Політика

Александр медведько: «между смертью школьника антона тищенко и сделанной ему прививкой есть прямая связь»

0:00 — 19 вересня 2008 eye 342

Об этом в эксклюзивном интервью «ФАКТАМ» заявил Генеральный прокурор Украины, сообщив также, что по делу о вакцинации перед судом предстанут несколько высокопоставленных чиновников Минздрава

Ирина РЫБИНСКАЯ «ФАКТЫ»

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», выводы членов парламентской следственной комиссии о том, что смерть школьника из Краматорска Антона Тищенко наступила из-за вакцинации от кори и краснухи, чиновники из Минздрава яростно опровергали. После этого все обратили взоры к Генеральной прокуратуре, которая располагает данными патологоанатомических экспертиз и весомыми доказательствами нарушений, допущенных руководителями Минздрава в ходе подготовки кампании дополнительной иммунизации восьми(!) миллионов украинцев в возрасте от 16 до 29 лет.

Как получилось, что врачи, выступавшие в качестве экспертов от двух противоборствующих сторон, но изучавшие одни и те же анализы, материалы и обстоятельства дела, сделали абсолютно противоположные выводы? Причем аргументы как тех, так и других звучат весьма убедительно и авторитетно. Если уж доктора медицинских наук, профессора и академики не могут разобраться в причинах трагедии, стоит ли удивляться простым смертным, далеким от медицины, массово отказывающимся теперь уже от плановой вакцинации. А ведь без прививок нас в Европу не пустят.

«После прививки Антон прошел пять километров пешком от школы до поликлиники, чтобы сделать флюорографию»

В эксклюзивном интервью Генеральный прокурор Украины Александр Медведько рассказал «ФАКТАМ» о ходе расследования как причин смерти 17-летнего одиннадцатиклассника Антона Тищенко из Краматорска (Донецкая область), так и о грядущих допросах бывшего первого замминистра здравоохранения и главного Государственного санитарного врача Украины Николая Проданчука.

 — Александр Иванович, есть ли уже результаты назначенных Генпрокуратурой судебно-медицинских экспертиз в деле о смерти школьника?

 — Да. Но прежде я бы хотел объяснить, почему она вообще была назначена. Сразу после трагедии — ведь погиб ребенок, и мы выражаем свои соболезнования родителям Антона и его близким — первоначальные следственные действия выполняла прокуратура Краматорска Донецкой области. Уголовное дело было возбуждено по факту ненадлежащего исполнения служебных обязанностей медицинскими работниками. По факту смерти школьника была проведена судебно-медицинская экспертиза, которая сделала заключение о причинах смерти. Но следователи не получили ответ на вопрос: действительно ли смерть ребенка наступила вследствие прививки? К тому времени Генпрокуратурой было возбуждено уголовное дело против первого заместителя министра здравоохранения и главного Государственного санитарного врача Украины Николая Проданчука. В связи с подозрениями в превышении служебных полномочий Проданчук был задержан, но вскоре отпущен на подписку о невыезде. Затем решили объединить оба этих уголовных дела. Возглавил следственно-оперативную группу один из лучших следователей органов прокуратуры Александр Калифицкий.

 — Но сейчас прокуратуру обвиняют в затягивании дела…

 — Мы готовы до конца сентября передать его в суд. Но, к сожалению, не можем этого сделать, поскольку еще проводятся экспертизы. Сначала была назначена дополнительная комплексная судебно-медицинская экспертиза с привлечением 12 ведущих специалистов Академии медицинских наук Украины (АМНУ) в области педиатрии, эпидемиологии, гематологии, иммунологии, биологии, а также инфекционисты и детский патологоанатом. Специалисты 8 августа передали нам свое заключение, в котором четко написано, что между смертью Антона Тищенко и проведенной ему вакцинацией против кори и краснухи есть прямая причинно-следственная связь. Данный вывод и положен в основу дальнейшего расследования уголовного дела.

Кроме того, нами была назначена комплексная комиссионная судебно-медико-методическая экспертиза, которая также проведена специалистами АМНУ. Она необходима для того, чтобы установить: правильно ли проводилась вакцинация. Специалисты пришли к выводу, что во время вакцинации было допущено около шести серьезных нарушений. Начиная с того, что эту дополнительную вакцинацию делали весной, когда организмы детей ослаблены, и заканчивая тем, что того же Антона Тищенко после прививки направили еще и на флюорографию. А для этого парню пришлось идти пешком от школы до поликлиники около пяти километров.

