Україна

Теперь компенсацию будут выплачивать не только за разрушенные во время наводнения хозяйственные постройки, но и за дачные домики

0:00 — 2 вересня 2008 eye 508

Правительство внесло изменения в порядок начисления помощи семьям, пострадавшим от стихийного бедствия в западных областях Украины

Такое у нас в стране бывает часто: людям пообещали одни суммы компенсации, а утвердили другие. Но в данном случае с компенсационными выплатами все произошло достаточно неожиданно — в итоговом варианте, утвержденном постановлением правительства, размеры помощи оказались… больше, чем было обещано. В том, что и как увеличено, «ФАКТАМ» помогла разобраться министр труда и социальной политики Украины Людмила Денисова.

Авансовый платеж увеличен для пострадавших первой категории до 100 тысяч гривен

Напомним, что пострадавшие от стихии люди были разделены на три категории.

Первая: семьи, чьи дом или квартира разрушены либо не могут быть восстановлены. К этой категории относятся и те, кто подлежит отселению из-за того, что их жилье расположено в зоне повышенного риска: поврежденный жилой дом может быть в ближайшее время подтоплен или разрушен вследствие сдвига грунта.

Вторая: семьи, чей дом или квартира подлежат капитальному ремонту. То есть жилье имеет существенные повреждения: испорчены полы, оконные и дверные блоки, внутридомовые сети газо-, водо-, электроснабжения, отслоилась внешняя и внутренняя штукатурка и так далее.

Третья: семьи, чей дом подлежит текущему ремонту, или те, чье имущество было утеряно.

Семьи относят к той или иной категории пострадавших местные органы власти на основании выводов специальных комиссий. Соответственно, сумма, которую пострадавшим выплатит государство, зависит от того, к какой именно категории их отнесли.

Что же изменилось? Для начала отметим, что выплаты будут производиться не в три, а в четыре этапа. И авансовые платежи для пострадавших первой и второй категорий в итоге увеличатся.

Первая выплата — первый авансовый платеж из средств Резервного фонда. Эти суммы начали выдавать сразу же после того, как произошло стихийное бедствие. Они составляли:

для первой категории — 5000 гривен;

для второй категории — 2500 гривен;

для третьей категории — 1000 гривен.

Вторая выплата — второй авансовый платеж, уже обеспеченный средствами из Госбюджета. Эти суммы в настоящее время выплачиваются, и их размеры составляют:

для первой категории — 50 тысяч гривен;

для второй категории — 20 тысяч гривен;

для третьей категории — 5 тысяч гривен.

При этом если первый авансовый платеж уже был получен, то второй авансовый платеж уменьшается на соответствующую сумму. Например, семья была отнесена ко второй категории пострадавших и уже

получила 2500 гривен. Тогда из второго авансового платежа (20 тысяч гривен) вычтут уже выданные 2500, и семья получит 17 тысяч 500 гривен. В то же время отметим, что возвращать ранее полученные средства первого транша не нужно.

А вот третья выплата появилась в итоге последнего решения. Это — последний авансовый платеж, который был увеличен для двух категорий:

для первой категории — до 100 тысяч гривен;

для второй категории — до 30 тысяч гривен.

Это не значит, что пострадавшим, отнесенным к первой категории, дополнительно выплатят еще 100 тысяч гривен, а ко второй — 30 тысяч гривен. Это значит, что если семья уже получила первый и второй платежи, то во время третьего им просто доплатят до положенной суммы. Например, семья, отнесенная к первой категории, уже получила 50 тысяч гривен двумя траншами. Значит, ей доплатят еще 50 тысяч гривен — общая сумма выплат составит те самые 100 тысяч гривен. А вот если семья успела получить только первый транш — 5000 гривен, то ей дополнительно перечислят 95 тысяч гривен, так, чтобы в итоге сумма аванса составила 100 тысяч гривен.

Помощь людям, чьи дома были разрушены, теперь рассчитывается без ограничения по площади в размере 60 квадратных метров

Четвертая выплата — окончательные суммы помощи. Они рассчитываются индивидуально комиссиями на основании актов обследования и на основании тех норм, которые были утверждены постановлением правительства. И второе новшество заключается в том, что суммы, исходя из которых будут насчитываться компенсации, тоже были увеличены.

Так, для первой категории пострадавших семей сумма помощи будет рассчитываться исходя не из ранее запланированных 2000 гривен, а из 3850 гривен за один квадратный метр общей площади разрушенного дома или квартиры.

Были увеличены нормы и для второй категории. Нанесенный им ущерб будет оцениваться исходя не из 335, а из 850 гривен за один квадратный метр фактически поврежденной общей площади дома или квартиры, которые подлежат ремонту.

При этом если ранее в расчет предполагалось включать не более 60 квадратных метров общей площади дома или квартиры, то теперь такого ограничения нет.

Опять-таки обращаем внимание, что из окончательной помощи будут вычтены суммы всех предыдущих траншей. Но если вдруг окажется, что помощь (вместе с компенсацией за потерю сельскохозяйственных строений и имущества) составляет для первой категории менее 100 тысяч гривен и для второй категории — менее чем 30 тысяч гривен, то пострадавшим выплатят не меньше этих сумм.

