Донецкие спортсмены-паралимпийцы привезли в родной город 19 медалей
В понедельник Донецк встречал своих паралимпийцев хлебом-солью. Из Киева домой спортсмены ехали в вагоне со специальным подъемником, который выделила им Донецкая железная дорога. В пути их потчевали сладостями, соками, фруктами, конфетами и пирожными. Спортсмены-инвалиды, вошедшие в состав Паралимпийской сборной Украины, привезли в Донецк 19 медалей, 18 из которых принадлежат пловцам. Конечно, в центре внимания были двое «золотоносных» воспитанников заслуженных тренеров Андрея и Светланы Казначеевых — 22-летний Александр Мащенко и 21-летний Андрей Калина.
— Во время Андрюшиного заплыва у телевизора сидел весь мой детсад, — признается Наталья Григорьевна, мама Андрея Калины, живущая в Славянске Донецкой области. — Узнав, что мой сын поедет на Паралимпиаду, спонсоры подарили садику, где я работаю заведующей, телевизор. Муж смотрел заплыв позже, уже дома, в записи. Первое, что я сказала Андрею, поздравляя его по телефону: «Родной, я горжусь твоим характером!»
И правда, есть чем гордиться: в копилке дважды чемпиона Паралимпиады Андрея Калины (у него с рождения отсутствует рука) — 84 медали с различных соревнований! 11 серебряных, 4 бронзовые и 69(!) золотых. В Пекине Андрей Калина завоевал «золото» на дистанции 100 метров брассом, «серебро» — на 200 метрах в комплексном плавании и «бронзу» — в эстафете 4 по 100 метров. Андрей заканчивает Донецкий институт техники и менеджмента Международного научно-технического университета, который находится в Краматорске. А в этом году поступил еще и на факультет физического воспитания Славянского педагогического института. Кстати, этот же пединстуит окончила и девушка Андрея — Виктория. Вика, как и мама Андрея, работает в детсаде. Поэтому за любимого парня, с которым она знакома уже три года, болела вместе со своими воспитанниками.
Постоянство, вероятно, отличительная черта паралимпийцев. Чемпион Паралимпиады Александр Мащенко познакомил меня со своей девушкой Олей Микениной почти три года назад, сказав: «У нас все серьезно». В 2006 году «ФАКТЫ» писали об Александре Мащенко. Тогда у тотально слепого парня появился шанс восстановить зрение. Ему сделали операцию в немецкой клинике, пересадили вместо поврежденной роговицы трансплантат. Затем был еще ряд операций, на которые ушли все деньги, заработанные пловцом на прошлых Играх в Афинах. Саша даже стал понемногу различать цвета и очертания предметов. Но, увы, вскоре стало ясно, что роговица не прижилась. Конечно, Александр переживал. И от навалившихся на него волнений, и от тренировок похудел килограммов на 15! Но своим близким сказал: «Не буду больше терять времени — на подготовку к будущим Играм осталось полтора года. А уже после соревнований, если заработаю денег, снова займусь зрением». И снова начал тренироваться. И опять победил.
Вернувшись в Донецк, Александр подтвердил, что попытается восстановить зрение. Спортсмен понимает: стопроцентной гарантии того, что трансплантат приживется, нет. Потому с операциями он не спешит.
В Пекине Мащенко стал чемпионом в плавании на 100 метров брассом в классе тотально слепых, вырвав победу буквально на последних метрах. Кстати, Мащенко был чемпионом на этой дистанции и на Играх-2004 в Афинах. Тогда он установил мировой и паралимпийский рекорды.
Оля стала первой, кому Александр сообщил о своей победе в Пекине.
— Саша написал мне в SMS-сообщении, что прошел в финал, — вспоминает девушка незрячего пловца Ольга Микенина. — Потом сказал, что отключает телефон и снова идет на старт, а позвонит только вечером. Я убежала на занятия в университет сама не своя от волнения. А в 14. 30, в перерыве между лекциями, Саша позвонил снова: «Я — первый, я выиграл! Иду на награждение». Получается, в короткий промежуток — по дороге из бассейна к пьедесталу почета — он успел мне позвонить, чтобы сообщить, что принес первое «золото» Паралимпийской сборной Украины!
На следующий день, когда в заплыве на 100 метров баттерфляем Саша выиграл «серебро», он молчал до самого вечера. Оля чувствовала, что ее любимый завоевал медаль, но не знала какую. В пять вечера девушка включила телевизор, с нетерпением ожидая трансляции заплыва, когда раздался звонок: «Ну что, видела? Я решил сделать тебе сюрприз».