По этому уголовному делу назначено еще более ста судебно-медицинских экспертиз. Ведь ухудшение здоровья после прививки почувствовали более ста школьников и студентов. Так что сейчас продвижение дела уже зависит не от следователей, а от экспертов, которые говорят, что смогут закончить свою работу лишь к концу 2008 года.

 — Почему?

 — Во-первых, объем работы большой. Во-вторых, эксперты работают не только по этому уголовному делу. Вы знаете, что в Донецкой области в последнее время случились трагедии на шахтах им. Засядько в Енакиево. А по ДТП сколько жалоб идет о затягивании экспертиз! При этом четкие сроки проведения экспертиз нормативными актами не оговариваются.

 — Александр Иванович, на данный момент уже известно, была ли качественной индийская вакцина, которую использовали в Донецкой области?

 — На последней стадии следствия мы определимся, стоит ли проводить еще и проверку качества вакцины, хотя это наверняка затянет дело. Но для объективности расследования она нужна. Пока из французской лаборатории, в которой Минздрав получил подтверждение соответствия качества индийской вакцины стандартам, мы официального отчета не получили.

Следователь же пришел к выводу, что первым заместителем министра здравоохранения Николаем Проданчуком было допущено превышение служебных полномочий: индийская вакцина была завезена с его согласия. При этом вакцина не прошла сертификацию, не была зарегистрирована, поэтому применять ее было нельзя.

 — Специалисты Минздрава так не считают. Николай Проданчук на допросы является исправно?

 — Да. Никаких претензий в этом плане к нему нет. Пока шли экспертизы, не было необходимости допрашивать чиновников. А сейчас, когда мы выходим на финишную прямую, будут приглашать в прокуратуру и Проданчука, и других высокопоставленных чиновников. Я уверен, дело в отношении должностных лиц будет направлено в суд. Думаю, отвечать придется не только Проданчуку.

 — А кому еще?

 — По нашим данным, это чиновник из Государственной службы лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.

 — Как следствие расценивает неоднозначную информацию о том, что в индийскую вакцину, подаренную Украине ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН.  — Авт. ), якобы по злому умыслу могли добавить посторонние компоненты для того, чтобы заведомо ухудшить здоровье украинцев репродуктивного возраста?

 — Это что-то из области фантастики. Чтобы развенчать все слухи и домыслы, мы и проводим наше расследование. Хочу особо подчеркнуть: врачи и ученые АМНУ, проводившие экспертизы по делу, ни в коем случае не ставят под сомнение необходимость вакцинации населения.

«Здоровому школьнику, уже дважды привитому от кори, сделали третью комбинированную прививку»

Огласить результаты работы временной следственной комиссии Верховной Рады, изучавшей причины осложнений после прививок индийской вакциной, ее глава Виктор Корж планировал с лета. Кто ж знал, что пробраться к парламентской трибуне будет так неожиданно сложно из-за кризиса в Верховной Раде? Посему, депутат-регионал, решив, что важность дела уже не терпит отлагательств, в понедельник в присутствии, кстати, министра здравоохранения Василия Князевича, провел итоговое заседание комиссии, официально отчитавшись перед коллегами.

«ФАКТЫ» сообщали о предварительных выводах парламентских следователей. Самый шокирующий из них — абсолютно здоровому школьнику, уже дважды привитому от кори, сделали третью комбинированную прививку, из-за чего он умер через 14 часов 55 минут. К такому заключению пришли привлеченные депутатами эксперты из АМНУ и других профильных институтов. Кстати, до окончания официального следствия, которое проводит Генпрокуратура, фамилии ученых нельзя оглашать, а сами они обязаны соблюдать тайну следствия. Но редакция располагает как заключениями экспертов, так и отчетом следственной комиссии.

Врачи констатировали, что у Антона Тищенко «развился неклассифицированный шок, в основе которого лежат сложные иммунологические процессы, возникшие в организме ребенка в ответ на введенную вакцину». При этом парень не страдал какими-либо острыми или хроническими заболеваниями и, как показали анализы, инфекционной патологией (в том числе, менингококковой), приведших к быстрому летальному исходу. Медики выяснили, что поход после прививки подростка в поликлинику на флюорографию (хотя острой необходимости в этой процедуре не было), мог спровоцировать бурное развитие шоковой реакции организма.

Что касается необходимости столь массовой дополнительной иммунизации, то медики-эксперты считают, что надо исключить из «списков вакцинации» тех, кто уже дважды был привит, и тех, кто переболел корью или краснухой. А таких в Украине около 80 процентов!