Кроме того, всем категориям, а также другим пострадавшим семьям полагается помощь в связи с утерей хозяйственных построек, имущества, урожая и домашних животных. Третье новшество касается как раз этих компенсаций. Дело в том, что было решено выплачивать помощь не только за поврежденные хозстроения, но и за дачные домики. А в список домашних животных, гибель которых компенсируется государством, наряду с коровами, свиньями, лошадьми, овцами, попали и козы. В целом компенсация полагается в таких суммах:

за разрушенные и поврежденные хозяйственные строения, а также дачные домики — по 50 гривен за один квадратный метр этих строений. При этом в расчет включается не более 30 квадратных метров площади строений. Еще один новый нюанс: если отсутствует инвентарное дело на хозяйственное строение или дачный дом, то для предоставления помощи используются данные домовых книг;

за потерю имущества — по 1000 гривен (кроме третьей категории пострадавших семей, которым назначенная сумма учитывается в авансовой сумме 5000 гривен);

за потерю сельскохозяйственной продукции на приусадебных участках и огородах — по 50 гривен за одну сотку. При этом в расчет включается не более чем 30 соток общей площади приусадебного участка и огорода.

Что касается домашней живности, то компенсация полагается за каждую голову:

крупного рогатого скота и лошадей — в размере 2000 гривен;

молодняка крупного рогатого скота — 800 гривен;

свиней — 500 гривен;

овец и коз — по 300 гривен.

За пчел — по 200 гривен за одну пчелосемью.

«Списки будут обновляться до тех пор, пока компенсацию не получит каждая пострадавшая семья»

Понятно, что получение помощи от государства — дело достаточно непростое и, можно сказать, щепетильное. Нужно составить списки, оценить ущерб, разобраться, кто на какие суммы может претендовать, и, наконец, их выплатить. И на каждом из этих этапов могут возникнуть недоразумения и даже конфликты. Поэтому мы спросили Людмилу Денисову о том, как следует поступать в той или иной ситуации.

 — Людмила Леонтьевна, допустим, семья подала заявление, комиссия приехала, обследовала дом и составила акт, но собственников с ним не ознакомили и отказались выплачивать помощь. Что делать?

 — Нужно обращаться в областную государственную администрацию, где обязательно должны рассмотреть заявление и принять необходимые меры.

 — А если местные органы власти отказываются принимать заявление из-за того, что обращение несвоевременно? Мол, списки уже сформированы и пополняться не будут…

 — Законодательством не определен конечный срок подачи заявлений для назначения помощи. Списки будут обновляться до тех пор, пока помощь не получит каждая пострадавшая семья. Обращайтесь в вашу областную государственную администрацию.

 — Такая ситуация: комиссия составила акт обследования жилья, но местные власти его не утверждают и люди не могут получить помощь.

 — С этим вопросом также нужно обращаться в областную государственную администрацию.

 — Многие люди не спешили с приватизацией жилья и дачных домов. Допустим у человека стихия повредила неприватизированную квартиру, но при этом он является пайщиком жилищно-строительного кооператива. Ему полагается компенсация?

 — Теперь — да. Согласно изменениям, внесенным в порядок предоставления помощи, она будет выплачиваться как собственнику жилья, так и членам жилищно-строительных кооперативов и садовых товариществ. Так что если у человека не была приватизирована еще и дача, но он является членом садового товарищества, то он также может рассчитывать на компенсацию.

 — Часто у жилья бывает несколько собственников. Например половина дома принадлежит одному брату, половина — другому…

 — Эти братья являются совладельцами жилья. И новый прядок предоставления помощи предполагает, что она выплачивается совладельцам жилья пропорционально площади дома, которая принадлежит каждому из них.

 — Допустим, человек, который являлся собственником поврежденного дома, умер. Кто теперь имеет право на получение помощи за дом?

 — Помощь за жилой дом, квартиру или дачный дом выплачивается дееспособным членам семьи, которые на момент смерти собственника дома были в нем зарегистрированы. А в том случае, когда в доме или квартире были зарегистрированы только недееспособные или лица, гражданская дееспособность которых ограничена, помощь выплачивается опекуну, попечителю.

 — А если в доме, кроме умершего, вообще никто не был зарегистрирован?

 — Тогда помощь выплачивается наследникам.

 — Может сложиться ситуация, когда за помощью обратятся сразу несколько зарегистрированных членов семьи или наследников…

 — Тогда помощь выплачивается по решению райгосадминистраций, исполнительных органов местных советов или исполнительного органа Черновицкого городского совета каждому из заявителей в согласованных ими суммах. При отсутствии согласованного распределения суммы помощи ее распределение проводится в судебном порядке.

Также напомним, что Кабинет министров открыл горячую линию, на которую можно обращаться в случае, если возникают проблемы с получением компенсации: 8 (044) 256-78-08. Каждая жалоба фиксируется и в обязательном порядке рассматривается представителями соответствующих министерств и ведомств.