензином, и поджег. Огонь внутрь помещения не проник, но запертые люди оказались, как в газовой камере: они умерли от отравления продуктами горения, в том числе угарным газом, который потянулся через щель в двери. В этой железной «духовке» (будка была без окон) погибли мама мальчика и младшая сестренка. Отец семейства дожил лишь до приезда спасателей: по пути в больницу 34-летний мужчина скончался. Выжил лишь мальчик, и, к счастью, он не получил ожогов. Проведенными следственно-оперативными мероприятиями установлен круг лиц, подозреваемых в этом страшном преступлении.

Следователь следственного управления ГУ МВД Украины в Донецкой области Алексей Носаль сообщил, что пожарным, чтобы проникнуть в помещение, пришлось сбивать навесной замок. Возле будки были обнаружены обгоревшие автомобильные скаты и транспортерная лента. Кроме мальчика, выжили в этой «душегубке» собачка и кошка с двумя котятами. Задержанный в тот же день 24-летний подозреваемый, по месту жительства которого изъяли емкость с бензином (ее он предположительно использовал для разжигания огня), сначала признался, что это он поджег сторожку — из-за неприязненных отношений с главой поселившегося там семейства. Но потом отказался от своих показаний.

 — Показания парень изменил, но, даже изначально сознавшись в поджоге, настаивал, что устроил пожар исключительно с целью порчи имущества — якобы он не знал, что там есть люди, — рассказал исполняющий обязанности начальника Красноармейского горотдела милиции Андрей Епур.  — Семейство сторожа, дескать, раздражало его своими постоянными пьянками. С его точки зрения, это было несправедливо, что они пьют, а деньги за охрану дач получают. Подозреваемый твердит, что хотел уничтожить лишь временный приют раздражавших его пьяниц — металлическую будку-сторожку, которую они заняли на лето. Район был шокирован произошедшим.

По словам Андрея Епура, арестованный поведал, что всю ночь он пил, а утром отправился поджигать вагончик.

 — Я решил, сколько они уже тут будут бомжевать? — говорил задержанный на первом допросе.  — Все работают. А они пьют, не работают, а деньги получают! Надо эту будку спалить, чтобы они ушли оттуда. Когда я пришел к будке, там никого не было. Дверь была заперта на винтовой замок. Наверное, они ушли. Я стучал! Никто не отозвался.

В ту ночь в сторожке спали пятеро человек, однако гость — местный житель, трудящийся грузчиком в соседнем городе Димитрово, примерно за полчаса до ЧП отправился на работу.

Пожарные прибыли к будке в 6. 45. А уже в 7. 15 сообщили милиции, что огонь потушен и из помещения извлечены два тела: 32-летней женщины и ее восьмилетней дочери.

«Мама и сестра пытались дверь открыть — не получилось»

Сейчас эксперты и следователи уточняют картину страшного преступления. Я, побывав на месте трагедии, усомнилась в том, что поджигатель не догадывался о присутствии людей в сторожке.

 — Смотрите, будку невозможно запереть изнутри, — продемонстрировал замок председатель дачного кооператива Михаил Таран.  — И на винтовой замок, который тоже снаружи, мы сторожку запирали лишь тогда, когда в ней никто не жил. Когда тут поселился наш новый сторож с семьей, то, уходя, он вешал на дверь навесной замочек — на цепочке. Дежурил Сергей днем, а ночью он с семьей спал. Да и куда могли уйти ночью люди с детьми?

По словам Михаила Ивановича, Сергей устроился стеречь дачи первого июня, а уже в середине месяца попросился жить в сторожке всей семьей. Председатель кооператива не возражал. «Я, если приезжаю сюда, так в будке той и не сижу — там такая духота летом. Пусть люди живут, если хотят. Кому они мешают?» — рассудил председатель, пожалев несчастное семейство.

Новый сторож честно признался, что переселяется на новое место из-за конфликта с соседями. Ни для кого не было секретом, что гражданские супруги, ныне покойные Сергей и Марина, любили выпить и не имели постоянной работы. Систематическое безденежье в свое время заставило их продать квартиру в Донецке и перебраться вместе с детьми в Димитрово — небольшой городок на окраине Донетчины. Здесь они купили трехкомнатную квартиру, наконец отправили детей-погодков в первый класс.