Депутаты предложили запретить использование индийской вакцины, а также отменить приказ министра здравоохранения о дополнительной вакцинации. Зато Украине нужна современная лаборатория контроля качества иммунобиологических препаратов, отвечающая европейским стандартам. По словам депутата Виктора Коржа, Счетная палата обнаружила, что для создания такой лаборатории и на запуск линий по производству отечественных вакцин неоднократно выделялись кредиты…

«После гибели Антона для нас медицина окончательно потеряла свое лицо. А вместе с нею потеряло лицо и государство»

«ФАКТЫ» пытались получить комментарий министра здравоохранения Василия Князевича, присутствовавшего на заседании парламентской комиссии, но чиновник, ограничившись обещанием «потом-потом», поспешно скрылся за дверью комиссии по вопросам здравоохранения. Однако через пару минут министр перешел в другой кабинет, где уже был накрыт стол, а помощники депутатов спешно сносили туда стулья. По всему было видно, что министру некогда общаться с прессой.

Справедливости ради следует отметить, что после громких, хотя несколько преждевременных разоблачений депутата Виктора Коржа, пресс-служба Минздрава распространила заявление министра Василия Князевича, который, в свою очередь, обвинил депутатов в спекуляции на смерти ребенка: «Их цель — это привлечение электората, поверившего во вредность вакцинации и готового выбирать тех политиков, которые якобы защитят их от прививок». Результатом такой политики, по мнению чиновника, стал отказ населения от вакцинации. По данным Минздрава, на данный момент привито на 10 процентов меньше детей и подростков, чем в прошлом году. Скорее всего, эта цифра на порядок больше, потому что чиновники не могут зафиксировать реальное количество купленных справок о прививках, позволяющих без проблем устроить детей в детсады и школы. Причем этот «тихий бунт» продолжается уже не первый год. Противники прививок между собой шепчутся, что Минздрав вот-вот введет некий единый реестр, когда каждая прививка будет вноситься во всеукраинскую компьютерную сеть. Осталось только профинансировать этот глобальный проект.

Василий Князевич также заявил, что именно Виктор Корж в бытность свою министром по делам семьи и молодежи, а также тогдашний глава Минздрава Юрий Гайдаев подписали основные соглашения со Всемирной организацией здравоохранения и ЮНИСЕФ, в том числе и о проведении дополнительной вакцинации против кори и краснухи. А стало быть, эти политики не имели права принимать участие в работе следственной комиссии Верховной Рады.

Самое свежее заявление Национального совета по вопросам здравоохранения и оперативного штаба по вопросам проведения дополнительной вакцинации Минздрава абсолютно противоречит выводам «депутатских» врачей-экспертов. По данным комиссии Минздрава, «прямой причинно-следственной связи между проведенной 12 мая вакцинацией Антону Тищенко и его смертью не установлено». Случай смерти, дескать, можно трактовать как совпадение во времени. Ни одного осложнения и реакций у других детей, вакцинированных из этого же десятидозного флакона, не было. Среди проанализированных версий наиболее вероятной причиной смерти подростка был инфекционно-токсический шок, который мог быть вызван бактериальной (в том числе менингококковой!) инфекцией.

Что касается вакцины, она была ввезена в Украину «в полном соответствии с законом, прошла контроль качества каждой серии вакцины. Качество индийской вакцины еще раз было проверено и подтверждено в Украине (интересно, кем и где? — Авт. ) и в независимой французской экспертной лаборатории. Профессионально проанализировав результаты уже проведенных более чем 113 тысяч прививок, зафиксировано 0,007 процента поствакцинальных реакций, которые соответствуют возможным для данного типа вакцины и завершились полным выздоровлением пациентов».

А вот что рассказала собкору «ФАКТОВ» в Донецкой области Елене Смирновой ученица 11 класса школы № 10 Даша Емец: «После прививки у меня резко упало зрение — на две единицы, появились головные боли. Они продолжаются и сейчас, а зрение уже на четыре единицы упало. А ведь раньше я ни на что не жаловалась. Меня сделали инвалидом. Зато оздоровительной путевки в Святогорск так и не дождалась. Мне ее так обещали в городском управлении по делам семьи и молодежи! Каждые два дня говорили: «Звони… » Звонила, потом стала названивать реже, а там и лето закончилось».

Раиса Тищенко, бабушка погибшего Антона, сказала, что политики обвиняют друг друга в случившемся, а их семья осталась один на один со своим горем. «Депутат Виктор Корж сказал, что ему самому за своих детей страшно, — говорит Раиса Тищенко.  — После гибели Антона для нас медицина окончательно потеряла свое лицо. А вместе с нею потеряло лицо и государство».