— Уровень приема спортсменов был очень высок, — говорит паралимпийский чемпион Александр Мащенко. — Нас ни на минуту не оставляли без сопровождения и даже вещи укладывали максимально удобно для каждого из участников соревнований. Единственное, что выбило нас из колеи, так это акклиматизация: где-то на девятый день мы почувствовали, как действует на нас влажная жара — усталость стала буквально валить с ног. А тренировались мы в тренажерных залах и бассейне по шесть — восемь часов в день. Но ничего, «будили» себя
Александр признался, что не мог дождаться, когда наестся Олиного борща с грибами.
— В Пекине в меню предлагалось что угодно, даже суп с лягушачьими лапками, — вспоминает Александр. — Мы, правда, выбирали что-то более близкое к славянской кухне — курицу, мясо. Но борща там точно не было, а сметаны — тем более. Китайцы не знают, что такое сметана. Поэтому мы все соскучились по борщу.
В отличие от еды, в одежде спортсмен более переборчив. Оля старается, чтобы костюм Саше был и удобен, и к лицу. Ткани он чуть ли не на зуб пробует: «Тут синтетики много, эта сильно мнется». Но все это, по мнению девушки, мелочи, по сравнению с тем, как мужественно Саша переносит все трудности и временные неудачи.
— Почему-то меня все спрашивают, не тяжело ли мне с Сашей? Как с ним может быть тяжело?! — удивляется Оля. — Мои родители тоже его приняли, как родного сына.
Ольга заканчивает магистратуру Донецкого национального университета экономики и торговли имени М. Туган-Барановского по курсу международная экономика.
— Для меня это первая Сашина Паралимпиада, — признается Оля. — Я не думала, что ждать его — это так тяжело. Два дня на валерьянке просидела, пока пришло от него первое сообщение Мне было 13 лет, когда папа прочитал в газете о слепом 14-летнем мальчике, уроженце нашего города, который выиграл золотую медаль на Паралимпийских играх в Сиднее. Саша тогда учился в Славянске, в школе для незрячих, и его первая победа не так уж и гремела в родном Иловайске. Да и вообще спортсмены-инвалиды были тогда для людей в диковинку. Другое дело теперь. Когда я на днях навещала своих родителей в Иловайске, меня все узнавали и поздравляли. Учитель физкультуры из школы Ь 12, где Саша учился в начальных классах (потеряв зрение в результате травмы, мальчик перешел в специализированную школу. — Авт. ), встретила меня словами: «После того как наш Саша выиграл «золото», дети заявили мне: «Мы создали фан-клуб Александра Мащенко!» Я никогда не думала, что столько людей следят за Паралимпийскими играми, болеют за «своих».
Как призналась мне Оля, своего избранника она разглядела лишь с третьего раза: когда удалось с ним пообщаться в гостях у общих знакомых.
— Мы проговорили весь вечер, и я сразу поняла, что это — «мое, родненькое», — вспоминает девушка. — А когда мы встретились на следующий день, Саша окончательно запал мне в душу: я не могла налюбоваться его улыбкой. Какой же он у меня красивый! А сколько книг переслушал после того, как у него появился компьютер, я теперь его не догоню.
— Жена каждое утро слушала сообщения по радио и тут же передавала мне хорошие вести, — рассказывает Сергей Николаевич, отец Александра Мащенко. — Но я все-таки ждал вечерних новостей, чтобы точно удостовериться: сын выиграл медаль. Это уже четвертая золотая награда у Саши! Мне аж не верится
Сергей Николаевич очень гордится сыном, участником трех Паралимпиад. До сих пор каждую медаль он предпочитает «пощупать» собственноручно. Папа чемпиона рассказал «ФАКТАМ», что, когда 14-летний Саша завоевал свое первое «золото» на Паралимпиаде в Сиднее, даже учителя из его школы в Иловайске сомневались, что медаль отдадут: «А вдруг передумают и кому-то другому вручат?!» А уж о том, что ослепший в детстве сын на деньги, заработанные на Паралимпиаде в Афинах, подарит отцу машину, Сергей Николаевич даже не мечтал! Первое SMS-сообщение, которое отец послал сыну-чемпиону в Пекин, было таким: «Сынок, не зря ты не был дома целый год».
— В нашей донецкой квартире, где мы сейчас живем, Саша не был практически с Нового года, — рассказывает Оля. — А в Иловайске, у родителей, и того больше. Поэтому готовим ему сюрприз. Соберем всех друзей, которых он мечтал увидеть весь этот год!
Оля говорит, что не могла дождаться, когда дома воцарится беспорядок:
— Саша, как и всякий мужчина, любит все вытаскивать из шкафчиков — «чтобы было под рукой». Если в квартире повсюду Сашины вещи, значит, он — дома!