Но и на новом месте жизнь потекла по-старому. В начале июня выпивший Сергей уснул с непотушенной сигаретой, и под ним загорелся матрас. Когда у мужчины «запекло» в боку, он проснулся, выбросил тлеющий матрас на лоджию и пошел досыпать в другую комнату. Матрас же разгорелся с новой силой. Сгорели комната и лоджия. Более того, пламя перекинулось и на лоджию соседей…

Разумеется, потушив пожар, сосед потребовал от переселенцев из Донецка компенсацию за причиненный ему ущерб. Платить виновникам происшествия было нечем. Вот они и решили спрятаться подальше — на дачах.

Правда, обиженный сосед их не разыскивал: вероятно, понял, что даже через суд никакого возмещения от нищей семейки не добьется.

Удобств в тесной будке, в которой раньше явно возили хлеб, не было никаких — диван, кровать и тумбочка. Потому еду сыну и дочке родители готовили на костре. Купаться бегали к ручью, для стирки принесли ведро. Как бы там взрослые ни выпивали, а о детях своих, как могли, заботились. По словам дачников и жителей ближайшего хутора, семейство никому не мешало. На смене Сергея краж на дачах не наблюдалось. А что еще нужно дачникам от сторожа? Раздражали своим образом жизни супруги лишь одного местного жителя, который частенько приезжал на территорию дач — катал жену на мотоцикле. «Я тружусь в поте лица на нескольких работах, а люди бездельничают, да еще и деньги им платят!» — возмущался парень.

Однако денег у семьи сторожа было в обрез: за охрану из взносов дачников ему платили лишь 400 гривен в месяц. Больше Сергей нигде не работал. Благо, в Димитрово к новоселам прибился разведенный молодой человек. Этот сердобольный паренек работает на рынке грузчиком. Его заработок позволял и себя кормить, и своих новых знакомцев угощать. Особенно радовались другу семьи дети: он носил им гостинцы, приводил с собой свою забавную собачонку Лиску, и все вместе они гуляли у ручья, пока родители ребятишек совершали обход вверенной им территории кооператива. «Если бы их приятель к моменту поджога не ушел на работу, может, семья бы и спаслась. В будке кувалда была. Вдвоем мужчины двери выбили бы», — говорят дачники.

Как именно произошел поджог, никто не видел. Но ясно одно: умирали люди мучительно.

 — Я проснулся, потому что стало жарко, дым повалил и нечем было дышать, — вспоминает девятилетний Андрейка, с которым удалось пообщаться в больнице.  — Мама и сестра пытались дверь открыть — не получилось. Окон у нас нет, а дверь кто-то запер снаружи. Папа тоже упал и больше не поднимался. К нам стала стучаться соседка (ее дом расположен на хуторе — метрах в 200 от дач.  — Авт. ). Она, наверное, заметила, что мы горим. Стучится и кричит: «Откройте дверь!» А я в ответ: «Дверь закрыта снаружи на замок!» Она, наверное, и позвала пожарных. Я сел в уголок, укутался в одеяло с головой и собачку Лиску укутал — она пришла ко мне под одеяло. Руками закрыл нос. Вот так дышал, — показывает мальчик.  — Я видел, что кошка выжила. Может, и котята выжили? А то жалко их — они уже глазки стали открывать! А мама и моя сестра Катя — не выжили. Когда пожарные взломали дверь, я закричал: «Помогите!» — и меня спасли. Нас с папой повезли в больницу. Я не знаю, папа выжил или нет. А больше у меня никого нет…

Поджигатель полностью уничтожил семью мальчика. Сейчас решается вопрос о помещении ребенка в детдом. Впрочем, свою семью задержанный 24-летний парень тоже осиротил.

 — Я с подозреваемым мало знаком, но видел, что у него есть жена и дочка — годика четыре ей, — рассказал председатель кооператива.  — Очень неуравновешенный парень. А что у него за ссора с Сергеем вышла, точно не знаю.

Суть конфликта сейчас уточняет следствие. В милиции подтвердили, что подозреваемый парень — «быстро воспламеняющийся». Привлекался к уголовной ответственности за хулиганство — учинил драку на дискотеке. И поджог в его послужном списке уже был: на почве разногласий сжег соседу входную дверь в квартиру. Но тогда по малозначительности ущерба дело об умышленной порче чужого имущества было прекращено.

Теперь действия задержанного квалифицируются как умышленное убийство с особой жестокостью нескольких лиц, в том числе и несовершеннолетнего ребенка. Ему грозит от 12 лет тюрьмы до пожизненного заключения.